Сообщить об ошибке
Чапаев
Режиссеры:Сергей Васильев
Георгий Васильев
Год:1934
Страна:СССР
Производство:Ленфильм
Длительность:95 мин.
Формат:ч/б
Вид:игровой
Жанр:военный фильм, драма
Премьера:1934-11-07 — выпуск на экран
Тексты
 

Он с лихвой выполнил социальный заказ: на полном скаку примчался с экрана в историю гражданской войны, оттеснив ее реальных стратегов и полководцев, уже выведенных в расход высочайшей волей эпохи. Затаив дыхание, пацаны в который раз надеялись на отмену рокового финала. Казалось, случится чудо, белая пуля шлепнется мимо и любимый герой, выбравшись на отмель, пришпорит горячего коня. Надежда на чудо в стране, объявившей все чудеса ...

 
 

Чудо этой ленты обнаружилось буквально на первом же сеансе – в ленинградском кинотеатре "Титан". Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, публика не встала с мест. Притихший зал чего-то ждал. Пришлось выйти директору кинотеатра и объявить: "Товарищи, все…"

Люди были потрясены. Картина воспринималась как живой кусок жизни. Такого кино еще никогда не видели.

Чудо этой ленты обнаружилось буквально на первом же сеансе – в ленинградском кинотеатре "Титан". Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, публика не встала с мест. Притихший зал чего-то ждал. Пришлось выйти директору кинотеатра и объявить: "Товарищи, все…"

Люди были потрясены. Картина воспринималась как живой кусок жизни. Такого кино еще никогда не видели.

Чудо этой ленты обнаружилось буквально на первом же сеансе – в ленинградском кинотеатре "Титан". Очевидцы вспоминают, что когда фильм кончился, публика не встала с мест. Притихший зал чего-то ждал. Пришлось выйти директору кинотеатра и объявить: "Товарищи, все…"

Люди были потрясены. Картина воспринималась как живой кусок жизни. Такого кино еще никогда не видели.

Скажем, в дни выпуска "Красных дьяволят" или "Путевки в жизнь" у кинотеатров выстраивались длиннющие очереди. Ленты годами не сходили с экранов. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем, как был встречен народом "Чапаев".

Восторженная молва о фильме разнеслась по стране. Кинотеатры осаждали толпы людей. Их было столько, что во многих городах сеансы проводились круглосуточно. Фильм по-новому раскрыл коллективную природу кинозрелища. Его шли смотреть целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами, шли как на праздник – колоннами, с оркестрами, неся плакаты и транспаранты: "Мы идем смотреть "Чапаева"!". Копий картины не хватало. Их срочно допечатывали.

ПИСАРЕВСКИЙ Д. Братья Васильевы. М.: Искусство, 1981

 
 
Главное управление кинофотопромышленности сообщает нам о мерах, принятых для того, чтобы "Чапаева" посмотрела вся страна. Ленинградская фабрика массовой печати фильмов круглые сутки в три смены размножает только "Чапаева".
Прошло 15 дней с тех пор, как "Чапаев" впервые появился на экране. За этот короткий срок картину смотрело свыше 2 миллионов зрителей.
[Редакционная статья] // Правда. 1934. 22 ноября...
 
 
Появление "Чапаева" знаменует начало четвертой пятилетки советского кино - начало пятилетия великого синтеза...
ЭЙЗЕНШТЕЙН С. ["Чапаев"] // Литературная газета. 1934. 18 ноября...
 
 
Стремясь разрешить проблему создания положительного образа в советском фильме [...] [м]ы хотим волновать зрительный зал, мы хотим, чтобы наш зритель любил наших героев и ненавидел наших врагов.
С. и Г. ВАСИЛЬЕВЫ. ["Чапаев"] // Известия. 1934. 29 ноября...
 
 
Со дня выпуска «Чапаева» прошел год. Этот год стал для нас годом теоретического осмысления проделанной в течение двух лет творческой работы. […]
Мы направили все наши усилия в сторону разработки, нахождения и создания в кинопроизведении образов людей нашей эпохи, образов ярких, глубоких, сложных в своей простоте, заставляющих зрителя любить и ненавидеть, плакать и смеяться.
Мы стремились к созданию картин, в которых наша великая перестройка мира была бы раскрыта через психику, поведение и ...
 
 
Мы считаем, что по-настоящему экранизировать литературное произведение — это значит суметь понять чувства, мысли, направленность писателя и, отталкиваясь от этого, воспользовавшись добавочным материалом, создать что-то новое. Это новое должно иметь самостоятельную художественную  жизнь.
Вот почему, когда мы начали работать над «Чапаевым», мы не ограничили себя рамками одного романа. […]
[…] [М]ы постарались собрать целый ряд материалов, дополняющих обрисовку людей и эпохи. Фурманова ...
 
 
Вопрос. Как у вас обычно проходил репетиционный период?
[C.Д.]Васильев. […] Для нас репетиционный период заключался главным образом в том, чтобы, отталкиваясь от материала сценария, заставить найти какие-то правильные взаимоотношения тех действующих лиц, которые у нас были, и заставить актера найти на конкретном, хотя бы и очень «липовом» материале штрихи, от которых он может отталкиваться, уяснять себе образ. Я приведу такой пример: сцена объяснения, где место командира.
Прежде в...
 
 
На читке присутствовал и Б. А. Бабочкин, которого мы намечали на роль Чапаева. Однако, чтобы проверить, насколько его интересует эта роль, мы сказали, что хотим поручить ему роль Петьки. [...] Мы возвращались ночью по широким улицам Ленинграда. Б. А. Бабочкин внезапно остановился и сказал: "А знаете, как он носил фуражку? Вот так, вероятно… Именно так!" И тут же показал нам, как Чапаев, и только Чапаев, мог носить фуражку. Через несколько шагов Бабочкин опять остановился: "А знаете, как он здоро...
 
 
Для зрителей тридцатых годов [...] непосредственность восприятия фильма, полная вера в подлинность, первозданность происходящих событий приближалась к своему абсолюту, к своей вершине, к своим ста процентам.
БАБОЧКИН Б. А. В театре и кино, М.: Искусство, 1968...
 
 

Аннотация
По мотивам одноименного романа Дмитрия Фурманова, его дневников, а также воспоминаний солдат легендарной дивизии.
О герое гражданской войны, знаменитом комдиве Василии Чапаеве. Фильм имеет мало общего с реальными событиями, как и герои — с их прототипами. Чапаев становится обобщенно-фольклорным образом простоватого на вид, но в действительности мудрого и бесстрашного красного командира.
Фильм восстановлен в 1963 г. на к/с «Мосфильм».
Титры
Режиссеры
Сергей Васильев
совм. с Г. Васильевым
Георгий Васильев
совм. с С. Васильевым
Сценаристы
Сергей Васильев
автор сценария совм. с Г. Васильевым
Георгий Васильев
автор сценария совм. с С. Васильевым
Операторы
Александр Ксенофонтов
совм. с А. Сигаевым
Александр Сигаев
совм. с А. Ксенофонтовым
Художник-постановщик
Исаак Махлис
Звукорежиссер
Александр Беккер
Композитор
Гавриил Попов
В ролях
Борис Бабочкин
В. И. Чапаев
Леонид Кмит
Петька
Варвара Мясникова
Анка
Борис Блинов
Фурманов
Николай Симонов
Жихарев
Георгий Васильев
Георгий Жженов
Тереша
Борис Чирков
крестьянин
Андрей Апсолон
эпизод
Степан Шкурат
Потапов
Илларион Певцов
Бороздин
Сергей Васильев
поручик

Фестивали и премии
1946МКФ в Венеции
Бронзовая медаль (Георгий Васильев)
1946МКФ в Венеции
Бронзовая медаль (Сергей Васильев)
1941Сталинская премия
I степени (Борис Бабочкин)
1941Сталинская премия
I степени (Георгий Васильев)
1941Сталинская премия
I степени (Сергей Васильев)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при и Диплом (Георгий Васильев)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при и Диплом (Сергей Васильев)
1935МКФ в Москве
Главный приз «Серебряный кубок» за программу киностудии «Ленфильм» (Георгий Васильев)
1935МКФ в Москве
Главный приз «Серебряный кубок» за программу киностудии «Ленфильм» (Сергей Васильев)