Сообщить об ошибке
Солнце
Режиссер:Александр Сокуров
Год:2004
Страна:Россия/Италия/Франция
Производство:Ленфильм
Длительность:110 мин.
Формат:цв., 35 мм, Dolby Digital
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:2005-02-17 — выпуск на экран
Тексты
 

«Когда общество процветает, народ доволен». Это китайское изречение легло в основу имени 124-го императора Японии — Хирохито. За время его правления, длившегося с 1926 по 1989 год, Страна восходящего солнца пережила славу крупнейшей колониальной державы, унижение капитуляции и превращение в одного из лидеров мировой экономики. Не менее удивительные метаморфозы претерпел и имидж самого императора. Его считали богом, потом военным преступником, а свой земной путь он закончил «символом государст...

 
 

17 июля [1945 года] пришло известие, потрясшее весь мир. Днем ко мне заехал Стимсон и положил передо мной клочок бумаги, на котором было написано: «Младенцы благополучно родились». Я понял, что произошло нечто из ряда вон выходящее. «Это значит, — сказал Стимсон, — что опыт в пустыне Нью-Мексико удался. Атомная бомба создана». Хотя мы следили за этими страшными исследованиями на основании всех тех отрывочных и скудных сведений, которые нам давали, нам заранее не сообщили (или, во всяком случа...

 
 

Сам фильм «Солнце» кажется столь же непроницаемым, как та бесстрастная маска, которую на протяжении его действия стремится удержать на своем лице Император Японии Хирохито. Япония, трагический август 1945 года — финальный аккорд Второй мировой войны. Позади — ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, столица в руинах, оккупанты занимают страну, складывающую оружие… Над островами, подернутыми туманом, радио разносит с...

 
 

Нужно было изобрести кино, чтобы удовлетворить желание людей общаться с призраками.

Жак Деррида

Пишущий о Сокурове находится в странном положении. Режиссер, который упорно декларирует приоритет литературы, живописи, музыки над кинематографом; режиссер, который не устает обвинять кинематограф в агрессивной манипуляции массовым сознанием, — продолжает делать фильм за фильмом… Но это несоответствие является лишь видимост...

 
 

Человек, хоть однажды видевший, как японец едет на работу на велосипеде, транспортируя в передней корзинке портфель с важными бумагами, а вечером лежит навзничь во весь свой небогатырский рост перед баром с караоке и веселыми девицами (пьяный в сиську, но в таком же отутюженном костюме), никогда не сможет понять, как эта нация проиграла войну.

Объяснения существуют разные. Американцы напоминают об атомных бомбах, уничтоживших Хиросиму и Нагасаки и 210 тысяч их жителей. Русские говоря...

 
 

Сначала Гитлер («Молох», 1999), затем Ленин и Сталин («Телец», 2001); теперь — Хирохито, японский император («Солнце», 2005). «Тоталитарный цикл» Александра Сокурова безукоризненно выстроен. Очень сложно перевести на язык слов подспудные смыслы, таящиеся в его могучих образах, — так, чтобы не сделать их тривиальными. Не свести к банальностям вроде «абсолютная власть развращает абсолютно». Или «диктаторы — такие же люди, как вы и я». Что означает: «все мы заражены спорами тоталитаризма». Или д...

 
 

Из всех сокуровских героев лишь Хирохито: Император по рождению, ученый по призванию и поэт по складу души — проходит пытку немощью до конца. Лишь он один соглашается стать из бога человеком, доказывая тем самым свое божественное происхождение — ибо на такое воистину может отважиться только бог. Лишь он один принимает нелепое, низкое, немощное чаплинское одиночество как должное. Проходит через допросы, окруженный гулом и взглядами, глумливыми насмешками и плаксивыми мольбами. Малютка Цахес, к...

 
 

Наслаждение мастерством Александра Сокурова. Он впустил меня в фильм, он впустил в меня страдание. Загадочно страдание королевской личинки, что в коконе заточена и бабочкой не станет — понимает, что не станет.

Восхищение встречей Императора и генерала. Ткань трагедии натянута поверх ткани экрана, и мелькает над ними рука, тишину вышивая. Прикосновение и дым двух сигар, прикосновение и дым двух культур.

А вот и сказки волшебство: жена возвращается, и Император снимает шляпку ...

 
 

Я не считаю себя по отношению к Александру Сокурову обычным сторонним наблюдателем — я его давний и искренний поклонник. Его фильмы не только выразительны по форме, они непременно заключают в себе некое послание — будь то фильм о Ленине, или о Гитлере, или о Хирохито, или фильм «Русский Ковчег». В большинстве исторических фильмов режиссеры ограничиваются тем, что разыгрывают некое действо на фоне декораций и при этом намекают на современность — более или менее явно. Но когда я смотрел «Солнце...

 
 

МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ

Екатерина Андреева

Перечислять достоинства «Солнца» можно долго: совершенство актерской игры, умный сценарий, высококлассные операторская работа и звук, тончайшая художественная аранжировка вещей и интерьеров, благодаря которой даже Елагин дворец воспринимается символически — как свет ясности и внезапной высшей тишины. Все элементы фильма устремлены к прозрачному представлению сущностных тем и идей. Их несколько, хотя и одной хватило б...

 
 
ПОСЛЕ МИРОВОЙ ПРЕМЬЕРЫ

по материалам зарубежной прессы

 

Для меня было большим разочарованием, что награды не был удостоен новый фильм замечательного российского мастера Александра Сокурова. "Солнце" — странная клаустрофобическая камерная пьеса об императоре Хирохито в последние дни Второй мировой войны. Интерьеры фильма погружены во мрак...

 
 

Эссеист, публицист, автор переводов произведений Чехова, Ахматовой, Окуджавы и многих других. Принимала активное участие в создании киноклуба «Эйзенштейн». Работала переводчиком и координатором на фильмах «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче», «Солнце».

Любовь Аркус: Хироко-сан, каково ваше личное отношение к императору Хирохито и к событиям, о которых идет речь в фильме «Солнце»?

Хироко Кодзима: Это очень сложный вопрос. И он во многом ...

 
 

Иссей Огата (настоящее имя Кадзусигэ Огата) родился 22 февраля 1952 г. в городе Фукуоко, окончил государственную школу Тойотама. Победив в телевизионном конкурсе молодых комиков, начал активно сниматься в телепостановках и телерекламе. В начале 1980-х гг. необычайную популярность приобрели его новаторские для японской театральной традиции моноспектакли. Минимально используя внешние приспособления (костюмы, грим, декорации), Огата создает сотни самых разнородных персонажей. Его моноспектакл...

 
 

В начале 2005 г. завершена работа над фильмом «Солнце». В феврале 2005 г. на Берлинале состоится его мировая премьера.

Любовь Аркус: Это третий фильм из задуманной тетралогии — после «Молоха» и «Тельца», перед «Фаустом». Почему японский император? Как складывались твои отношения с Японией, и почему именно на эту страну пал твой выбор?

Александр Сокуров: Я очень давно думаю об этой стране. Она живет во мне — так получилось. Вот не я в ней, но она во мне. ...

 
 

…Если я не ошибаюсь, это было 19 или 20 ноября 1998 года. Мне сообщили, что фильму «Мать и сын» присуждена премия Папы Римского, и пригласили на несколько дней в Ватикан. Мы тогда были в производстве, работали в Германии над озвучанием «Молоха», и я мог вырваться лишь на день-полтора.

Меня удивила торжественность церемонии. Было очень много самых разных людей. Иоанна Павла II под руки ввели в зал два кардинала; он сел в кресло с высокой спинкой и начал говорить в микрофон свою речь —...

 
 

Аннотация
Япония. 1945 год. Император Хирохито должен принять исторические решения, ломающие многовековую традицию. А именно — объявить о капитуляции в войне и отречься от статуса потомка богини Солнца. А американский генерал Дуглас Макартур, командующий союзными войсками, после оккупации Японии должен решить судьбу Хирохито и всей императорской династии.
Титры
Режиссер
Александр Сокуров
Сценарист
Юрий Арабов
Оператор
Александр Сокуров
Художник-постановщик
Елена Жукова
совм. с Ю. Купером
Художник по костюмам
Лидия Крюкова
Звукорежиссер
Сергей Мошков
Композитор
Андрей Сигле
Продюсеры
Игорь Каленов
продюсер совм. с А. Сигле, М. Мюллером
Андрей Сигле
продюсер совм. с И. Каленовым, М. Мюллером
Александр Роднянский
сопродюсер совм. с А. Зерцаловым, А. Де Клермон-Тоннером
Андрей Зерцалов
сопродюсер совм. с А. Роднянским. А. Де Клермон-Тоннером
В ролях
Иссей Огата
император Хирохито
Александр Сокуров
текст за кадром
Сиро Сано
слуга императора Хирохито
Синмеи Цудзи
старый слуга
Таидзиро Тамура
директор института
Хироя Морита
премьер-министр Судзуки Контаро
Тосиаки Нисидзава
морской министр адмирал Йонаи
Наомаса Мусака
военный министр Анами
Юсуке Тозава
лорд-хранитель печати Кидо
Кодзиро Кусанаги
министр иностранных дел Того
Тэцуро Цуно
генерал Умедзу
Рокуро Абэ
начальник Генерального штаба флота, генерал Тоеда
Дзун Хаити
министр внутренних дел Абэ
Кодзюн Ито
председатель тайного совета Хиранума
Тору Синагава
генеральный секретарь кабинета Сакомидзу
Роберт Доусон
генерал Дуглас Макартур
Каори Момои
императрица Нагако
Георгий Пицхелаури
адъютант генерала Макартура
Тобин Обер
эпизод

Фестивали и премии
2005Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» „Медный всадник“
Лучший фильм (Александр Сокуров)
2005МКФ "Золотой абрикос" в Ереване
Главный приз (Александр Сокуров)
2005МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при «Золотой грифон» (Александр Сокуров)
2005МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (Александр Сокуров)
2005Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
«Лучший фильм» (Андрей Сигле)
2005Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
«Лучшая музыка к фильму» (Андрей Сигле)
2005Премия «Ника»
За лучший сценарий (Юрий Арабов)