Сообщить об ошибке
Эликсир бодрости (в Боевом к/сб. № 7)
Режиссер:Сергей Юткевич
Год:1941
Страна:СССР
Производство:Союздетфильм
Длительность:9 мин.
Формат:ч/б
Вид:игровой
Жанр:агитфильм, фарс
Премьера:1941-11-07 — выпуск на экран

Осенью 1941 г. на студии начался выпуск Боевых киносборников. Юткевич снял Боевой киносборник № 7 (1941) без всякого пропагандистского надрыва. Главным героем этой военной "комедии масок" стал бравый солдат Швейк, новелла Эликсир бодрости снималась по сценарию только что отбывшего ссылку Николая Эрдмана, а немецкого солдата-в...

 
 

В картинах о Швейке гнев, сарказм художника нашли свое выражение в образах гротескных, преувеличенных. Людям, не понимавшим условностей гротеска, естественно, казались неправдоподобными ситуации, которые смело ввел в свой фильм Юткевич: Гитлер, сидящий в клетке; разные способы казни бесноватого фюрера.— «Помилуйте, это нежизненно, так же не было!» — говорили постановщику.

Но Юткевич шел в своем фильме от&nbs...

 
 

По сути дела, это почти бессюжетный диалог, клоунада циркового типа. [...] Отточенность, оригинальность сатирических «реприз»-каламбуров, воздействие которых усилено мастерской игрой Э. Гарина, обеспечивает напряженное внимание и бурный отклик слушателей. Оказывается, такой, казалось бы, чисто литературный жанр, как каламбур, может быть вполне «киногеничным»! Дело в качестве остроты и злободневности каламбура, мастерстве подачи. Удача &laq...

 
 

Сам жанр комедии часто вызывал те «обертоны восприятия», что противоречили установкам пропаганды. Так, в новелле «Эликсир бодрости» из «Боевого киносборника» № 7 (реж. Сергей Юткевич, 1941) Эраст Гарин изображал немецкого солдата, от страха превратившегося на Восточном фронте в завзятого выпивоху. Но пьянство на Руси всегда считалось не пороком, а некоей формой национальной доблести. Сцены за...

 
 

Так же как живописцам и рисовальщикам, вернувшимся к боевой традиции Маяковского, заложенной в «Окнах РОСТА» и вновь воскресшей в «Окнах ТАСС», так же как поэтам и прозаикам, немедленно развернувшим работу во фронтовой печати, кинематографистам предстояло поставить свое искусство на службу фронту и найти для этого новые формы.

Они были удачно найдены именно в тех жанрах, которые не пользовались осо...

 
 

Бывают вещи, вызывающие удовлетворение. К таким явлениям я отношу выход на экраны фильма, составленного из короткометражек под общим названием «Боевой киносборник» № 7. Он вышел на московские экраны 7 ноября 1941 года. Всем известно, какие тревожные дни переживал весь наш народ в то время. И вот в годовщину Октябрьской революции в одной из короткометражек под названием «Эликсир бодрости» з...

 
 

Аннотация
Немецкий офицер беседует с нетрезвым солдатом – нетрезвым потому, что перед наступлением, как это заведено в немецкой армии, он выпил «эликсира бодрости» – водки. Речь заходит о тетке солдата, которая пишет ему на фронт «упаднические» письма. Офицер диктует солдату «письмо, полное мужества и горячей уверенности в нашу молниеносную победу», которое должно вернуть тетушке бодрость. Но нетрезвый солдат не слишком хорошо его понимает. Офицер диктует: «Дорогая тетушка, не верь слухам, верь только мне. Знай, что мы не разбиты». А у солдата получается: «...Знай, что мы не раз биты». И далее: «Дорогая тетушка, верь во всем доктору Геббельсу, который пишет сводки...». Солдат бормочет: «Вон оно что. Геббельс пишет с водки». «А ты что, этого не знал, что ли?». «Догадывался, господин инспектор. Действительно, то, что пишет доктор Геббельс, можно писать только с водки». Несмотря на все старания, ободряющее письмо для тетушки никак не складывается, вот офицер и задается вопросом: «Что же тогда пишут с фронта умные люди?».
Титры
Режиссер
Сергей Юткевич
Сценаристы
Михаил Вольпин
автор сценария совм. с Н. Эрдманом
Николай Эрдман
автор сценария совм. с М. Вольпиным
Оператор
Жозеф Мартов
В ролях
Владимир Канцель
Владимир Владиславский
немецкий офицер
Эраст Гарин
рядовой Шульц