Сообщить об ошибке
Уход великого старца
Режиссеры:Яков Протазанов
Елизавета Тиман
Год:1912
Страна:Россия
Производство:Т/Д П. Тиман и Ф. Рейнгардт
Формат:немой, ч/б, 952 м.
Вид:документально-игровой
Жанр:драма

В последнее время распространился слух, что одна из крупных прокатных контор приобрела у известной фабрики негатив одной ленты, уплативши за него не более не менее, как 40.000 руб.

Сумма неслыханная до сих пор не только как гонорар, имеющий отношение к кинематографии, но и вообще как гонорар за право собственности на картину. Конечно, здесь не может быть и речи о произведениях наших прославленных худож...

 
 

Нам сообщают, что гр. С.А. Толстая была в эти дни больна. Болезнь явилась следствием неприятности, которую пережила графиня. Дело в том, что какая-то петербургская кинематографическая фирма в погоне за дешевой сенсацией инсценировала интимную сторону жизни графини Софьи Андреевны и Льва Николаевича, причем были воспроизведены совершенно неправдоподобные сцены, а те, которые правдоподобны, в большинстве случаев представлены в диком и лживом осв...

 
 

[...] Присутствовавшие при демонстрировании картины пришли в негодование от тех несуразностей, гадкой лжи, безобразных нелепостей, порочащих память и доброе имя Л.Н.Толстого, которыми было полно отвратительное «произведение» спекулянтов.

Разумеется, ни о каком участии родных и знакомых великого писателя в такой грязной выдумке не могло быть и речи.

Позорили память Толстого «добровольцы» из публики, и ...

 
 

[...] Домашние сцены из жизни поддельного Толстого [...]

ГНЕДИЧ П. Современное. // Театр и искусство. 1913. №45

...
 
 

Наша редакция получает выражения сочувствия за поднятый нами вопрос о недопустимости пресловутой фильмы, касающейся интимных сторон жизни Льва Николаевича Толстого, представленных, вдобавок, в извращенном виде.

«Все мы, причастные к кинематографии, — пишет из Белгорода наш постоянный сотрудник С.М. Никольский, — пытливо следящие за ее прогрессом, были несказанно удивлены, прочтя громкую рекламу о приобретении за&n...

 
 

В самом деле, неужели же идеал кинематографии и высшее напряжение ее интересов в том и заключается, чтобы показать, как Лев Николаевич готовит из полотенца петлю, зацепляет его за крюк и (нам стыдно писать это!) просовывает в эту петлю свою голову, или как Софья Андреевна бежит к пруду с намерением утопиться и затем падает на землю, дрыгая ногами? Неужели творчество для экрана заключается в том, чтобы изображать заведо...

 
 

Читатель легко убедится в том, насколько далеки были от «кощунства» по отношению к Л.Н. Толстому и автор сценария, и фирма, приобретшая «толстовские картины», если узнает, что эта «оскорбительная» лента кончается «апофеозом» Льва Николаевича: его принимает Христос, распростирая над ним свои руки.

Где же тут оскорбление памяти Толстого!..

Остается еще вопрос: допустимо ли касаться интимных сто...

 
 

Сравнения фактов из жизни великого писателя с «Мадам Сен-Жен» и романом «Александр I»?!. Не слишком ли смел автор, сопоставляя их?..

Вестник Кинематографии. 1912. № 52

...
 
 

Первая попытка дать образ Христа на русском языке была сделана в знаменитой картине «Русской Золотой Серии» из жизни Л.Н. Толстого. Финальная сцена этой картины воспроизводила известную картину Яна Стыки «Последняя пристань» (Толстой, пришедший к Христу) — Христос был изображен двойным снимком — видением. Исполняла роль Христа... артистка Уварова. Конечно, не только вся сцена, но и вся картина была запрещена...

 
 

Из моих ранних работ эта картина была для меня, пожалуй, самым увлекательным и волнующим замыслом. [...] Вспоминаю я этот эпизод в своей творческой жизни без стыда [...] тогда все казалось проще: молодость и жажда сенсации толкала на смелые замыслы.

[...] К Тиману явился литератор Тенеромо и предложил сделать сценарий из жизни Толстого на основании имеющегося у него весьма интересного материала. Тиман сразу понял, что в случае...

 
 

Тиман предложил мне сделать портретный грим Л. Толстого молодому артисту Владимиру Шатерникову. Я попробовал это сделать из гуммоза. Грим удался настолько, что хроникальные кадры ухода писателя из дома легко монтировались с кутками, снятыми с Шатерниковым...

[...] Исполнителю, чтобы войти в роль, пришлось посетить несколько мест, связанных с последними днями жизни писателя. Когда загримированный Шатерников подъехал к воротам Михайловского мо...

 
 

Аннотация
По мотивам свидетельств о последнем периоде жизни Льва Николаевича Толстого.
В фильме использованы документальные съемки, в том числе сделанные в Астапове.
Гр. С. А. Толстая, В. Г. Чертков и др. ходатайствовали о запрещении демонстрации фильма.

Фильм сохранился без надписей.
Титры
Режиссеры
Елизавета Тиман
совм. с Я. Протазановым
Яков Протазанов
совм. с Е. Тиман
Сценарист
Исаак Тенеромо
автор сценария
Операторы
Александр Левицкий
совм. с Ж. Мейером
Жорж Мейер
совм. с А. Левицким
Художник-постановщик
Иван Кавалеридзе
Продюсер
Пауль Тиман
продюсер
В ролях
Владимир Шатерников
Лев Толстой
Ольга Петрова
Софья Андреевна
Михаил Тамаров
Владимир Чертков
Елизавета Тиман
Александра Львовна