Сообщить об ошибке
Русский ковчег
Режиссер:Александр Сокуров
Год:2002
Страна:Россия/Германия
Производство:Фора-фильм
Длительность:99 мин.
Формат:Dolby Digital, 35 мм., видеоверсия 95 мин.
Вид:видео, игровой
Жанр:исторический фильм
Тексты
 
После завершения «Тельца» Сокуров снял беспрецедентный по своему художественному и техническому решению фильм «Русский ковчег» (2002). Фильм этот снят в залах Эрмитажа одним полуторачасовым планом, движущейся камерой. В своем головокружительном движении камера следует за неким иностранцем, прообразом которого стал французский путешественник маркиз де Кюстин. Переходя из зала в зал, маркиз и невидимый автор, отождествляемый нами с камерой, переходят от одной исторической эпохи к другой, но никогд...
 
 
«Мир — Россия — Петербург». Эта формула Андрея Белого, провозглашенная в его замечательном романе, остается неизменной несмотря на все мытарства, что претерпевал город на протяжении прошлого столетия, даже на потерю своего имени. Для уточнения этой последовательности справедливо было бы добавить: «Мир — Россия — Петербург — Эрмитаж», — ибо нет более подходящего символа для этого города. Эрмитаж, являясь связью Петербурга с Россией (так как он воплощает весь петербургский период российской истори...
 
 

1.

[…] Петр Великий начал строить в России музеи и дал импульс собиранию ценностей, впоследствии послуживших основой для коллекций Эрмитажа, музея, который и стал главным героем «Русского ковчега» Сокурова. Вспомним: один из персонажей картины — европеец маркиз де Кюстин — обладает острым обонянием, и ему все время чудится запах формалина. Этот запах, ощущаемый маркизом в Эрмитаже повсюду, в действительности принадлежит другому музею, Кунсткамере. Его можно считать метонимическим следом ...
 
 

Все сошлись на том, что «Русский ковчег» — событие. Кто-то назвал его организационно-творческим подвигом, а далее в оценках последовали расхождения. Одни себя почувствовали онемевшими от почтительного восторга. Другие с непочтительной дерзостью спрашивали себя и окружающих: «А зачем?..» Зачем весь этот тяжкий, почти каторжный труд?.. Зачем надо было втискивать значительный отрезок истории в один кадр? […]

Фильм действительно никого не оставил равнодушным. Даже тех, кто на нем заснул....

 
 

Самое внешнее и для смысла картины не столь существенное впечатление — это впечатление грандиозной, немыслимой постановочной роскоши (конечно, типичная питерская обманка, ведь бюджет «Ковчега» примерно раз в двадцать меньше, чем у «Сибирского цирюльника»). Никаких расфокусов, никаких знаменитых коричневых сокуровских туманов, ничего зыбкого и неуловимого. Мираж русской культуры петербургской эпохи празднует себя полнозвучно и многоцветно, и не сразу понимаешь вплетенную в этот прекрасный мира...

 
 

Аннотация
Наш современник оказывается перенесен в начало 1700-х годов. Найдя «проводника сквозь время» (французского дипломата и путешественника, жившего в XIX веке), вместе с ним проходит по залам Эрмитажа, где сменяют одна другую сцены из русской истории за последние триста лет.
Титры
Режиссер
Александр Сокуров
Сценаристы
Светлана Проскурина
автор диалогов совм. с А. Сокуровым, Б. Хаимским
Александр Сокуров
автор сценария совм. с А. Никифоровым, диалоги совм. с Б. Хаимским, С. Проскуриной
Художники-постановщики
Елена Жукова
совм. с Н. Кочергиной
Наталия Кочергина
совм. с Е. Жуковой
Художники по костюмам
Лидия Крюкова
совм. с Т. Сеферян, М. Гришановой
Тамара Сеферян
совм. с Л. Крюковой, М. Гришановой
Звукорежиссеры
Сергей Мошков
совм. с В. Персовым
Владимир Персов
совм. с С. Мошковым
В ролях
Анна Алексахина
Александра Федоровна, жена Николая II
Владимир Баранов
Николай II
Давид Гиоргобиани
Князь Орбели
Кирилл Датешидзе
Церемониймейстер
Юлий Журин
Николай I
Владимир Лисецкий
Министр двора
Вадим Лобанов
Чемберлен
Михаил Пиотровский
В роли самого себя, директора Эрмитажа
Максим Сергеев
Петр I
Борис Смолкин
Посол Нессельроде
Александр Сокуров
Путешественник (в титрах не указан)
Александр Чабан
Борис Пиотровский
Анатолий Шведерский
Маршал
Сергей Дрейден
Путешественник (маркиз де Кюстен)
Леонид Мозговой
Шпион
Елена Руфанова
Первая дама
Мария Кузнецова
Екатерина II
Наталия Никуленко
Екатерина I
Светлана Свирко
Жена Николая I
Ирина Тычинина
Алла Осипенко
В роли самой себя

Фестивали и премии
2003КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую режиссуру (Александр Сокуров)
2003КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы (Александр Сокуров)
2003МКФ в Сан-Франциско
Спец. упоминание (Александр Сокуров)
2003МКФ фантастических фильмов в Малаге
Приз за лучшую мужскую роль (Сергей Дрейден)
2003МКФ фантастических фильмов в Малаге
Приз за режиссуру (Александр Сокуров)
2002МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (Александр Сокуров)
2002МКФ в Торонто
Приз за изобразительное решение фильма (Александр Сокуров)