Сообщить об ошибке
Начало неведомого века (к/а)
Режиссеры:Генрих Габай
Лариса Шепитько
Год:1967
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:76 мин.
Формат:каш.
Вид:киноальманах

Новеллы альманаха сами собой сложились в исследование феномена общественного фанатизма, в размышление о разных его гранях. Новеллы, в значительной степени поставленные «вопреки» экранизируемым авторам 20-х годов, больше, чем о годах революции, говорят о прозрениях и заблуждениях молодой режиссуры годов 60-х, уже чувствующей некое зловещее мышиное шелестение подкрадывающихся 70-х. драматически и по-разному определивших, «распределивших&...

 
 

«Ангел» и «Родина электричества» — в полной мере дети своего времени. Они органически вписываются в новую киноэстетику, складывающуюся в шестидесятые годы. Обе эти ленты суть фильмы «звучаний». Новые формы киноязыка демонстрируют тут себя как бы в первозданно чистом виде. Несостоявшаяся прокатная судьба этих картин — свидетельство того, что новые формы киноязыка с трудом пробивали себе дорогу в &...

 
 

Огнев нашел для сборника точное название: «Начало неведомого века», возникли имена Платонова, Олеши, Бабеля, Паустовского, Малышкина. [...] Мне, помимо работы редактором в картинах Смирнова и Шепитько, поручили придумать и снять документальные «скрепы» между новеллами, а также начало и конец сборника в целом.

[...]

Андрей Смирнов снимал прибалтийский лес. Озера и валуны среди российского пейзажа вносили грубость и ш...

 
 

Главное, чего хотелось достичь, — трезвого отношения к реальным процессам эпохи, суровой правды, честного разговора со зрителем. Революция должна была встать с экрана во весь свой гигантский рост как явление романтическое, трагическое, но и бытовое, уже в зародыше — противоречивое, ибо это было поистине «начало нового века».

ОГНЕВ В. Двадцать лет назад // Искусство кино. 1988. № 1

...
 
 

13 апреля 1967 г.

Заместителю председателя комитета по кинематографии при Совете Министров СССР тов. Баскакову В. Е.

[...]

Это будет фильм-альманах из пяти новелл под общим названием «Начало неведомого века».

В каждой из новелл найдут отражение различные грани эпохи, разные события и характеры, но все они будут объединены общей мыслью — о человечности и справедливости революции.

...
 
 

Исходя из желания максимально сохранить уникальную бабелевскую интонацию, его текст, я предполагаю, что звуковым рядом фильма должен быть голос Никиты Балмашева, объясняющего следователю причины своего поступка. Но это — не художественное чтение, а очень непосредственный разговор, направленный к сидящему напротив собеседнику, прерываемый естественными паузами [...]

Изобразительный ряд представляется мне как фотофильм. Монтаж фотокадров, мне каже...

 
 

15.II.68 г. Директору Экспериментальной творческой киностудии тов. Познеру В. А.

[...]

Фильм «Начало неведомого века», состоящий из трех новелл, рассказывающих о событиях периода гражданской войны в России, содержит ряд неверных позиций в вопросах интерпретации нашей истории, что делает произведение в целом неприемлемым для выпуска на экран.

Новеллу «Ангел» в постановке режиссера А. Смирнова Ко...

 
 

[...] Цельного фильма не получилось. Сейчас представляется возможным все три новеллы оценить порознь и по-разному.

Картина «Родина электричества» режиссера Л. Шепитько в последней редакции может быть оценена как произведение интересное, представляющее художественную ценность.

Кинокартина «Мотря» режиссера Г. Габая не вызывает никаких сомнений в правильности отображения одного из эпизодов гражданской войны, но х...

 
 

Аннотация
Киноальмнах объединен темами революции и гражданской войны. Был приурочен к 50-летию Октября.
Первоначально состоял из трех новелл:
«Ангел» (реж. Андрей Смирнов)
«Мотря» (реж. Генрих Габай)
«Родина электричества» (реж. Лариса Шепитько)
Выходные данные см. по новеллам
Новелла «Мотря» вышла на экраны отдельно, в сентябре 1969 г. Две другие новеллы были положены на полку и выпущены на экраны лишь в ноябре 1986 г. в едином киноальманахе «Начало неведомого века»
Титры
Режиссеры
Генрих Габай
в новелле \"Мотря\"
Лариса Шепитько
в новелле \"Родина электричества\"
Сценаристы
Генрих Габай
в новелле \"Мотря\"
Борис Ермолаев
в новелле \"Ангел\"
Илья Суслов
в новелле \"Ангел\"
Михаил Суслов
в новелле \"Ангел\"
Лариса Шепитько
в новелле \"Родина электричества\"
Операторы
Николай Васильков
в новелле "Мотря"
Дмитрий Коржихин
в новелле "Родина электричества"
Павел Лебешев
в новелле "Ангел"
Художники-постановщики
Валентин Коновалов
в новелле "Родина электричества"
Владимир Коровин
в новелле "Ангел"
Валерий Кострин
в новелле "Родина электричества"
Композиторы
Роман Леденев
в новелле "Родина электричества"
Альфред Шнитке
в новелле "Ангел"
Автор-исполнитель
Булат Окуджава

Фестивали и премии
1988МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (Лариса Шепитько)