Сообщить об ошибке
Фауст
Режиссер:Александр Сокуров
Год:2011
Страна:Россия
Производство:Proline-Film
Длительность:137 мин.
Формат:цв.
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:2011-09-08 — премьера на МКФ в Венеции

Руки брадобрея

Условием полноценной жизни была для Гёте синхронность теории и опыта, «Слова» и «Деяния». Потому в «Фаусте» нет деления на «реальное» и «воображаемое» — свой фантастический мир Гёте с удовольствием описывает как мир истинный, к тому же — знакомый всем и каждому. [...]

В языковой стихии «Фауста» поэтические пе...

 
 

Фаустовский мир в преддверии Апокалипсиса

Средневековый аскетизм, и буржуазная вещность к финалу облетают как личины вечности. Так одежда Фауста к финалу теряет социальный статус: визитка и шапочка кабинетного ученого сменяются рыцарскими доспехами, но и они отбрасываются за ненадобностью — рубище странника более всего подходит к пустоте безжизненного холодного пейзажа в картине конца света или конца души. Все эти пре...

 
 

Но доктор Фауст nichts не знал о Боге

Несмотря на перенос действия на несколько веков вперед, изображение здесь напоминает средневековую германскую (и даже шире — североевропейскую) живопись. Все в монохроме — цвет почти не возникает. Лишено просветлений и состояние персонажей. Фауст — за исключением сцен, когда он похотливо смотрит на Маргариту, — пребывает в мрачнейшем расположе...

 
 

Урок анатомии режиссера Сокурова

Победитель 68-го Венецианского кинофестиваля «Фауст» Александра Сокурова входит в его тетралогию о власти, начатую в 1999-м фильмом «Молох» и продолженную «Тельцом» (2000) и «Солнцем» (2004). Присоединение «Фауста» (визуализирующего не столько трагедию Гете, сколько то, что в ней осталось между строк) к этим трем фильмам выглядит не ...

 
 

Понять фильм «Фауст» Александра Сокурова

Если бы увенчан был любой из трёх предыдущих фильмов сокуровской тетралогии о диктаторах, — «Молох», «Телец» или «Солнце», — шумиха бы, без сомнения, поднялась, но лишь среди завсегдатаев исторических форумов. Если бы эта участь выпала «Русскому ковчегу» или «Александре», заголосили бы радетели о судьбах России....

 
 

«Есть ответственность общества. Невозможно немцам скрыться за спиной Гитлера...»

Вы включили «Фауста» в свою тетралогию власти: «Молох», «Телец», «Солнце». Для вас это история в большей степени про владычество дьявола над людьми? Или про иллюзию человека, якобы обретшего безграничную власть?

Трудно отвечать на этот вопрос. Я понимаю и чувствую, что такое отношения человека...

 
 

«Неограниченная власть — оружие массового поражения»

«Фауст» призван пролить свет на идею общего замысла тетралогии. Можно ли сказать, что это многоактная эпопея с героями, заключившими сделку с дьяволом?

Так прямо не хотелось бы формулировать. Для нас основой всего был Гете... Порой возвращались к его текстам — не в переводах замечательных переводчиков: оригиналам. Поэтому картина ...

 
 

«Фауст». Фрагменты режиссерского сценария

Эпизод 44
Крупный план Фауста.
Фауст (стонет). Хотя бы ночь одна наедине... Мне большего не нужно!
Ростовщик идет чуть впереди, Фауст спускается за ним по лестнице, затем идут сложным маршрутом, почему-то обходя входную дверь в кабинет Ростовщика. Заходят в кабинет Ростовщика через комнату с подвалом, подходят к столу. Фауст решительно садится за&...

 
 

Аннотация

«Фауст» — последняя часть кинотетралогии Александра Сокурова о природе власти. Центральные персонажи первых трёх картин — исторические лица: Адольф Гитлер («Молох», 1999), Владимир Ленин («Телец», 2000) и японский император Хирохито («Солнце», 2005). Символический образ Фауста завершает ряд великих «игроков», проигравших свои главные жизненные «партии».

В этой портретной галерее Фауст как будто не уместен. Почти «музейный» литературный герой в обрамлении незатейливого сюжета. Что общего у него с этими реальными фигурами, вознесёнными на вершины власти? Любовь к словам, в которые так верится легко, и патологическая житейская несчастливость. Зло — воспроизводимо, и у него есть своя литературная формула, выведенная Гёте: «Несчастливые люди опасны».

«Фауст» Сокурова — не экранизация гётевской трагедии в обычном смысле. Это прочтение того, что осталось между строк. Какого цвета мир, из которого выходят масштабные идеи? И как он пахнет? В мире Фауста — душно. Глобальные замыслы рождаются в тесном пространстве, где мечется Фауст Сокурова: мыслитель, рупор идей, транслятор слов, прожектер, мечтатель. Анонимный человек, подгоняемый простыми инстинктами: голодом, алчностью, похотью. Несчастливое, затравленное существо, бросающее вызов гётевскому Фаусту. К чему останавливать мгновение, если можно идти дальше? Дальше и дальше. Идти, не замечая: время стоит. Прохóдите вы.

Титры
Режиссер
Александр Сокуров
Сценаристы
Юрий Арабов
автор литературного сценария
Александр Сокуров
автор киносценария совм. с М. Кореневой
Марина Коренева
автор киносценария совм. с А. Сокуровым
Оператор
Бруно Дельбоннель
Художник-постановщик
Елена Жукова
Художник по костюмам
Лидия Крюкова
Композитор
Андрей Сигле
Монтажер
Йорг Хаушильд
Продюсер
Андрей Сигле
В ролях
Йоханнес Цайлер
Фауст
Антон Адасинский
Ростовщик
Изольда Дихаук
Маргарита
Георг Фридрих
Вагнер
Ханна Шигулла
Жена ростовщика
Антье Левальд
Мать Маргариты
Флориан Брюкнер
Валентин
Максим Мемет
Друг Валентина
Сигурдур Скулассон
Отец Фауста

Фестивали и премии
2011МКФ в Венеции
Приз «Золотой лев» (Александр Сокуров)