Сообщить об ошибке
Летчики
Режиссер:Юлий Райзман
Год:1935
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:80 мин.
Вид:игровой
Жанр:мелодрама
Премьера:1935-04-25 — выпуск на экран
Тексты
 

Режиссер Ю. Райзман является, по моему мнению, первоклассным мастером. Остроумие, тонкость, сочность и, пожалуй, некоторая фантастичность — таковы отличительные черты его мастерства. От Райзмана можно ждать многого.

В «Летчиках» есть главное — лирика, настоящее чувство.

Многие наши кинематографисты прибегают к лакировке, прикрашиваются вещи, природа, быт. Люди же остаются тусклыми. Мне кажется, что задача искусства — это создание образа людей, заражающих бодростью и оптимизмом...

 
 

О фильме «Летчики»

[…] Фильм «Летчики» сделан на игре света, на нюансах светового блика и представляет собой интересный образец фотообработки белого тона. Работа с белыми объектами является одной из трудных в техническом отношении. Постановщики фильма, желая использовать выразительные средства кадра, зная, какую роль для восприятия его играет тональное решение, оформили фильм в единой тональной светлой гамме. Технически постановщики проделали большую, интересную ...

 
 
„Летчики“ — фильм истинно звуковой. [...] Именно звук помог режиссеру освободиться из добровольного плена чужой художественной системы, которая была для индивидуальности режиссера тем опаснее, чем более была освоена, имитирована — речь идет, конечно, о почти неразличимой имитации. [...] В „Летчиках“ между режиссером и действительностью уже не стояло средостение из незыблемых авторитетов, эстетики „великого немого“, требований „эпопеи“ и „масштаба“ во&nbs...
 
 

[...] «Летчики» — казалось, само название предопределяет и диктует смысл и сюжет картины. Умопомрачительные рекорды, за которыми, затаив дыхание, следит страна, незаурядные характеры молодых летчиков, штурмующих пространство и высоту. Необжитые суровые девственные земли под крылом самолета. Эпические страсти и конфликты. [...] Райзман и автор сценария Александр Мачерет показывают скромную, учебную летную школу, действие фильма сосредоточива...

 
 

О фильме «Летчики»

Знаменитый летчик того времени Михаил Громов заявил в связи с выходом фильма на экран: «Аэропланы появлялись на экранах часто. Но пилота не было». В том, что на экране появился пилот, огромная заслуга Райзмана и Щукина. И по праву рядом с ними должен быть назван Косматов. В «Летчиках» он нашел свой изобразительный стиль, основанный на светотональном построении, на живописности кадра. В этом фильме «косматовская» живописность была использована д...

 
 
Это поистине шедевр ничем не стесненного свободного парения. Любовь и полет срифмованы здесь безупречно — недаром сценарий Александра Мачерета, по которому картина поставлена, назывался «Окрыленные люди». Этот фильм 1935 г. построен на виртуозном подтексте: о чем бы ни говорили герои — они говорят о любви. Потому и воспаряют. Только на излете краткого периода, названного известным историком Михаилом Гефтером...
 
 
Первая роль в кино [фильм «Летчики»] явилась для Щукина по-настоящему кинематографической, если иметь в виду гибкую смену планов и масштабов действия. Здесь важна была не одна техника съемки. Щукин получил возможность выверить свой актерский характер, исходя из современности.

ЗАК М. Борис Щукин // Актеры советского кино. М., 1969. Вып. 5....

 
 
Перед режиссером встала задача: найти такую форму поведения актера и такой характер его речи, которые были бы так же реалистичны и правдивы, как и остальные элементы кинематографического произведения. Над этой задачей с громадным увлечением работал я в фильме «Летчики» (1935). Мне повезло. На «Летчиках» я встретился с одним из лучших советских актеров, с покойным Б. В. Щукиным. Это был актер огромного чувства правды. Я впервые столкнулся со словом, он — с кинематографом. Мы с большим усердием ...
 
 
Мы встретились и говорили о «Летчиках» у Косматова. Мысль о работе в кино тогда пугала Бориса Васильевича. Он долго не решался. И потом, на первой пробе, так волновался, так боялся, что ничего не мог сделать, ничего не мог сказать. Даже после, посмотрев пробу на экране, он еще долго колебался. [...]

Так продолжалось до выезда на натуру. Тут Щукин впервые почувствовал себя в реальной обстановке: аэродром, летчики, школа, обычные, непосредственные люди. С особенной остротой ощутил он необходим...

 
 
В «Летчиках», помню, вначале мне было страшно трудно, я был беспредельно скован, я не мог ходить; за мною идут, снимают, а я не могу идти — ноги не идут, меня качает. А потом мы в поездке жили недалеко друг от друга и почти каждый вечер встречались с режиссером. Режиссер Райзман приходил ко мне, спрашивал: «Ну, как?» Я говорил, что мне трудно. Мы вместе прорабатывали текст...
 
 

Аннотация
Летчик Сергей Беляев, проявляя лихачество, разбивает доверенный ему самолет. Ученица летной школы Галя Быстрова, который нравится Беляев, к сожалению, стремится ему подражать и в воздухе. Позднее, вняв мудрым советам начальника Рогачева, они становятся опытными пилотами. Быстрова получает назначение на Памир, а влюбленный в нее Рогачев отправляется на Сахалин.
Титры
Режиссер
Юлий Райзман
Сценарист
Александр Мачерет
автор сценария
Оператор
Леонид Косматов
Художник-постановщик
Георгий Гривцов
Звукорежиссер
Владимир Богданкевич
Композитор
Николай Крюков
В ролях
Борис Щукин
Рогачев
Иван Коваль-Самборский
Беляев
Евгения Мельникова
Галя Быстрова, ученица летной школы
Александр Чистяков
Хрущев
Григорий Левкоев
Инна Федорова
летчица
Зоя Федорова
ассистнет врача

Фестивали и премии
1935МКФ в Москве
Почетная грамота (Юлий Райзман)