Сообщить об ошибке
Монолог
Режиссер:Илья Авербах
Год:1972
Страна:СССР
Производство:Ленфильм
Длительность:100 мин.
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1973-09-00 — выпуск на экран
Тексты
 

Величайшей и истинно советской ошибкой было бы при этом объявлять Авербаха любителем полутонов, акварелистом, скромником (от такой трактовки в послеоктябрьские времена много потерпел жесткий писатель Чехов). Его кино — не акварель, а графика, его манере присущи не только зоркость любви (Филиппок в Объяснении в любви, профессор Сретенский в Монологе), но и точность ненависти (Зина Бегункова в Чужих письмах). С такой же обреченной гордостью утверждал Авербах своей последней законченной картиной...

 
 

Профессор Сретенский в исполнении Михаила Глузского — ленинградский интеллигент, житель придуманного им города, наполненного милыми его сердцу миражами прошлого. Пространство «прошлого» пополняется каждым днем прожитой жизни, пространство будущего — неумолимо сужается. Для того чтобы совершать свои сентиментальные путешествия, ему не требуется никуда уезжать — Васильевский остров и есть его Земляничная поляна.

АРКУС Л., КОВАЛОВ О. Новый герой — город. История вопрос...

 
 

Я выбираю фильм «Монолог» в память о ленинградском режиссере Илье Авербахе, а вместе с ним выбираю интимность, камерность и спокойную безусловность профессионализма, что некогда была присуща обочине советского мейнстрима. Я выбираю соблюденную в этом фильме золотую середину между жанром и авторством, между демократичностью и элитарностью. Я выбираю негромкую и отнюдь не выдающуюся, но все же волшебную силу искусства, которая рождает всегда великий эффект сопереживания и делает старого професс...

 
 

Сейчас Авербах сделал новый шаг. Все то, на чем основывался фильм «Степень риска», убрано за экран — жизнь учреждения, будни учреждения, люди, — все это убрано, и картина называется «Монолог». […]

Почему всей этой истории веришь, почему она интересна и выходит за пределы науки, становится гораздо более глубокой и важной? Потому что она говорит о том что необходимо двигаться и понимать, что никакое почетное место, никакая удачно устроенная жизнь не удовлетворит человека до конца, если...

 
 

[…][М]ожет быть, именно сейчас пришло время Ильи Авербаха-человека, чьей трагедией всегда был хороший вкус. Именно благодаря ему Авербах навеки остался в тени, в петербургском полупровинциальном статусе, в ряду режиссеров слишком литературных,-хотя мало кто в свое время пропустил «Монолог» и почти все восхищались «Чужими письмами». Пожалуй, «корневой мощи», стихийной силы, гениальной изобретательности в Авербахе действительно нет. «А мы стиху сухому привержены с тобой». Его хороший вкус, прес...

 
 

Это киноповесть о мыслях старого человека, обо всем, что он видел, заметил, о чем

подумал и поговорил. О ясном и пестром в нем, добром и злом, сердитом и мирном, заметном и незаметном. О том многоопытном и наивном, с чем он пришел к старости.

ГАБРИЛОВИЧ Е. [О фильме «Монолог»] //Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987.

...
 
 

«Монолог» — это фильм-исповедь, но не словесная, а действенная. Мы стремились создать портрет ученого, наделенного высоким талантом человечности. Он многого достиг, но постепенно в нем крепнет сознание, что приметы внешнего успеха неоправданно превосходят истинную ценность его научных достижений. И когда он понимает это, у него хватает сил свернуть с наезженной колеи… Напряженный и страстный характер Сретенского отозвался во внучке, им выращенной. Отозвался чисто по-женски — в первой любви, л...

 
 

Аннотация
Личная жизнь профессора Никодима Васильевича Сретенского как-то не сложилась. Жена давно ушла, дочь Тася искала где-то счастья, оставив на попечение деда маленькую Нину. Однажды к профессору Сретенскому приходит молодой ученый Котиков по прозвищу «Самсон». Он предлагает совместную научную работу над давней идеей профессора о синтезе белка. Через несколько лет им удается создать уникальное антистрессовое средство. Однако Никодим Васильевич не в состоянии помочь своей любимой внучке Нине, пережившей первую сердечную драму.
Титры
Режиссер
Илья Авербах
Сценарист
Евгений Габрилович
Оператор
Дмитрий Месхиев
Художник-постановщик
Марина Азизян
Звукорежиссер
Эдуард Ванунц
Композитор
Олег Каравайчук
В ролях
Михаил Глузский
профессор Сретенский
Марина Неелова
Нина
Маргарита Терехова
Тася
Станислав Любшин
Котиков «Самсон»
Эрнст Романов
муж Таси
Евгения Ханаева
Эльза Ивановна
Леонид Неведомский
Олег

Фестивали и премии
1976МКФ в Джорджтауне
Почетный диплом (Илья Авербах)
1974Премия польского журнала "Экран"
Лучшему иностранному фильму года (Илья Авербах)
1973МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (Илья Авербах)