Сообщить об ошибке
Октябрь
Режиссеры:Григорий Александров
Сергей Эйзенштейн
Год:1928
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:103 мин.
Формат:ч/б, немой
Вид:игровой
Жанр:историко-революционный фильм
Премьера:1927-11-07 — премьера в Большом театре
1928-03-14 — выпуск на экран
Тексты
 

Выполнили ли С. Эйзенштейн и Г. Александров картиной "Октябрь" задание юбилейной комиссии ЦИК, как социальный заказ, самый ответственный из всех, полученных мастерами кинематографии? Дали ли они "Десять дней, которые потрясли мир"? Заставили они людей и вещи возвратиться на десять лет назад и нас убедить, что именно так произошел факт мирового значения — завоевание власти рабочих и крестьян и что вот этот Ленин, который жестикул...

 
 
Победа народа в Октябре — это не только взятие Зимнего штурмом.
Фактически ворота Зимнего не были закрыты, и через них не надо было перелезать. Но перелезание через ворота дало показ окончательного преодоления не только царизма, но и царства вещей. На воротах изображены орлы и короны. Люди, лезшие через ворота, пользовались геральдическими украшениями, как ступенями, которые они попирают ногами. Это хорошо придумано, это вырази...
 
 
Центром действия и объединением многообразия киномотивов повествования был, разумеется, Смольный, организационный центр восстания. Постановщик избрал ночной вариант его фасада, что давало возможность показать свет, прорывавшийся из его бесчисленных окон, сквозь окружающую тьму октябрьского ненастья. Поэтому фасад этот был черным на черном фоне и определил собой тональность всей картины: она выдержана в глубоких черных тонах.
Композиция движений располагается не по кругу и не по вертикали, как...
 
 
[...] Материал не вместился в фильм, и авторы принуждены были сильно его сокращать. По свидетельству Эйзенштейна, сценарий "Октября" "сжимался по линии не принципиальной, а районной: отошел фронт, как он был задуман, отошла Москва и Октябрьские дни, отошла гражданская война, партизанщина и множество цельного материала" (С.Эйзенштейн, Даешь Госплан. — Избранные статьи, М., "Искусство", 1956, стр. 88).
В распоряжение постановочной группы были предоставлены огромные по тому времени материально-т...
 
 
[...] Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых. Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него.
Мы хотим видеть на экране не игру актера на тему Ленина, а самого Ленина...
 
 
В фильме "Октябрь" было сделано еще много нового в смысле операторского мастерства... По размаху, по композиции — это было невиданное тогда в киноискусстве зрелище. Пожалуй, изобразительная культура была выше в этом фильме, чем его идейная сторона.
ИЕЗУИТОВ Н. [Выступление на творческом вечера Э. Тиссэ. 1940 г.] // КЗ. 1996–1997. № 32...
 
 
«Октябрь» закончен. [...]
Уже ловкие пальцы монтажниц кинофабрики собрали прохладные и скользкие куски негатива. Эти женщины прошли своими глазами сорокадевятикилометровый путь: из 49 000 метров пленки их пальцы извлекли 2000 н у ж н ы х.[…]
До сего дня — одиннадцать месяцев подряд — мы назад не оглядывались.
Смотрели только вперед.
Впереди была одна цель: картина «Октябрь», ставящаяся по заданию юбилейной комиссии   ЦИК. […]
Всякая кинопостановка — это своего рода «скач...
 
 

Аннотация
Фильм поставлен по заказу юбилейной комиссии ЦИК к десятилетию Октябрьской революции. Вместо ожидаемой исторической реконструкции авторы картины предложили свою, метафорическую, версию революционных событий 1917 года в Петрограде, вызвав ожесточенные дискуссии в прессе и обществе.
Первое появление образа Ленина в игровом кино.
Фильм восстановлен в 1967 г. на к/с «Мосфильм».
Титры
Режиссеры
Сергей Эйзенштейн
совм. с Г. Александровым
Григорий Александров
совм. с С. Эйзенштейном
Сценаристы
Сергей Эйзенштейн
автор сценария совм. с Г. Александровым
Григорий Александров
автор сценария совм. с С. Эйзенштейном
Оператор
Эдуард Тиссэ
Художник-постановщик
Василий Ковригин
Звукорежиссеры
Виктор Бабушкин
в редакции 1967 г.
Валентина Ладыгина
в редакции 1967 г.
Композитор
Дмитрий Шостакович
автор музыки к редакции 1967 г.
В ролях
Василий Никандров
Ленин
Николай Попов
Керенский
Борис Ливанов
министр Терещенко
Эдуард Тиссэ
немец