Сообщить об ошибке
Утомленные солнцем
Режиссер:Никита Михалков
Год:1994
Страна:Россия/Франция
Производство:Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Длительность:151 мин.
Формат: Dolby stereo
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1994-05-21 — мировая премьера на МКФ в Канне
1994-08-31 — выпуск на экран во Франции
1994-11-02 — российская премьера в ГКЗ "Россия"
1995-04-21 — выпуск на экран в США
1995-10-22 — первый телеэфир (ОРТ)
Тексты
 

Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» получает «Оскара» за лучший иноязычный фильм года: как это принято у отечественной интеллигенции, сей факт вызывает новый взрыв раздражения.

Известие о присуждении фильму «Оскара» провоцирует новую волну полемики, но не новые аргументы. Разве что неизбежной оказывается тема реванша над Квентином Тарантино: из девяти номинаций Криминальное чтиво получает только одного «Оскара» — за оригинальный сценарий. Специалисты объясняют это не только к...

 
 

В Каннском конкурсе участвуют фильмы братьев Михалковых: «Утомленные солнцем» и «Курочка Ряба». Первый получает Большой приз жюри и приз Экуменического жюри, второй остается без призов.

Семь лет назад братья Михалковы уже сталкивались в каннском конкурсе. Тогда их фильмы поделили между собой актерские призы: Марчелло Мастроянни получил Пальмовую ветвь за Очи черные, Барбара Херши — за Застенчивых людей. «Столкновение» было бескровным и походило скорее на забавное совпадение, поверхно...

 
 

Фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» получает Гран-при на Каннском МКФ.

Когда Никита Михалков взялся за Утомленных солнцем, многое было уже в прошлом: перестроечные страсти перекипели, сталинские репрессии сошли с политической повестки дня, стихли проклятия в адрес палачей, умолк плач по жертвам; даже самой страны, породившей весь этот ужас, больше не было в живых. Тогда-то и объявил Михалков, что собирается делать фильм, где действие происходит в 1936 г. Потом уточнил, что хо...

 
 

О самом знаменитом из ныне живущих русских кинематографистов сказано больше, чем о любом из его коллег. И тем не менее вокруг него странным образом витает недосказанность. Мало того, что он обласкан на противоположных социальных полюсах — от провинциальной парикмахерши до интеллектуалов из Европейской киноакадемии. Мало того, что даже самые суровые критики не могут не признать его "состоявшимся" профессионалом. Мало того, что упрямый консерватизм от...

 
 

"Утомленные солнцем" ставят критика в методологический тупик. Все здесь привычно и знакомо, все это уже было, и было даже у самого Никиты Михалкова: приусадебная ретро-нега с чаепитиями и дореволюционными робкими дыханиями и шепотом. Семейное гнездо на даче (в имении), где вопреки неуклонному движению исторического прогресса разлито тепло нерастраченной и необольшевиченной - широкой, безалаберной и возвышенной русской души. Наконец, сентиментальный ...

 
 

НИКИТА МИХАЛКОВ: В БОРЬБЕ МЕЖДУ ПРОДЮСЕРОМ, ЧИНОВНИКОМ И ХУДОЖНИКОМ ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО БОЛЕЕ НАСТОЯЩИЙ…
Л.А.:
Никита Сергеевич, Вы были одним из первых советских режиссеров, кто от своего имени, а не по поручению государства, вступил в творческие и финансовые отношения с западным продюсером. Теперь копродукция дело для всех обыкновенное, и многие склонны отмечать определенное дурное влияние заграничного капитала на неокрепшие...

 
 

В Канне один журналист сказал: "Утомленные солнцем" — это хороший Михалков". Согласен: по режиссуре, со всеми ее компонентами (атмосфера, изображение, звук, актерская игра, постановочные эффекты), это Михалков в своей лучше форме, которого мы помним по "Неоконченной пьесе" и "Пяти вечерам", а не по анемичной "Анне". Но вряд ли стоит уподобляться критикам-ортодоксам и пытаться напрочь отделить "хорошего" Михалкова от "плохого".
В координатах этого...

 
 

Как тяжело писать на заданную тему, да еще такую злободневную, как Россия и Запад. Хотелось бы поставить оба слова в кавычки, во множественное число и уйти от этой поляризации, сильно отдающей интеллигентскими спорами 19-го века и плохо пересказанным по-русски немецким романтизмом. Мне кажется, эта оппозиция "Россия и Запад" обречена на дурную бесконечность хорошо усвоенных клише и уводит нас от более серьезного разговора о взаимной мистификации Рос...

 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация
Лето 1936 года. Легендарный комдив Котов, знаменитый военачальник и любимец лично товарища Сталина, отдыхает с семьей на загородной даче. Идиллию дома с мезонином нарушает внезапный приезд Мити, бывшего воспитанника отца Маруси, жены Котова. Когда-то Митя с Марусей были вместе, строили планы на будущее. Сегодня Митя, сотрудничающий с НКВД, приехал взять реванш.
Титры
Режиссер
Никита Михалков
Сценаристы
Рустам Ибрагимбеков
автор сценария совм. с Н. Михалковым
Никита Михалков
автор сценария совм. с Р. Ибрагимбековым
Оператор
Вилен Калюта
Художники-постановщики
Александр Самулекин
совм. с В. Арониным
Владимир Аронин
совм. с А. Самулекиным
Художник по костюмам
Наталья Иванова
Композитор
Эдуард Артемьев
Продюсеры
Никита Михалков
продюсер совм. с М. Сейду
Леонид Верещагин
исполнительный продюсер
В ролях
Нина Архипова
Елена Михайловна
Владимир Белоусов
сотрудник НКВД
Алла Казанская
Лидия Степановна
Надежда Михалкова
Надя, их дочь
Олег Меньшиков
Дмитрий, агент НКВД
Никита Михалков
комдив Котов
Ингеборга Дапкунайте
Маруся, жена Котова
Вячеслав Тихонов
профессор Всеволод Константинович
Владимир Ильин
приживал Кирик
Инна Ульянова
Ольга Николаевна
Авангард Леонтьев
шофер
Светлана Крючкова
Мохова
Евгений Миронов
лейтенант
Марат Башаров
эпизод

Фестивали и премии
1995Государственная премия России
(Владимир Аронин)
1995Государственная премия России
(Эдуард Артемьев)
1995Государственная премия России
(Леонид Верещагин)
1995Государственная премия России
(Рустам Ибрагимбеков)
1995Государственная премия России
(Вилен Калюта)
1995Государственная премия России
(Олег Меньшиков)
1995Государственная премия России
(Никита Михалков)
1995Государственная премия России
(Александр Самулекин)
1995КФ «Созвездие»
Приз за лучшую женскую эпизодическую роль (Светлана Крючкова)
1995КФ «Созвездие»
Приз за лучшую мужскую эпизодическую роль (Евгений Миронов)
1995КФ «Созвездие»
Большой специальный приз жюри «За верность и преданность Русской теме в отечественном кинематографе, неутомимость художественного поиска» (Никита Михалков)
1995Почетный диплом "Вехи" Государственной думы России
«За произведения, вносящие выдающийся вклад в понимание России, ее истории, ее духа» (Никита Михалков)
1994МКФ "Янтарная пантера" в Калининграде
Приз Балтийского банка лучшему оператору (Вилен Калюта)
1994МКФ "Янтарная пантера" в Калининграде
Гран-при (Никита Михалков)
1994МКФ в Каннах
Гран-при жюри (Никита Михалков)
1994Премия «Золотой Овен»
Лучшему актеру года (Олег Меньшиков)
1994Премия «Оскар» Американской академии киноискусства
Приз за Лучший фильм на иностранном языке (Никита Михалков)
1994Приз «Зеленое яблоко — золотой листок»
За лучшую мужскую роль (Олег Меньшиков)
1994Приз кинопрессы
Лучшему актеру года (Олег Меньшиков)
1994Приз кинопрессы
За лучший фильм года (Никита Михалков)