Сообщить об ошибке
Броненосец „Потемкин“
Режиссер:Сергей Эйзенштейн
Год:1925
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:75 мин.
Формат:ч/б
Вид:игровой
Жанр:историко-революционный фильм
Премьера:1926-01-18 — выпуск на экран
Тексты
 

«Броненосец „Потемкин“» сделан чрезвычайно умно, прежде всего чрезвычайно отчетливо взят не весь 1905 год, а именно "Броненосец "Потемкин".

Сужено употребление кинематографического почерка. Во всей вещи три наплыва, и все они смысловым образом оправданы. Монтаж хороший, доходящий, перебивки, как, например, перебивки напряженной сцены съемкой носа "Потемк...

 
 
Эйзенштейн научил кинематографию искусству потрясать.
Создал в кино эпос. Масштабы, утраченные театром века, назад вернулись на экран. Вновь — и уже в ином качестве — возникли пафос, трагический ужас, патетическое сострадание. Тысячные толпы людей — сами, непосредственно, а не через протагонистов — стали героями трагедии. В мире возник новый экран. Кино (недавно "киношка") не только заняло место как равное среди высоких видов творчества, но и на какие-то годы оказалось на кафедре учителя. Эп...
 
 

Поиски средств реалистической передачи подлинной жизни и фактуры материала, полный уход от плоскостных однопланных построений композиции к большой развернутой перспективе кадра — вот те устремления, с которыми мы пришли к "Броненосцу “Потемкин".
Моя основная задача заключалась в том, чтобы организовать и подчинить все изобразительные средства одной задаче — выражению идеи и сущности героического восстания 1905 года. Здесь впервые со всей остротой возникла проблема осмысленного, сюжетно опр...

 
 

Рожденное музыкой изображение неминуемо стремится звучать.
Интересно, что наиболее "звучащими" примерами пейзажа оказываются пейзажи, связанные с туманами. [...]
Да и сами "туманы" "Потемкина" [...].
Это наиболее наглядный и доступный случай, ибо эффекту пластической передачи звучания здесь сильно способствует еще одна пластически уловленная особенность звука — размытость очертаний отдельных элементов изображения: это как бы звук, теряющийся в далях (Ausklang [замирание] звучаний)....

 
 

Если в "Стачке" центр тяжести достижений съемки лежит в условно символическом изображении сцен при помощи двойной экспозиции, то в "Броненосце “Потемкине”" кульминацию достижений съемки нужно искать в композиции кадров.
Таких кадров, показывающих необычайную художественную чуткость и композиционное мастерство Э. К. Тиссэ, великое множество в картине. И в сценах на корабле, и в эпизодах массовок, и еще и еще. Эти кадры каждого эпизода, детали и фрагменты необычайно точно, художественно-ма...

 
 
Поначалу — так же как и в «Стачке» — была попытка охватить огромный материал революционной эпохи 1905 года, попытка объять необъятное. Остепенила Эйзенштейна не собственная мудрость, которая пришла с годами, а... погода. Надвигавшаяся осень заста¬вила нас перебазироваться в более солнечные края юга — в Одессу, и тем самым предопределился один из эпизодов 1905 года — восстание на броненосце «Потемкин».
Великое свойство, необходимое художнику, — уметь себя ограничивать. В молодости Эйзенштейн э...
 
 
[…] Этот фильм делался по заданию Юбилейной комиссии ЦИК СССР, созданной для организации празднования двадцатилетней годовщины революции 1905 года. Комиссия предъявила студии жесткие требования: съемки следовало начать в августе, а сдать фильм в декабре, к годовщине московского вооруженного восстания. Фильм предназначался для демонстрации на юбилейном заседании ЦИК СССР. […]
Было решено, что фильм будет демонстрироваться после торжественного заседания в Большом театре на огромном экране в соп...
 
 
Достаточно известна [...] история рождения фильма «Броненосец «Потемкин». История о том, как он родился из полстранички необъятного сценария «Пятый год», который был нами написан в совместной работе с Ниной Фердинандовной Агаджановой летом 1925 года. […]
Это […] пространный конспект той предварительной работы, без которой в частный эпизод «Потемкина» не могло бы влиться ощущение пятого года в целом. […]
Для того чтобы сделать картину вокруг броненосца, нужен... броненосец.
А для воссозд...
 
 

Аннотация
О восстании на броненосце «Потемкин» в июне 1905 года.
После приказа о расправе с матросами, отказавшимися есть испорченное мясо, команда захватила корабль и под красным флагом привела его в Одессу — на помощь бастующим рабочим.
Озвучен в 1930 г., восстановлен в 1950 г., в 1976 г. на к/ст «Мосфильм».
Титры
Режиссер
Сергей Эйзенштейн
Сценаристы
Сергей Эйзенштейн
автор сценария совм. с Н. Агаджановой-Шутко
Николай Асеев
автор надписей
Оператор
Эдуард Тиссэ
Звукорежиссер
Евгений Кашкевич
Композиторы
Эдуард Майзель
автор музыки к редакции 1930 г.
Николай Крюков
автор музыки к редакции 1950 г.
Дмитрий Шостакович
автор музыки к редакции 1976 г.
Художественный руководитель
Сергей Юткевич
в редакции 1976 г.
В ролях
Александр Антонов
Вакулинчук
Владимир Барский
Голиков, командир
Григорий Александров
лейтенант Гиляровский
Иван Бобров
юный матрос
Михаил Гоморов
матрос
Андрей Файт
наборщик
Владимир Уральский
матрос

Фестивали и премии
1986МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (Сергей Эйзенштейн)
1926Американская Академия киноискусства
Лучший фильм года (Сергей Эйзенштейн)
1926Международная выставка декоративных искусств в Париже
Золотая медаль (Сергей Эйзенштейн)