Сообщить об ошибке
В тумане
Режиссер:Сергей Лозница
Год:2012
Страна:Россия / Германия / Латвия / Нидерланды / Беларусь
Длительность:127 мин.
Вид:игровой
Жанр:драма

Review: “In the Fog”

Действие фильма, снятого по одноименной повести Василя Быкова, разворачивается в 1942 году после вторжения немцев в Белоруссию. Кровавое противостояние партизан и захватчиков в разгаре. Первая сцена — один непрерывный кадр «с плеча», уже характерный для Лозницы (вспомните «Счастье мое» и «Пейзаж»): троих мужчин выводят на деревенскую площадь, чтобы повесить за п...

 
 

Капитуляция перед повестью

Лозница сканирует военный быт как невидимый разведчик, угнездившийся в его сердцевине. Кого-то ведут вешать, кто-то монотонно зачитывает предостережение оккупационных властей: помогать партизанам бессмысленно, лучше «строить белорусское хозяйство для белорусского народа». Эшелон под парами, солдат с каской, полной яиц, чистильщик обуви, баран, пасущийся под еще пустой и почти не обращающей на себя внимания вис...

 
 

Сергей Лозница нагнал тумана

«В тумане» очередная абстракция про гонения, которым неизбежно подвергается в этом мире порядочный, добросердечный человек. Психологический поединок героя и двух его «судей» — партизан, которые приходят Сущеню казнить, — должен был бы составить главное напряжение фильма. Но слово «напряжение» здесь подходит меньше всего. Персонажи медленно двигаются —...

 
 

Вполне различимое \"В тумане\"

Памятный партизанский эпизод из фильма «Счастье мое» (кстати, в свое время рассказанный режиссеру не кем иным, как самим Быковым) стал конспектом новой картины. В ней с присущей стилю Лозницы холодной аналитичностью исследуются горячие проблемы выбора, которые ставит перед тремя героями фильма — Буровым, Войтиком и Сущеней — война. Все выросли в одной стране, по сути, в...

 
 

Немцам верим, своему — нет

Лозница использовал в строительстве фильма идеи кибернетики, которой вплотную занимался в юности: зритель в точной дозировке получает информацию о психотипах героев, складывая свои представления о закономерностях выживания в условиях, с жизнью несовместных, пытается предугадать, как сложатся их отношения. Режиссера привлекает не общий, а крупный план войны, не батальные сцены — а&n...

 
 

Антисоветское военное кино

Экзистенциальная драма, которую удобнее просто изъять из контекста военного кино, чтобы не потонуть в набивших оскомину аналогиях из настоящего и прошлого отечественного кинематографа. Фамилия быковского героя неслучайна: Сущеня — это неприкрытая человеческая сущность в лесу античеловеческих обстоятельств. Война — просто отрезок времени, когда убийство становится легитимным, а сопротивление...

 
 

Дальше в лес

Быковский язык сегодня звучит и архаично, и условно, но как раз это отделяет «В тумане» от многих фильмов-предшественников. Перед нами почти театральная пьеса о трех персонажах — в поисках автора или в ожидании Годо. Интеллектуал Лозница из числа тех, кто постоянно проверяет гармонию (а чаще дисгармонию) алгеброй, за что регулярно получает упреки. «В тумане» тоже ма...

 
 

«В тумане» — старомодный фильм новатора Сергея Лозницы

Трагедия мирного человека в военное время становится для Лозницы метафорой экзистенциального тупика конструктивной единицы в деструктивном обществе, которой он, технарь, эмигрировавший из России нулевых, видимо, до сих пор ощущает себя. Как и в «Счастье моем», гуманного и рационального героя засасывает в хтоническое болото, единственный способ выжить в котор...

 
 

Туманность гуманизма

Лозница — радикальный гуманист. «В тумане» — бескомпромиссное, хотя внешне очень спокойное кино о том, что у убийства может быть мотив, но, как у любого зла, не может быть оправдания. Эта максима была бы слишком простой, если бы не странная магия фильма — вроде бы абсолютно классического, даже старомодного, но при этом оставляющего зрителя с чувством выб...

 
 

Аннотация
Белоруссия. 1942 год. Разгар фашистской оккупации и партизанской войны. Недалеко от хутора, где живет путевой обходчик Сущеня, взорван поезд. Невиновного Сущеню арестовывают вместе с группой диверсантов, но не казнят, а отпускают на свободу. По округе разносится слух о том, что Сущеня – коллаборационист, и партизаны Буров и Войтик приезжают убить предателя. Партизаны ведут приговоренного к смерти в лес, но попадают в засаду, и Сущеня остается один на один со своим смертельно раненным палачом. В глухом лесу, где нет ни чужих, ни своих, где нет границы между предательством и подвигом, Сущеня совершает моральный выбор в аморальных обстоятельствах.
Титры
Режиссер
Сергей Лозница
Сценаристы
Василь Быков
Сергей Лозница
Оператор
Олег Муту
Художник-постановщик
Кирилл Шувалов
Художник по костюмам
Дорота Рокепло
Звукорежиссер
Владимир Головницкий
Монтажер
Даниэлиус Коканаускис
Продюсер
Хайно Декерт
В ролях
Владимир Свирский
Сущеня
Владислав Абашин
Буров
Сергей Колесов
Войтик
Никита Перемотов
Гриша
Юлия Пересильд
Анеля
Кирилл Петров
Коробань
Дмитрий Колосов
Мишук
Степан Богданов
Топчиевский
Дмитрий Быковский
Ярошевич
Влад Иванов
Гроссмайер
Надежда Маркина
Мать Бурова
Игорь Хрипунов
Мироха

Фестивали и премии
2012МКФ "Золотой абрикос" в Ереване
Лучший фильм (())
2012МКФ «Лiстапад» в Минске
Гран-При (())
2012МКФ в Каннах
Приз ФИПРЕССИ за лучший фильм основного конкурса (())
2012МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало»
Гран-При (())