Сообщить об ошибке
Застава Ильича
Режиссер:Марлен Хуциев
Год:1964
Страна:СССР
Производство:Киностудия имени Горького
Длительность:175 мин.
Формат:2 серии, ч/б
Вид:игровой
Жанр:киноповесть
Тексты
 

Почти во всех фильмах Хуциева отсутствует отец. В "Заставе Ильича", впрочем, есть "ложный" отец — отец Анны (Марианна Вертинская), сталинист, "ретроград", знающий ответы на все вопросы и вещающий газетными штампами, в чьи уста авторы, однако, вкладывают важную "циничную" реплику, которая коробит юных идеалистов: "Вас сомнут, задавят, не верьте людям, вы никому не нужны… Никто не подумает о вас, если вы не подумаете о себе".

 
 

Некоторые решили, что эпизод со сменой караула у Мавзолея вошел в картину после всех этих проработок, как поправка. Это не так, я снимал его еще до того, как меня долбали. Фильм начинается с прохода патруля, заканчивается сменой караула, и таким образом очерчиваются рамки исторического времени, в котором люди ищут себя и пытаются понять и выразить свое отношение к жизни. Вот что это такое. "Застава Ильича" — не лучшее название, настоящее — "Мне 20 лет". [...] И финал должен был быть другой,...

 
 

Председателю   Государственного   комитета   Совета  Министров СССР по кинематографии тов. Романову А. В.
По вашему поручению мы познакомились с поправками к кинофильму «Застава Ильича»,представленными руководством киностудии им. М. Горького...
Ввиду того что представленные поправки не вносят полной ясности в вопрос о том, что будет исключено из фильма, следует устранить следующие эпизоды и мотивы:
1. Целиком исключить эпизод «Литературный вечер в Политехническом музее».
2. Сокра...

 
 
Отцы и дети с «Заставы Ильича»
Уважаемый тов. редактор!
Мы, сталевары завода «Серп и молот», хотим через газету «Советская Россия» обратиться к авторам фильма «Застава Ильича». Фильм мы, понятно, не видели. Но нас глубоко взволновали слова Никиты Сергеевича Хрущева по поводу этой поспешно и необоснованно расхваленной кинокартины.
Н. С. Хрущев дал ясную, принципиальную, партийную оценку фильма. Он выразил наши думы, наше рабочее отношение к подобного рода произведениям искусства.
 
 
Хуциева вызвал Л. Ф. Ильичев — секретарь ЦК КПСС по идеологии. Он не предъявлял режиссеру никаких претензий, а только задавал вопросы — почему в картине снимались Тарковский и Кончаловский, почему в фонограмме первой части (где идет красногвардейский патруль) так громко звучат шаги... Хуциев отвечал, волнуясь и не понимая, к чему все эти вопросы и зачем вообще он вызван в столь высокий кабинет.
[…]
Хуциева еще несколько раз вызывали «наверх». Почему-то опять спрашивали про шаги — зачем они...
 
 
Я не боюсь преувеличений: картина эта — большое событие в нашем искусстве, очень большое. Смотревший ее одновременно со мной Анджей Вайда после просмотра сказал, что подобного фильма он еще не видел (думаю, что Вайда на cвоем веку кое-что все-таки посмотрел). […] Я бесконечно благодарен Хуциеву и Шпаликову, что они не выволокли за седеющие усы на экран все понимающего, на все имеющего четкий, ясный ответ старого рабочего. Появись он со своими поучительными словами — и картина погибла бы.
 
 
Хуциев пригласил в соавторы студента ВГИКа Г. Шпаликова: очевидно, ему необходим был еще взгляд "изнутри" самого материала. Над сценарием Шпаликов работал примерно до марта 1963 года, а потом начал писать сценарий "Я шагаю по Москве", повторив конструкцию "Заставы" как бы в пластмассе. Этот спутник — воздушный шарик — долетел, однако, до экрана гораздо раньше самой картины Хуциева. А Хуциев, начав свой труд в 1959 году, смог выпустить фильм только в 1965 году под названием "Мне двадцать лет" ("З...
 
 
М. Барабанова. [...] Меня волнует только один вопрос. Меня сегодня т. Хуциев не убедил ни в чем, не убедил и в самом главном: мне кажется, он остается при этой концепции... Тов. Хрущев — власть, он сказал нет, и мы все говорим нет. Это же так. [...]
Появилась вторая часть сценария. И вот представьте: я, простой зритель, прихожу в кино, смотрю три часа картину, и потом основной герой говорит: как жить? Зачем же я смотрела эту кинокартину: он не знает, как жить, после того как ...
 
 
Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: "Застава Ильича". Картина ставится режиссером тов. М. Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. С. Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины, который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной ж...
 
 

Выписка из решения Комиссии по конфликтным творческим вопросам, утвержденного Секретариатом правления Союза кинематографистов СССР
Просмотрев фильм М. Хуциева «Застава Ильича» (1962 г.), комиссия сочла безосновательной переработку произведения, к которой были вынуждены авторы руководством кинематографа того времени. В связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно является ключевым произведением экрана начала 60-х годов, комиссия находит настоятельную необходимость провести работу по восстано...

 
 

Директору киностудии имени М. Горького тов. Бритикову Г. И.
[...] Картина «Застава Ильича» задумывается как рассказ о дружбе трех рабочих парней, о тех путях, которыми они приходят к пониманию величия нашего времени.
Однако, по мнению управления, этот авторский замысел не получил должного творческого разрешения.
Серьезным недостатком сценария является его бесстрастная интонация, созерцательная, а не активная гражданственная позиция. Авторы сценария считают своих героев типичными пред...

 
 

Аннотация
Киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Николай, Слава и Сережа — очень разные и по характеру, и по образу жизни. Но это не мешает их дружбе. Когда перед одним из молодых людей встает сложная этическая проблема (ему предлагают стать доносчиком), он делится этим с товарищами. Мнения расходятся, и давняя дружба дает трещину.
В 1964 г. выпущен под названием «Мне двадцать лет».
Восстановлен и выпущен в 1988 г. на к/с им. Горького.
Использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
Титры
Режиссер
Марлен Хуциев
Сценаристы
Геннадий Шпаликов
автор сценария совм. с М. Хуциевым
Марлен Хуциев
автор сценария совм. с Г. Шпаликовым
Оператор
Маргарита Пилихина
Художник по костюмам
К. Русанова
Художники
И. Захарова
Е. Сухова
художник по гриму
Звукорежиссер
Александр Избуцкий
Композитор
Николай Сидельников
Автор-исполнитель
Булат Окуджава
В ролях
Валентин Попов
Сергей Журавлев
Николай Губенко
Николай Фокин
Станислав Любшин
Слава Костиков
Марианна Вертинская
Аня
Зинаида Зиновьева
Ольга Михайловна Журавлева
Светлана Старикова
Вера Журавлева
Александр Майоров
младший лейтенант, Александр Журавлев
Лев Прыгунов
младший лейтенант, Александр Журавлев (версия «Мне двадцать лет»)
Т. Богданова
Люся Костикова
Светлана Светличная
Лев Золотухин
отец Ани
Петр Щербаков
Черноусов
Олег Видов
Родион Нахапетов
эпизод, красноармеец
Андрей Кончаловский
Ольга Гобзева
Павел Финн
Наталья Рязанцева
Андрей Тарковский
Виталий Соломин
Александр Митта
Булат Окуджава

Фестивали и премии
1965МКФ в Венеции
Премия журнала «Синема нуово» за Лучшую мужскую роль ((Валентин Попов))
1965МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (Марлен Хуциев)
1965МКФ европейского кино в Риме
«Золотая пластина» (Марлен Хуциев)