Сообщить об ошибке
Не болит голова у дятла
Режиссер:Динара Асанова
Год:1974
Страна:СССР
Производство:Ленфильм
Длительность:73 мин.
Формат:ш/э
Вид:игровой
Жанр:мелодрама
Премьера:1975-11-05 — выпуск на экран
Тексты
 

Опрятные и воспитанные мальчики-девочки из бесконечно умилительного сериала под названием «наше детское кино» недоуменно и хором вскинули брови и посторонились, пропуская Севку Мухина, который в ластах прошлепал мимо них по коридору. Эти мальчики-девочки ни за что не приняли бы его в свою компанию. В гробу он видел их компанию.

В школе, где не принято церемониться с фамилиями, его прозвали Мухо...

 
 
Да и так ли уж виноват Стакан Стаканыч, когда всеми имеющимися в его распоряжении средствами пытается воспрепятствовать непрерывному барабанному бою своего юного и бестактного соседа. Ведь и знаменитый брат Мухи Андрей тоже не выдерживает и выбрасывает однажды барабанную установку в пруд. Романтика, конечно, романтикой, но я, грешным делом, представил себя на месте соседа Мухи и в ужас пришел - пожалуй, Стакан Стаканыч еще терпелив и вынослив... Но, повторяю, мое расхождение с авторами фильма не...
 
 

ПУТЬ ДИНАРЫ К ФИЛЬМУ

Как и у первого моего фильма, у этого тоже необычное название: «Не болит голова у дятла». По этому поводу хочу заметить: ученые утверждают, что у дятлов бывает сотрясение мозга. От безуспешного ли постукивания или ненужного напряжения, этого никто еще не доказал… […] Не знаю, как дело обстоит с дятлами, но у нас еще до сегодняшнего дня головная боль из-за этого фильма. Он давно уже существует помимо нас, но мы все еще поглощены им. Фильм этот — попыт...
 
 

НАЙТИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Так вышло, что после ВГИКа я долгое время не имела постановки — и не потому, что я такая привередливая и разборчивая, а по той простой причине, что мне ее никто не давал. И лишь с приходом на «Ленфильм» нового директора мне была доверена работа над полнометражной картиной. Ю. Клепиков долго сомневался, стоит ли ему отдавать сценарий в мои нео...
 
 

КОРАБЛИК ДЕТСТВА ВОЗВРАТИТСЯ…

[…] Живет в одном из старых, окраинных дворов семиклассник Сева Мухин. Больше всего на свете любит он две вещи: стучать на ударной установке и смотреть на […] профиль соседки по парте Иры Федоровой. В один прекрасный день Ира и Севка ссорятся, и если бы только из-за пустяка!.. А потом девочка уезжает в другой город, насовсем, и опоздавший на вокзал Севка бежит по шпалам за набирающим ход поездом…

- После третьего дубля с поездом,- р...

 
 

1972 год. Прекрасный сценарий Юрия Клепикова «Не болит голова у дятла». Самый первый день работы с Динарой. Вместо привычных долгих и подробных разговоров о замысле, режиссерском прочтении, об актерах, наконец,- предложение пойти к ней в гости на чай. Пешком. А жила тогда Динара у своих друзей за Александро-Невской лаврой. Шли долго, полдня, не потому что далеко- просто очень медленно шли по городу: останав...

 
 

В совместной работе […] я заметил, что самой большой ценностью сценария Динара считала авторское чувство, нерв, возбужденность, казалось бы, отвлеченные, бесплотные понятия, не поддающиеся фиксации на пленку. Для Динары они были самыми достоверными признаками присутствия сценариста. Интонация, пронизывающая сценарий, содержит энергию, важную для фильма, для раскрытия его темы, проблематики, подтверждает подлинность происходящего. Именно здесь источник повода к ...

 
 

Динара любила сценарий «Дятла», но, снимая фильм, разрушила его прежде всего интонационно. Я смотрела материал картины в процессе съемок. В первые съемочные дни у меня возникло ощущение, что это не Клепиков. Новое, неожиданное я не готова была принять, находясь целиком под влиянием сценария. Постепенно материал фильма приобретал убедительность непреложности. Возникала удивительная картина, в которой сюжет играл далеко не главную роль. Мир детства с зачарованной чертой, отделяющей его от взрос...

 
 

У меня до сих пор свежи воспоминания о первом просмотре фильма «Не болит голова у дятла». Мне кажется, впервые на фильмах о подростках я стал сопереживать им, превратился в соучастника их жизни. Мальчишки и девчонки с их внешней и внутренней корявостью, угловатостью — как часто нам в преклонном и даже зрелом возрасте, когда мы забываем трудность и сложность своего взросления, они кажутся непоследовательными и непонятными! Мы пристаем к ним с вопросами: «Что ты этим хочешь сказать?», «Чего доб...

 
 

«Дятел» рассказал мне о Динаре все. Она раскрылась передо мной, как раскрывается раковина, обнаруживая мокрый, дрожащий моллюск.

Я увидел школьницу из города Фрунзе с вулканом за пазухой. Вулкан любви, нежности ко всему сущему, вулкан особой девичьей чувствительности. А ведь это дар опасный, стыдный дар. Попробуй во дни нашей юности обнаружить свою нежность! В тебя полетят камни похабщины, вонзятся колья жестких формулировок — как положено любить, чего можно и чего нельзя, что правил...

 
 

Какой точный рисунок, какие достоверные детали! А персонажи! А сила чувства!.. Помню восторженные отзывы, и вдруг резкое неприятие из уст одного раздраженного человека: «Да я бы тоже морду набил этому парнишке с его барабанами. Жить нельзя…» Меня огорчил этот отзыв, но тогда я не подумал о явлении, о гибнущем поколении совсем юных, гибнущем, в общем, по нашей вине. Тогда это воспринималось как частно...

 
 

Аннотация
Сева Мухин — или попросту Муха, как зовут его друзья — одаренный человек, мечтающий стать музыкантом, ударником в ансамбле. Он везде слышит музыку — в скрипе старых ворот, шуме дождя и даже — в дроби дятла. Мухе четырнадцать лет, он жаждет самоутверждения, но его все воспринимают как младшего брата Мухина, знаменитого баскетболиста. Неужели так будет всегда?
Титры
Режиссер
Динара Асанова
Сценарист
Юрий Клепиков
автор сценария
Оператор
Дмитрий Долинин
Художник-постановщик
Владимир Светозаров
Звукорежиссер
Борис Андреев
Композитор
Евгений Крылатов
В ролях
Александр Жезляев
Сева Мухин, «Муха»
Елена Цыплакова
Ира Федорова
Александр Богданов
Лёва Булкин, «Батон»
Ирина Обольская
Капа Тарарухина
Екатерина Васильева
Татьяна Петровна
Николай Гринько
отец «Мухи»
Михаил Светин
«Стакан Стаканыч»