Сообщить об ошибке
Солярис
Режиссер:Андрей Тарковский
Год:1972
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:169 мин.
Формат:ш/э, 2 серии
Вид:игровой
Жанр:драма, фантастика
Премьера:1973-02-05 — выпуск на экран
Тексты
 

Согласно словарю Даля, сиротство — это не столько потеря родителей, сколько состояние утраты. Все, что утрачено человеком (природа, дом, отечество, любовь, дети, ближние, даже лошадь у казака), ввергает его в сиротство, в состояние одиночества и неприкаянности. Это удел всех героев Тарковского, начиная с "Иванова детства" и "Андрея Рублева" вплоть до "Зеркала", "Ностальгии" и "Жертвоприношения". Но именно в "Солярисе" сиротство раздвигается до масшт...

 
 

[…]Объединяла нас нелюбовь к научной фантастике вообще. Почему же Андрей взялся экранизировать именно "Солярис", научно-фантастический роман Станислава Лема?

Тарковский был полон идей, мечтал экранизировать "Подросток" Достоевского, фильм о дезертире. Но его походы с этими предложениями в Госкино не получили никакой поддержки. Поэтому все наши представлен...

 
 

Знал ли Тарковский […] что, обращаясь к массовому, популярному жанру […], он отыщет там для себя не остроту сюжетных поворотов, не неожиданность перипетий, а нечто другое: ту желанную Never-neverland, где пустяки личных размолвок, мелочь застольных споров, случайность обиходных предметов – приобретет бытийственный и важный смысл? […]
Снимая «Солярис», Андрей Тарковский впервые встретился с композитором Эдуардом Артемьевым. Самопожертвованно, можно сказать, оставив в стороне обычную кином...

 
 

[…] Сейчас я кончил сценарий по научно-фантастическому роману Лема (он — поляк) "Солярис". В главке ждут бомбы, и уговорить их, что никакой бомбы не будет, очень трудно. […]
Ваш А. Тарковский
 
Кончил сценарий, чтобы скоро начать снимать. Но слышал, что начальство готовится его зарезать, несмотря на то, что само разрешило заключить со мной договор.
Все очень осложнила премия ФИПРЕССИ в Канне: сейчас снова мучают проблему — выпускать или не выпускать "Рублева" в наш прокат. […]
...

 
 

А. Тарковский – о фильме «Солярис»
1. «[…] Решение мое экранизировать его [роман Лемма] вовсе не результат
пристрастия к жанру. Главное то, что в «Солярисе» Лем ставит близкую мне проблему. Проблему преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы. […]».
2. «[…] Мне бы хотелось так снять фильм, чтобы у зрителя не возникало ощущения экзотики. Конечно, экзотики технической. […]».
ТУРОВСКАЯ М. Семь с половиной,...

 
 

Аннотация
По одноименному научно-фантастическому роману Станислава Лема.
Психолог Кельвин прилетает на космическую станцию и узнает, что его друг Гибарян покончил с собой. Два других члена экспедиции что-то тщательно скрывают. Но вскоре все эти загадки отходят на второй план — в каюте Кельвина появляется его жена Хари, в чьей смерти он частично повинен. Это тот самый контакт с внеземной цивилизацией, о котором так страстно мечтали все исследователи. Фильм раскручивает бесконечную спираль жизни и любви под формальным прикрытием жанра научно-фантастического кино.
Титры
Режиссер
Андрей Тарковский
Сценаристы
Фридрих Горенштейн
автор сценария совм. с А. Тарковским
Андрей Тарковский
автор сценария совм. с Ф. Горенштейном
Оператор
Вадим Юсов
Художник-постановщик
Михаил Ромадин
Звукорежиссер
Семен Литвинов
Композитор
Эдуард Артемьев
Фотограф
Валерий Плотников
В ролях
Донатас Банионис
Крис Кельвин
Наталья Бондарчук
Хари
Юри Ярвет
Снаут
Владислав Дворжецкий
Анри Бертон
Николай Гринько
Ник Кельвин
Анатолий Солоницын
Сарториус
Сос Саркисян
Гибарян
Александр Мишарин
председатель комиссии
Георгий Тейх
профессор Мессенджер

Фестивали и премии
1974МКФ в Панаме
Диплом (Наталья Бондарчук)
1972МКФ в Каннах
Большой приз жюри (Андрей Тарковский)
1972МКФ в Карловых Варах
Премия FIPRESCI (Андрей Тарковский)
1972Международный студенческий кинофестиваль ВГИКа
Диплом за первую роль после окончания ВГИКа (Наталья Бондарчук)