Сообщить об ошибке
Мать
Режиссер:Всеволод Пудовкин
Год:1926
Страна:СССР
Производство:Межрабпомфильм
Длительность:66 мин.
Формат:ч/б
Вид:игровой
Жанр:драма, историко-революционный фильм
Премьера:1926-10-11 — выпуск на экран
Тексты
 
[...] Были в фильме "Мать" художественные открытия даже по отношении к "Броненосцу "Потемкин", чья слава гремела, когда выходил в свет фильм Пудовкина.
"Мать" была воспринята как произведение, диаметрально противоположенное "Броненосцу "Потемкин", как его антипод.
И, действительно, в центре фильма "Мать" — история одной человеческой жизни. Не типажи, не натурщики, а актеры-профессионалы, да к тому же еще актеры школа МХАТ — В. Барановская и Н. Баталов — играют центральные роли. И в основе ...
 
 
В картине "Мать" предметы даны такими, какими их хочет видеть режиссер. Угол съемки, крупность плана, освещение — все это выражение значения данного человека в данный момент: все находится в руках режиссера.
Даже капли воды, падающие из рукомойника, — это время, которое накапливается по мере того, как накапливается тишина и отчаяние матери. [...]
Рассматривая фильм Пудовкина "Мать", в котором режиссер положил много усилий по созданию ритмического построения, мы видим в нем постепенное выте...
 
 
[...] [О]граниченность метража требовала сокращения материала […]. Авторы фильма искали лаконичности. […]
Зархи в деле построения сюжета был необычайно изобретателен. […] [О]н рассматривал драматургический процесс серьезно и глубоко, без всякого сведения его к монтажу трюков. Понятие этого процесса он связывал с борьбой между героями; поэтому формирующим началом кинодрамы он считал стремления героя, наталкивающиеся на стремления противоположные. […]
Самостоятельность Зархи выразилась прежд...
 
 

Вопрос. Как пришли вы к мысли об экранизации повести «Мать» и каким образом возникла ваша творческая связь с Н. Зархи?

Ответ. Постановка «Матери» относится к 1925—1926 годам. Я только что ушел тогда из коллектива Кулешова […]

[…] [К] этой первой своей работе я подошел как к чему-то совершенно не похожему на все то, что я делал раньше.

Помню, что выбор темы фильма был неожиданным для меня самого. Я привык к тому, что кинематографический сценарий должен ...

 
 

[…] [Ф]ильм создавался в эпоху, когда советский кинематограф не имел ни узаконенных приемов, ни традиций, ни развитой техники киносъемки. Уходя в фильме от методов театрализованного показа, приходилось искать и создавать новые формы кинематографического зрелища. […].

Мы […] брали из жизни […] типаж, в котором наиболее ярко […] концентрировались характерные черты горьковских персонажей.

Взятая нами установка на единство компонентов фильма ясно определила задачи оператора в из...

 
 
[...] Фильм "Мать" — многое подсказал в решении актерской проблемы советского кино. [...] Внешний рисунок роли Барановская и Пудовкин искали, отталкиваясь от внутренней логики образа. Так было со знаменитым жестом матери — Барановской, когда она узнает, вернее, предчувствует несчастье с мужем... Движение руки, которым мать как бы отстраняет надвигающееся горе, было завершением поисков внутренней правды куска роли, предварительных репетиций, во время которых режиссер, убирая театральный нажим у и...
 
 
Впечатление от этого фильма было огромно. Актеры Н. Баталов, А. Чистяков, В. Барановская своей неповторимой реалистической игрой волновали сердца, держали в напряжении зрителей от первого до последнего кадра. Сразу стало ясно, что в лице В. Пудовкина мы имеем первоклассного мастера, умеющего создавать вдохновенные образы и извлекать из игры актеров самые сложные душевные движения. Кроме того, он показал себя первоклассным художником в композиции кадров, в монтаже. Этот фильм был новым мировым тр...
 
 

Аннотация
По одноименному роману Максима Горького.
Восстановлен и озвучен на к/с «Мосфильм» (1-я ред. в 1935, 2-я ред. в 1969 г.)
Титры
Режиссер
Всеволод Пудовкин
Сценарист
Натан Зархи
Оператор
Анатолий Головня
Художник-постановщик
Сергей Козловский
Звукорежиссер
Владимир Дмитриев
Композиторы
Давид Блок
в 1-й редакции
Тихон Хренников
во 2-й редакции
В ролях
Николай Баталов
Павел Власов
Вера Барановская
Ниловна
Александр Чистяков
Власов, отец
Анна Земцова
Анна, курсистка
Иван Коваль-Самборский
Весовщиков
Иван Бобров
молодой арестант
Александр Громов
революционер
Всеволод Пудовкин
полицейский офицер
Владимир Уральский
студент