Сообщить об ошибке
Луна-парк
Режиссер:Павел Лунгин
Год:1992
Страна:Россия/Франция
Производство:Блюз
Длительность:111 мин.
Формат:цв.
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:1992-05-07 — премьера на МКФ в Канне
Тексты
 

ЛУНГИНЛЭНД: ИДИ ЗА МНОЙ

 

Познав невероятный каннский успех "Такси-блюза", чудо-мальчик нашего Голливуда Павел Лунгин обрек себя на то, что от него всегда будут ждать потрясений.

 

ЛУНГИНЛЭНД: ИДИ ЗА МНОЙ

 

Познав невероятный каннский успех "Такси-блюза", чудо-мальчик нашего Голливуда Павел Лунгин обрек себя на то, что от него всегда будут ждать потрясений.

 

ЛУНГИНЛЭНД: ИДИ ЗА МНОЙ

 

Познав невероятный каннский успех "Такси-блюза", чудо-мальчик нашего Голливуда Павел Лунгин обрек себя на то, что от него всегда будут ждать потрясений.

 

ЛУНГИН КАК КРАСАВИЦА

 

Одна хорошая девушка-кинокритик, посмотрев "Луна-парк", убеждала меня, что Лунгин всю дорогу однозначно намекал на кровосмешение между юношей-героем и героиней Натальи Егоровой. Что это звучит где-то в репликах, что она и есть его мать и так далее. Чтобы развенчать эту версию, понадобился сам Лунгин, компетентно заявивший об отсутствии мотива инцеста и случайности всех совпадений. Почему же хорошей девушке и критику не хватало того, что в "Луна-парке" содержится, почему ей надо было чего-то похлеще, хотя, казалось бы, чего уж хлеще? Почему же хороший знакомый, на сей раз режиссер, хочет дописать сказку "Аленький цветочек"? Дописать таким образом, что после бракосочетания с прекрасным принцем (бывшее мерзкое чудовище) красавица стала форменной невротичкой, впала в истерику и от принца сбежала. Так как из мазохистских побуждений и от скрытых комплексов полюбила она чудовище, а когда оно "превратилось" - ощутила себя обманутой. А вот Лунгину явно была бы интереснее простодушная героиня, сказочно полюбившая и дождавшаяся прекрасного принца. Так что ясно, что Лунгин в данном случае - чистая красавица, а критик с режиссером - развращенные культурологией чудовища.

 

ЛУНГИН КАК СИВКА-БУРКА

 

Лунгин по-своему чист душой. Он мыслит категориями дивными, сказочными, бинарно-оппозиционными (добро - зло, верх - низ, сладко… далее по Леви-Строссу). Он взбивает коктейль из двух сказочных сюжетов: а) про незадачливого мальчика, пустившегося в опасные приключения; б) про недалекого и доверчивого человека, заколдованного злой волшебницей, который расколдовывается настоящим чувством. Поэтому ожидать сложностей, психологизма, прочих аксессуаров серьезного кино и разочаровываться, не дождавшись, тут нечего. Ибо Лунгин пытается сложить сказку со всеми присущими ей чертами. Идея, конечно, не свежая. Действительно, в Америке существует режиссер Дэвид Линч. Это он придумал мастерить сказку-страшилку из материала реального мира, это он снимает неплохое кино, он же состоит в стабильных отношениях со сказочной Изабеллой Росселлини. И вообще он живет неплохо: владеет умами российской критики более, чем умами критики европейской и американской, и явно более, чем он того заслуживает. Итак, идея не свежая. Чего не скажешь о ее исполнении. А исполнение Лунгину удалось. "Луна-парк" абсолютное вранье. И это вранье очень высокой пробы, поистине сказочное: все знают, что про нашу жизнь и борьбу идей Лунгин врет как сивый мерин, но это вранье обладает неким магнетизмом и верить ему хочется. А также сопереживать мальчику, нашедшему папу, папе, спасаемому мальчиком, герою, освобождающемуся от пут обмана злой волшебницы и т. д. И обаяние и магнетизм этого вранья заключаются как раз в том, что и Лунгин знает, что мы знаем, что он врет. В своем вранье он не Михалков и не Рязанов, ибо не выдвигает никакой новой мифологии, которая всегда толкование мира, а значит -идеология. Он не претендует на власть над умами, у него личная цель, вполне детская - сохранить у взрослых спасительный интерес к себе. У взрослых - то есть у Запада. К себе - то есть к нам, тутошним. Взрослыми считаются также все, кто может не поверить в превращения, путешествия под гусиной гузкой, злую мачеху-волшебницу, в сказку - а значит, кто не желает верить в дивную силу чувств, что тоже из области сказок. В своей детской простоте Лунгин не допускает никакой путаницы: добро - это добро, а зло - это зло. Повторяя порой за взрослыми их ужимки (склонность к психологизму), чистый душой Лунгин не спутает одну часть бинарной оппозиции с другой. Кстати, здесь же, в детской чистоте Лунгина, коренится и объяснение, почему ему вот уж второй фильм подряд не удается тема "мужчина и женщина". Потому что, видимо, она его не интересует. Она, во-первых, требует настоящего психологизма и не входит в жесткую бинарную систему, а во-вторых, вообще из взрослого мира. Так что Лунгин хоть и врет как сивый мерин, на самом деле он сивка-бурка… Ну и вещий каурка.

 

ЛУНГИН И СТРАНА 03

 

Вещий, вещий. Он смело обобщает отечественные явления и события до выразительного собирательного образа и настаивает не на общности этого образа с реальным, а на отсутствии реального. Собирательными частными образами - советской архитектуры (здание высотки то ли на Котельнической, то ли на Пресне, то ли у трех вокзалов), советского творца (автора Советской Песни), советского мафиози (закулисного инспиратора действий общественных сил, в данном случае "чистильщиков") - наглядно демонстрирует, что отечественная реальность свободно поддается обобщению и интерпретации вплоть до сказочно-знаковой. А значит - скорее всего, выдуманной, сказочной и является. Причем давно, возможно, с Карамзина. Лунгин предлагает обходиться с категориями России, национальной судьбы и всей этой волнующей умы обоймой как со сказочным образом, как с Россией, которую мы придумали. Над судьбами этой придуманной России и бьются ныне разные люди и движения - если они оперируют понятием "великой страны". А по Лунгину, лучше - отдать себе в этом отчет и выбрать, наконец, где нам жить - в стране Оз (с национальной гордостью, великим прошлым и вообще всем великим) или в реальной, обычной, без особой миссии, бедноватой стране.

 

Виктория БЕЛОПОЛЬСКАЯ, "Сеанс", № 9, 1994

07.05.1992  В конкурсе Каннского фестиваля — "Самостоятельная жизнь" Виталия Каневского и "Луна-парк" Павла Лунгина

08.05.1992  "Луна-парк" Павла Лунгина не оправдывает ожиданий каннской публики

 
 

SECOND-HAND ЛИНЧ

 

Решающая заслуга Павла Лунгина состоит в том, что он рубит окна в Европу. A ведь закончено все было наглухо. В "Такси-блюзе" он использует для этих целей механизм жанра, в "Луна-гарке" - фактуру, стиль. Последнее посложнее и исполнено скрытых опасностей, поскольку стиль куда мен...

 
 

ПАВЕЛ ЛУНГИН: ПРОДЮСЕР ЖОРЖ БЕНАЮН БЫЛ ВЛЮБЛЕН В МЕНЯ, В МОЙ ФИЛЬМ И ДАЛ МНЕ ДЕНЬГИ…

 

А.К.: Вы снимали свой второй фильм на французские деньги, потому что не смогли финансировать его съемки здесь?

 
 

Инна Соловьева

Бывают случаи, когда глупые реперткомовские определения - "порочный фильм", "вредный фильм" приходятся абсолютно впору. Мне не интересно доказывать, почему эта картина бездарна. Нужно вернуться к самым простым вещам и понять: в жизни и искусстве существует дарованное свыше свойство различать, что хорошо и что плохо, что бело и что черно, ...

 
 

РОССИЙСКАЯ ФОРМУЛА КИНОУСПЕХА: ПАВЕЛ ЛУНГИН

 

Ум — в отличие от чести и совести — все еще остается безусловным достоинством в нашу эпоху воинствующего постмодерна. Павел Лунгин умен — в отличие от большинства режиссеров, считающихся хорошими. Ум виден и в его интервью, и в его стратегии поведения....

 
 

Аннотация
Молодой супермен Андрей возглавляет организацию «чистильщиков», которые поставили себе цель очистить общество от евреев, гомосексуалистов и кооператоров. Однажды он узнает, что его настоящий отец — лауреат Государственной премии композитор-песенник Наум Борисович Хейфец. Именно Наум Борисович повинен в том, что оперная карьера подруги Андрея не состоялась. Герой приходит в дом Хейфеца с единственной целью — осудить и наказать.
Титры
Режиссер
Павел Лунгин
Сценарист
Павел Лунгин
автор сценария
Оператор
Денис Евстигнеев
Художники-постановщики
Павел Каплевич
совм. с В. Постернаком
Владимир Постернак
совм. с Б. Каплевичем
Художник по костюмам
Павел Каплевич
Композитор
Исаак Шварц
Продюсер
Владимир Репников
продюсер совм. с Ж. Бенаюном, П. Розенбергом
В ролях
Андрей Гутин
Олег Борисов
Наум Хейфец
Наталья Егорова
Алена
Нонна Мордюкова
Михаил Голубович
Александр Феклистов
Борис Иванович
Татьяна Лебедькова
Игорь Золотовицкий

Фестивали и премии
1992Премия «Золотой Овен»
Лучшему актеру года (Олег Борисов)
1992Премия «Ника»
За лучшую музыку к фильму (Исаак Шварц)