Сообщить об ошибке
Белый пароход
Режиссер:Болотбек Шамшиев
Год:1976
Страна:СССР
Производство:Киргизфильм
Длительность:101 мин.
Формат:ш/э
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1976-11-22 — выпуск на экран

Жаль, что Болот Шамшиев, полный единмышленник и бережный читатель повести, не нашел для фильма такого же тонкого и точного, философски обобщающего и нравственно ясного финала, каким он был у писателя. А не найдя, опять заметался: тут и «Осторожно-дети!», и подводная феерия, и явно диссонирующая с ней натуралистическая расправа над головой Матери-оленихи[...]. Но социальная, художественная масштабность этого филь...

 
 

[...] Насколько удались режиссеру реалистические эпизоды, настолько же не удались поэтические. Сказка должна жить по своим собственным законам. В фильме же статисты, изображающие первобытных людей, стараются жить в том же убедительно-неторопливом ритме, в каком живут реалистические персонажи. В этих эпизодах нет главного — странности, без чего сказка сразу перестает быть сказкой, а есть абсолютно противопоказанная сказке натужная ст...

 
 

[...] Даже сказка в «Белом пароходе» [...] тоже суровая и жестокая. Это сказка о том, как обрушилась на древнюю землю война и как было истреблено гордое сильное племя потомков Рогатой Матери-оленихи и как сама она , а вслед за ней все олени покинули недобрые эти места.

Сцены эти в фильме звучат на такой пронзительной ноте, что ее почти невыносимо выдержать. И все-таки — и в этом, наверное, и&nb...

 
 

Принципиальный творческий шаг в передаче яростных жизненных конфликтов и великой гуманистической, нравственной силы творчества Ч. Айтматова в кинематографе сделан фильмом «Белый пароход».

Чтобы добиться такой созвучности и неподдельной страстности, кинематографистам, потребовалось более 15 лет. Это тот редкий случай, когда режиссер, воспитанный в традициях своей национальной культуры, выросший на земле, на которой вырос писатель,...

 
 

Повесть «Белый пароход» — произведение особенно трудное для экранизации. Голос автора обращает в монолит стилевую многослойность повести, создавая одновременно и по-особому крепкую и по-особому подвижную взаимосвязь между богатством реалий жизни, проявленных писателем сквозь «магический кристалл» его замысла, и многообразием поэтических интонаций прозы «Белого парохода». В отличие от более ранних произведений Айтмато...

 
 

Безусловно, лучшая картина Б. Шамшиева — «Белый пароход». И достоинство ленты в том, что вслед за повестью Чингиза Айтматова он показал историю распавшейся кыргызской семьи, а значит, и трагизм всего общества, потерявшего традиционные устои и ценности. Эту тему поднимал и другой кыргызский режиссер поколения 60-х — Толомуш Океев в картине «Небо нашего детства», но там еще только звучит предупрежден...

 
 

В кинематографическом варианте легенды был найден сильный и точный образ того предела, у которого человек обязан остановиться, чтобы не только не отринуть все злое и темное, но и преодолеть собственную слабость. Это образ реки, уносящей колыбель с ребенком от пожаров и крови, навстречу доброй и мудрой Матери-Оленихе.

[...]

Тема дороги ненавязчиво, но определенно входит в реальность и помыслы главных герое...

 
 

О роли Орозбека Кутманалиева

В Орозкуле они [создатели фильма]открывают не олицетворение некоего вечного зла, а именно тот социальный тип, описанный во всей своей реальности, который общественно вреден в наши дни. Спившийся самодур, в сущности, недалекий и безнадежно отставший от жизни, Оразкул мечтает о «золотом времечке», когда он смог на своей леспромхозе не только «головы мозжить» и&nbs...

 
 

О роли Нургазы Сыдыгалиева

Помню, как захватил мое воображение рассказ Чингиза Айтматова о мальчике, который живет на лесном кордоне со своим дедом. Писатель сказал тогда: «Думаю, может получиться неплохая новелла». А потом я прочитал в журнале повесть «Белый пароход».

Мечта снять фильм «Белый пароход» с тех пор не оставляла меня. Когда я только заикнулся об этом желании своему учи...

 
 

Аннотация
По одноименной повести Чингиза Айтматова.
Семилетний Мальчик живет на затерянном в горах кордоне вместе с несколькими взрослыми. У Мальчика нет ни отца, ни матери - только старый дед Момун заботится о малыше и рассказывает ему старинные легенды о происхождении рода. Каждый на кардоне по своему несчастен: и местный начальник Орозкул, и его бесплодная жена, и наемные работники, и старуха Карыз, приемная бабка Мальчика. Но только у малыша есть настоящая мечта: стать рыбой и плыть на озеро Иссык-Куль, где его отец-матрос ходит на белом пароходе.   
Титры
Режиссер
Болотбек Шамшиев
Сценаристы
Чингиз Айтматов
автор сценария совм. с Б. Шамшиевым
Болотбек Шамшиев
автор сценария совм. с Ч. Айтматовым
Оператор
Манасбек Мусаев
Художник-постановщик
Владимир Донсков
Звукорежиссер
Али Ахмадеев
Композитор
Альфред Шнитке
В ролях
Нургазы Сыдыгалиев
мальчик
Асанкул Куттубаев
Момун
Сабира Кумушалиева
бабка Карыз
Орозбек Кутманалиев
Орозкул
Айтурган Темирова
Гульджамал

Фестивали и премии
1977Государственная премия СССР
(Чингиз Айтматов)
1977Государственная премия СССР
((Манасбек Мусаев))
1977Государственная премия СССР
(Болотбек Шамшиев)
1977МКФ "Человек и горы" в Торенто
Гран-при "Золотой Эдельвейс" (Болотбек Шамшиев)
1977МКФ в Авелино
Приз "Серебряная лачена" (Болотбек Шамшиев)
1976ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Большой приз творческому коллективу (Чингиз Айтматов)
1976ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Большой приз творческому коллективу (Болотбек Шамшиев)
1976МКФ в Карловых Варах
Приз ЦК Союза чехословацко-советской дружбы (Болотбек Шамшиев)