Сообщить об ошибке
Орда
Режиссер:Андрей Прошкин
Год:2011
Страна:Росиия
Длительность:129 мин.
Вид:игровой
Жанр:исторический фильм

Немощи святителя Алексия

Юрий Арабов написал про чудо неудавшееся, про невозможность целенаправленно спланированного чуда, про беспомощность чудотворца. Дополнительный драматизм заключается в том, что святитель Алексий, каким его играет Максим Суханов,— человек абсолютно несклонный к самоуничижению, смирению и умалению собственных способностей. Это, наоборот, солидный, величественный и внушительный православный супермен, который в Орде обнару...

 
 

Татаро-монгольский пеплум

Смыслы и подтексты, Русь и Орда, вера и шарлатанство, вековые устои и аллюзии на современность (неважно, вольные ли) — все здесь размывается, стирается до полной неразличимости. И это, надо сказать, для современной православной мысли довольно показательно — вчитать сюда можно все что угодно, от богоборчества до оправдания союза Церкви и власти. Словом, вера как химера.

 
 

Андрей Прошкин поскреб государство Российское

Фильм Прошкина и Арабова — это менее всего житие, или, как принято теперь говорить, байопик. Вопрос о природе чуда и даже отчасти вопросы веры режиссер оставляет за скобками. Главное для него — тот степной дух, а иногда, точнее, даже смрад, который витал над Ордой и не растерял своей концентрации и в наши дни. Российское в его нынешнем состоянии &mdas...

 
 

Навстречу ему Орда

Cкудное действие растянуто на два часа, которые кажутся бесконечными вполне «артхаусный» дефицит экшена и нарратива компенсируется триумфом декораций, костюмов и грима. На наших глазах из степной пыли возникает грандиозная фэнтези-инсталляция, внутри которой добрый волшебник Гэндальф будет участвовать в «пыточном порно», а его верный слуга со страху перейдет в ислам, но потом испр...

 
 

Мистика невыполнима

Хочешь получать — учись жертвовать, говорит Арабов. Все это настолько неактуально, что тянет на метафизический бунт. Ведь в современной России, как и в арабовской Орде, чудо — лишь ловкий фокус, от которого может быть толк. Способ возвыситься, не унижаясь. Потому и отношение к этим чудесам несерьезное.

ШЕНКМАН...

 
 

Историческая фантазия о судьбах России

«Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?

Историческая фантазия о судьбах России

«Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?

Историческая фантазия о судьбах России

«Орда» могла бы быть тонким и детально проработанным историческим фильмом, не стремись ее авторы так прекраснодушно высказаться о судьбах России. В нее, как известно, можно только верить, и единственный вопрос, который здесь остается, читается в остекленевших глазах заболевшего тирана — а дальше-то как быть?

СОТНИКОВА А. Историческая фантазия о судьбах России // afisha.ru, 04.09.2012

 
 

Ярлык на святость

Невероятно, но факт: за сто лет не создано ни одного сколько-нибудь значимого фильма о татаро-монгольском иге. Вдумайтесь: о важнейшем периоде отечественной истории, об увлекательнейшем кочевом государстве, о двухстах пятидесяти годах, которые, как считают многие, определили национальный характер — от иррационального пристрастия к «крепкой руке» до комплекса жертвенности, &...

 
 

Бог и Толк

Имеются недоумения сугубо идейные, относящиеся к христианскому пафосу картины. Серьезнейшее из них приходится на развязку. Начавшая прозревать и духовно, Тайдула отказывается благословить на царство своего внука (по сценарию) Бердибека, только что убившего очередного ее сына Джанибека (обычное тогда, казалось бы, дело). Отказывается на том основании, что «это неправильно» — и сразу за ...

 
 

И имя нам — «орда»

Традиционное житие создатели фильма трансформируют в мистериальную поэму.Алексий сообразно житийному укладу истории проходит в столице Орды Сарай Бату все круги ада. Но в отличие от благостности канонического жития, экранный митрополит терпит сокрушительное фиаско в излечении грешной воительницы.Для Прошкина и Суханова конфликты и баталии разворачиваются на кровопролитном фронте души. Здесь, а не вов...

 
 

Орда на оба ваши дома

Прошкин-младший качественно экранизирует, а артисты хорошо играют историю про столкновение миров, неисповедимость путей и личный выбор. А с фактурой работает так, что хочется об истории и вовсе забыть, потому что и про столкновение миров, и про неисповедимость путей бывает сложнее и интереснее. И уж тем более про личный выбор. Зато не придраться к воссозданию облика и жизни Сарая, с...

 
 

Сарай земной

Прошкин оказался хитрым режиссером. Он взял деньги у церковников, но сделал не церковное, а философское кино, приглушил в нем религиозный компонент и усилил зрелищный. Скрупулезно подойдя к историческим фактурам, он тем не менее заранее настроил себя на то, что всем не угодишь, а в качестве союзника привлек драматурга Арабова, который умеет переводить историю в миф.

Сарай земной

Прошкин оказался хитрым режиссером. Он взял деньги у церковников, но сделал не церковное, а философское кино, приглушил в нем религиозный компонент и усилил зрелищный. Скрупулезно подойдя к историческим фактурам, он тем не менее заранее настроил себя на то, что всем не угодишь, а в качестве союзника привлек драматурга Арабова, который умеет переводить историю в миф.

Сарай земной

Прошкин оказался хитрым режиссером. Он взял деньги у церковников, но сделал не церковное, а философское кино, приглушил в нем религиозный компонент и усилил зрелищный. Скрупулезно подойдя к историческим фактурам, он тем не менее заранее настроил себя на то, что всем не угодишь, а в качестве союзника привлек драматурга Арабова, который умеет переводить историю в миф.

ПЛАХОВ А. Сарай земной // Газета «Коммерсантъ», №175 (4960), 19.09.2012

 
 

Аннотация
Орда. Веками это слово означало кровавые набеги и унизительную дань для многих стран и народов. Странный и страшный мир со своими законами и обычаями. В середине 14 века власть Орды простирается над большей частью Евразии.Платит дань восточному соседу и Московское княжество. Когда ханшу Тайдулу сражает тяжелый недуг, ни один целитель оказывается не в силах ей помочь. Тогда в Орду вызывают московского митрополита Алексия, которого ордынцы считают «великим колдуном». На карту поставлена судьба всего княжества. Однако и сам Алексий не знает, чем обернется его путешествие в Орду.
Титры
Режиссер
Андрей Прошкин
Сценарист
Юрий Арабов
Оператор
Юрий Райский
Художник-постановщик
Сергей Февралев
Художник
Наталья Иванова
Звукорежиссер
Максим Беловолов
Композитор
Алексей Айги
Монтажер
Наталья Кучеренко
Продюсеры
Сергей Кравец
Наталия Гостюшина
Алексей Карпушин
В ролях
Максим Суханов
Митрополит Алексий
Роза Хайруллина
Тайдула
Андрей Панин
Хан Тинибек
Иннокентий Дакаяров
Хан Джанибек
Александр Яценко
Федька
Виталий Хаев
Князь Иван Красный

Фестивали и премии
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучшие костюмы (())
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучший сценарий (Юрий Арабов)
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучший режиссер (Андрей Прошкин)
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучшая работа оператора (Юрий Райский)
2013МКФ "Золотой орел" в Батуми
Лучшая работа художника-постановщика ((Сергей Февралев))
2013МКФ в Москве
Лучший режиссер (Андрей Прошкин)
2013МКФ в Москве
Лучшая женская роль ((Роза Хайруллина))
2013Премия «Ника»
Лучшая музыка (Алексей Айги)
2013Премия «Ника»
лучшая работа звукорежиссера (Максим Беловолов)
2013Премия «Ника»
Лучшая работа оператора (Юрий Райский)
2013Премия «Ника»
Лучшая мужская роль (Максим Суханов)
2013Премия «Ника»
Лучшая работа художника-постановщика ((Сергей Февралев))
2013Премия «Ника»
Лучшая женская роль ((Роза Хайруллина))