Сообщить об ошибке
Молох
Режиссер:Александр Сокуров
Год:1999
Страна:Россия/Германия/ Япония/Италия/ Швейцария/Франция
Производство:Ленфильм
Длительность:107 мин.
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1999-04-26 — премьера в к/т "Ролан" (Москва)
1999-05-14 — премьера на МКФ в Канне
1999-11-04 — премьера в Центральном музее кино (Москва)
2000-09-02 — первый телеэфир ("Россия")
Тексты
 

В московском кинотеатре «Ролан» — премьера фильма Александра Сокурова «Молох». Картина неожиданно становится переломной в отношениях творчества режиссера и российской элиты. К самому фильму ажиотаж имеет косвенное отношение; несравненно большее — сенсационность темы, грядущий каннский конкурс, и в связи с этим вспыхнувший интерес к фигуре автора — вчерашнего отшельника, а ныне (и отныне) главного ньюсмейкера отечественного кино

Молох — это одни сутки из жизни Адольфа Гитлера и Евы Бр...

 
 

Прекрасная обнаженная женщина, сирена, Лорелея, начало и конец мира, бродит, изгибая пленительное тело, по волшебной горе, в пустынном замке, ожидая возлюбленного, и ее одиночество заполнено неведомыми надеждами и мечтами, зыбкими, как наползающие со всех сторон туманы...
Прекрасная женщина, пронзенная болью неизбежной разлуки, спускается в подземелье, чтобы проводить своего возлюбленного. "Пока вы живете, буду жив и я…" — говорит он ей на прощан...

 
 

Приступая к просмотру серьезного фильма, едва ли не каждый прозаик испытывает что-то вроде ревности: нам столько пришлось бы описывать, а они раз — и показали. Сколько точных слов надобно отыскать для описания того, что происходит в первых кадрах Молоха: любование нагой женской фигурой под каменными сводами смешивается с невнятной тревогой. Кажется, эта молодая женщина не может забыть, что на нее смотрят: вот она не очень умело прошлась колес...

 
 

ЛЕОНИД МОЗГОВОЙ: "В ФИНАЛЕ У НЕГО ВЗГЛЯД СТАРИКА…"

 Леонид Мозговой - выпускник последнего курса Бориса Зона в Ленинградском театральном, по окончании института играл на сцене Театра музкомедии, затем ушел на литературную эстраду. За двадцать пять лет исполнил четырнадцать моноспектаклей. Его дебютом в кино стала роль Гостя в фильме Александра Сокурова "...

 
 

Юрий КЛЕПИКОВ
Саша Сокуров — настоящий кинематографист. Кто же этого не знает? Он сложный автор. Тоже известно.
Придя на его Молох, я внутренне напрягся в ожидании очередного трудного упражнения. Фильм таким и оказался. К счастью, его трудность осваивалась с освежающим наслаждением. По моим наблюдениям, причиной такой радости всегда бывает одно — красота визуального композиторства, гармония, способность загнать материал в избранную форму.
Как зритель смотрю ...

 
 

ЮРИЙ АРАБОВ: "В ЗАМКЕ КЛИНГЗОРА ТОСКУЕТ ЛЮБЯЩАЯ ДУША…"

Ирина Любарская: Кому принадлежала идея снять фильм о Гитлере?

Юрий Арабов: Сокурову. Эта идея жила в нем очень долго. Еще во вги­ковские времена он сделал...

 
 

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: "В УЛЫБКЕ ЕВЫ – ЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО СЛУЧИТСЯ ДАЛЬШЕ…"

Любовь Аркус, Дмитрий Савельев: Ассоциация первого ряда, возникающая при упоминании Гитлера в связи с Евой Браун: апрель сорок пятого года, Берлин, бункер, венчание и самоубийс...

 
 

Фильмам Александра Сокурова как-то не очень приличествуют тексты, написанные в жанре эстетического разбора; по-моему, лучшим откликом здесь может быть смысловая вариация, выполненная средствами иного языка, входящего в арсенал культуры. В силу устоявшейся инерции фильм все еще рассматривается как экранизация некоего преднаходимого материала, и чтобы включить ее в интеллектуальный багаж, требуется совершить обратную операцию истолкования. Вра...

 
 
В исходном сценарии Юрия Арабова «Мистерия горы» два ключевых объяснения Ади и Евы происходят в спальне. Александр Сокуров неожиданно изменяет место действия. Со спальней граничит ванная комнат территория, приобретающая своего рода сакральное значение. Здесь начинается первый диалог, полностью происходит второй, когда Ади открывает возлюбленной свои самые заветные мысли. В перестроечное время, когда старые и новые картины Сокурова выходили одна за другой...
 
 
 
 

- Ассоциация первого ряда, возникающая при упоминании Гитлера в связи с Евой Браун: апрель сорок пятого года, Берлин, бункер, венчание и самоубийство. В фильме — весна сорок второго, замок в баварских Альпах, церемонные обеды, застольная болтовня, прогулки по окрестностям. Важен ли был для вас именно сорок второй? Была ли преднамеренность в вашем отказе от знаковой ситуации — в пользу эпизода частного, с точк...

 
 

Аннотация
Один день из жизни Адольфа Гитлера и его приближенных весной 1942 года в замке в Баварских Альпах.
Титры
Режиссер
Александр Сокуров
Сценарист
Юрий Арабов
Операторы
Алексей Родионов
совм. с А. Федоровым
Алексей Федоров
совм. с А. Родионовым
Художник-постановщик
Сергей Коковкин
Художник по костюмам
Лидия Крюкова
Звукорежиссер
Владимир Персов
совм. с С. Мошковым
Продюсер
Виктор Сергеев
продюсер
В ролях
Леонид Мозговой
Гитлер
Елена Руфанова
Ева Браун
Анатолий Шведерский
пастор
Владимир Богданов
Мартин Борман
Сергей Ражук
секретарь
Ирина Соколова
Йозеф Геббельс

Фестивали и премии
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую женскую роль (Елена Руфанова)
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за режиссуру (Александр Сокуров)
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы, Приз Святого престола (Ватикан) «За достижения в области духовной культуры» (Александр Сокуров)
1999МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз жюри кинематографистов за лучшую режиссуру (Александр Сокуров)
1999МКФ «Лiстапад» в Минске
Специальный диплом жюри кинопрессы «За изобразительную культуру» (Александр Сокуров)
1999МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при, Приз Города (Александр Сокуров)
1999МКФ в Каннах
Приз за Лучший сценарий (Юрий Арабов)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую женскую роль (Елена Руфанова)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при «Жемчужина мира» (Александр Сокуров)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший сценарий (Юрий Арабов)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучшую мужскую роль (Леонид Мозговой)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучшую работу оператора (Алексей Родионов)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучшую женскую роль (Елена Руфанова)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший фильм года (Виктор Сергеев)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший фильм года (Александр Сокуров)