Сообщить об ошибке
Зной
Режиссер:Лариса Шепитько
Год:1963
Страна:СССР
Производство:Киргизфильм
Длительность:85 мин.
Формат:ч/б
Вид:игровой
Жанр:драма

Бог весть, кто придумал это точное название — «Зной»... В нем был накал столкновения, душевный микроклимат героев, чреватый стычками ежеминутно. Конфликт возникал уже в самом начале. Течение фильма почти не ведало спадов. Все время — напряжение. Все время — ожидание взрыва. [...]

Прекраснодушие против зла. Это грозило обернуться в фильме односторонностью характеров. Что-то от этой схемы проступает в сцене, когда...

 
 

[...] Фильм сложился благодаря художественному и эмоциональному мышлению режиссера Л. Шепитько, не во всем следующей за писателем. Например, чтобы подчеркнуть наглость и жестокость Акабира, она ввела эпизод, где Кемель по приказу Акабира в присутствии других раздевается. Этого эпизода в повести не было, как впрочем и других отдельных сцен фильма. [...] Найдены были точные экранные эквиваленты многих компонентов повести. Вот мнение самого ...

 
 

О роли Нурмухана Жантурина

Герой фильма «Зной», Абакир Джураев,— человек необычайно колоритный и сильный. Лишь одно не свойственно ему — ощущение времени. Когда своим трудом, своим умом он вырвался вперед, поднялся над другими, то решил, что это навечно. Прошли годы. Доступное лишь одиночкам стало массовым. Новой славы не прибавилось, а старая потускнела.

Абакир ожесточился. Он стал стыдиться самого себ...

 
 

[...] Противопоставление пустыни и родника становится своеобрзаной парафразой человеческим взаимоотношениям в сюжете. Именно этот более обобщенный сюжетный пласт и стал точкой опоры для композитора.

Композитору сразу же пришлось столкнуться с реальными трудностями: фильм требовал серьезной разработки звуко-шумовой части, причем шумы и диалоги захватывали большую часть звуковой фонограммы. Таким образом композитор должен был определить как смысл включения м...

 
 

О роли Нурмухана Жантурина

Впервые Жантурин играет не только и не столько историю существования своего героя на экране, сколько его предысторию. Фильм тем и отличался от рассказа, что изначально злого, «дикого» Абакира в нем сменил человек, за которым угадывался целый пласт, социальное явление. Несправедливо вознесенный в свое время и столь же несправедливо низвергнутый теперь, тракторист-передовик в и...

 
 

О роли Клары Юсупжановой

Калипа оказывается в центре драмы. Чем глубже и острее развивается конфликт между Абакиром и Кемелем, чем открытее, ослепленный ненавистью к парню, саморазоблачается Абакир, тем быстрее идет процесс освобождения души Калипы от слепого, рабского повиновения. Как и в героине повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз», по которой написан сценарий, в Калипе — Юсупжановой нет слезливой ...

 
 

[...]Монтировали до двух-трех часов ночи, звук писали на Студии имени Горького. Бывало, что Лариса теряла сознание и мы на руках переносили ее из тонзала в медпункт. Коварный вирус оставил в ее организме следы, которые давали о себе знать все последующие годы. Получив очередную дозу инъекций и лекарств, она возвращалась и, держась за бок, продолжала работу. Бывали случаи, когда мы в процессе записи ругались, и&nbs...

 
 

[...] По моей повести «Верблюжий глаз» она работала над фильмом «Зной». По сюжету полагалось снять это в совершенно голой, безводной степи. Речь в фильме шла о поднятии целины.

[...]Эта красивая девушка попала в такие жуткие условия, что, я думаю, не всякий бы мужчина сумел пройти через такие испытания.

Когда я приехал на съемки. я застал ее в тяжелейшем состоянии. Невероятные условия ...

 
 

Не понимаю, чем может быть интересен сегодня этот старый фильм, который и тогда, когда шла над ним работа, был для меня всего лишь ученическим. По-моему. "Зной«.— это не более как экзерсис, который надо было сделать в стенах ВГИКа. да и то не на последнем курсе. Не люблю эту картину! И не могу всерьез воспринимать добрые слова о «Зное»... Да, мое отношение к картине заслоняет от меня любую ...

 
 

С самого начала работы операторами Соколом и Архангельским и художником Макаровым был решен принцип изобразительного решения фильма.

Большая часть событий — 90 процентов картины — проходит на натуре, и она представлялась нам просто ровной поверхностью— без гор, деревьев и т. д. Просто земля и люди. Это, на наш взгляд, изобразительно давало больше возможностей для обобщения. С другой стороны, это требовал...

 
 

Аннотация
По мотивам повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз».

Кемалю семнадцать лет. После десятилетки он приехал в Анахай осваивать целину и попал в бригаду Абакира, где давно сложились определенные отношения, основанные на жесткой авторитарности бригадира. Кемаль со своей непосредственностью и молодым максимализмом нарушает это равновесие...
Титры
Режиссер
Лариса Шепитько
Сценаристы
Иосиф Ольшанский
автор сценария совм. с И. Поволоцкой, Л. Шепитько, С. Лунгиным, И. Нусиновым
Ирина Поволоцкая
автор сценария совм. с Л. Шепитько, И. Ольшанским, С. Лунгиным, И. Нусиновым
Лариса Шепитько
автор сценария совм. с И. Ольшанским, И. Поволоцкой, С. Лунгиным, И. Нусиновым
Семен Лунгин
автор сценария совм. с И. Нусиновым, И. Ольшанским, И. Поволоцкой, Л. Шепитько
Илья Нусинов
автор сценария совм. с И. Ольшанским, И. Поволоцкой, Л. Шепитько, С. Лунгиным
Операторы
Владимир Архангельский
совм. с Ю. Соколом
Юрий Сокол
совм. с В. Архангельским
Художник-постановщик
Александр Макаров
Звукорежиссеры
Толомуш Океев
совм. с Ю. Шеиным
Юрий Шеин
совм. с Т. Океевым
Композитор
Роман Леденев
В ролях
Даркуль Куюкова
Алдей
Болотбек Шамшиев
Кемель
Нурмухан Жантурин
Абакир Джураев
Клара Юсупжанова
Калипа
Кумболот Досумбаев
Шейшен

Фестивали и премии
1965МКФ стран Азии и Африки во Франкфурте-на-Майне
Диплом жюри (Лариса Шепитько)
1964ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Премия за режиссуру (Лариса Шепитько)
1964МКФ в Карловых Варах
Большая премия симпозиума молодых кинематографистов (Лариса Шепитько)
1963Смотр-конкурс кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана
Приз (Лариса Шепитько)