Сообщить об ошибке
Царь Иван Васильевич Грозный ("Дочь Пскова", "Псковитянка")"
Режиссер:Александр Иванов-Гай
Год:1915
Страна:Россия
Длительность:58 мин.
Формат:немой, ч/б, 1600 м
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1915-10-20 — выпуск на экран

16-го октября в присутствии представителей прессы, многих артистов и самого Ф.И. Шаляпина состоялся закрытый просмотр картины «Дочь Пскова», в которой роль Царя Ивана играет знаменитый артист. Шаляпин — на экране! Это, по нашему мнению, первое большое торжество синематографии. Кинематограф, признанный мировым гением, кинематограф, включивший в свой репертуар картину с участием Шаляпина! Это ли не праздник русской кинематограф...

 
 

16-е октября 1915 г. является началом новой эры в немом царстве победоносного Кино: в этот день венчался на киноцарство Ф.И. Шаляпин.

Рампа и Жизнь. 1915. № 43

...
 
 

[...] Выступая в кинематографе, Ф.И. Шаляпин глубоко обдумал и оригинально обставил лишь материальную сторону своего выступления, а к художественной отнесся с непростительным легкомыслием

Такие безграмотные в художественном отношении и серые картины, какой вышла «Дочь Пскова», русская кинематография создавала на заре своей деятельности, в первых своих опытах.

Ф.И. Шаляпин принес с собою на экран все условности оп...

 
 

Рассказывают, что с «шаляпинской» лентой, которая, кстати сказать, далеко не имела того колоссального успеха, какой ожидал «Ша-рез» (читай: Шаляпин—Резников), произошел курьез.

На экране одна из надписей появилась в таком изложении:

«Она нарушила клятву, данную мужу, и родила девочку».

Первый на эту надпись обратил внимание Горький, который сидел на просмотре картины вместе с Шаляпиным....

 
 

[...] Примечательное выступление на экране гениального, непревзойденного артиста, бесспорно признанного всем культурным миром Ф.И. Шаляпина.

Лично для Шаляпина кинематограф, вероятно, давно уже являлся великим соблазном.

Восторги, расточаемые во всех концах мира пластичности его тела и жеста и выразительности его мимики, естественно, должны были родить в нем желание запечатлеть себя на кинематографическом экране, вся жизнь которого как будто бы...

 
 

«Псковитянку» Шаляпин совершенно справедливо считал одной из своих удач, именно в плане мимическом.

Съемка была произведена под диктовку великого певца, который стремился сохранить полностью свою свободу в привычной, выработанной упорным трудом роли. Казалось, съемочному аппарату остается лишь точно зафиксировать мимическую игру артиста так, как это делает граммофонная пластинка, записывая пение. Аппарат именно это и сделал, но результат оказался со...

 
 

Я спросил у В.В. Максимова, который считался в то время одним из королей экрана, как он относится к затее Шаляпина. Максимов деликатно ответил: «Это, конечно, интересно — Шаляпин великий артист. Только почему выбрали Гая режиссером? Да и оператор у них неважный» [...]

Шаляпину Иванов-Гай импонировал своим веселым нравом. В компании это был весельчак, балагур, мастер рассказывать анекдоты. В перерывах меж...

 
 

[...] Однажды, это уже ближе к весне, пошел я к вечеру в Кремль. Возвращаясь, я увидел, как со Знаменки навстречу мне идут, не спеша, рослые люди, на которых все оглядываются. Иные даже останавливаются, смотрят им вслед. И когда они подошли ближе, священный трепет, [...] благоговейный ужас охватил меня. Шел человек, из которого воистину «вышло» что-то: Шаляпин! Предполагали снимать картину «Иван Грозный». Видимо, с...

 
 

Совсем рядом, в трех-четырех шагах, стоял сам Шаляпин. Могучий гений в облике грозного царя стоял рядом со мной, мальчишкой, под которым плясала лошадь. Я так растерялся от всей этой сцены, от сознания, что так неожиданно «вхожу в историю», что окончательно потерял власть над своим конем.

Федор Иванович некоторое время опасливо косился в мою сторону и наконец произнес: «Молодой человек, попридержите-ка лошадку. А то&nb...

 
 

[...] Признаться, я никогда так не уставал духовно в опере, как теперь, играя Грозного для кинематографа.

Я, в данном случае, как новичок, был в исключительно благоприятных условиях. Мне было все время съемки приятно работать, так как компания подобралась более, чем хорошая.

Повторяю, первый произведенный мною опыт дал мне и в отношении художественных запросов и в отношении всей дружной товарищеской обстановки полное удовлетворение. Н...

 
 

Я, прежде всего, должен констатировать, что не всякий актер может играть для кино-театра.

Для него нужна особая большая напряженность в интерпретации чувств и положений.

В опере, в драме артист разрежает эту напряженность речью, свободой жестикуляции, быстротой движения.

Перед экраном артист в этом отношении связан.

И, признаться, я никогда так не уставал духовно в опере, как теперь, играя Грозного для кинематографа.

...
 
 

Я познакомился с Шаляпиным в 1915 году на съемках, к сожалению, единственного фильма с его участием «Псковитянка»... Съемка [...] происходила на натуре. В селе Крылатском по Белорусской железной дороге, на крутом берегу Москва-реки был выстроен терем Ивана Грозного... Он всегда приезжал на съемку в точно назначенное время. Гримировал его знаменитый гример Шаргалин, добившийся поразительного портретного сходства с&nbs...

 
 

Вчера мне звонил Кенеке и сказал следующее: Резников (импресарио итальянской оперы — Вы его наверное знаете) заключил контракт с Шаляпиным на целый ряд лент для кинематографических съемок. Теперь он занят усиленно вопросом о соответствующем режиссере. Если с этим что-нибудь сумеете сделать — попытайтесь.

ВЕРМЕЛЬ С. Письмо В. Мейерхольду, 1915. — РГАЛИ. Ф. 998. On. 1. Ед. хр. 1212. Л. 14 об

...
 
 

Кишинев. [...] В «Орфеуме» прошла нашумевшая картина с участием Ф.И. Шаляпина «Псковитянка». Шла она 7 дней при полном сборе. Публика единодушно хвалила постановку картины более, чем игру самого Шаляпина.

Кине-Журнал. 1916. № 5/6

...
 
 

Борисоглебск. Недавно весь город был взбудоражен анонсом такого содержания: «Большой Художественный театр. На днях у нас будет Ф.И. Шаляпин». Все были в недоумении: как в нашей глуши и вдруг Шаляпин? Находились простаки и приходили заранее брать билеты. Через несколько дней все объяснилось, когда вышла афиша, в которой значилось, что идет картина с участием Ф.И. Шаляпина. «Царь Иван Васильевич Грозный». Многие за такую &laqu...

 
 

Аннотация
По драме Л. А. Мея «Псковитянка».
Фильм сохранился без надписей.
Титры
Режиссер
Александр Иванов-Гай
Оператор
Альфонс Винклер
Художник-постановщик
Владимир Егоров
В ролях
Николай Салтыков
Туча
Михаил Жаров
опричник
Федор Шаляпин
Иван Грозный