Сообщить об ошибке
Друзья и годы
Режиссер:Виктор Соколов
Год:1965
Страна:СССР/Ленфильм
Длительность:129 мин.
Формат:ч/б, ш/э, 2 серии
Премьера:1966-08-29 — выпуск на экран

Фильм необычайно сложен: широкий размах событий, 30 календарных лет и 8 героев, каждый из которых по-своему главный. Целая эпоха, почти вся зрелая человеческая жизнь, крутые исторические повороты — таковы сюжетные «размеры» фильма. И вместе с тем тонкая, детальная и неторопливая манера общения с актером, сотни подробностей. [...]

«Друзья и годы» — это по-настоящему авторский фильм. В каждого...

 
 

[...] первые страницы киноповествования скорее походят на отрывочную, фрагментарную скороговорку, чем на связный, обстоятельный рассказ. Уж слишком широки хронологические рамки фильма — целая четверть века — годы, столь насыщенные событиями эпохального значения (от 1934 до 1960 года). Гораздо более сильное впечатление производит вторая половина фильма [...]

Не лишена недостатков и композиция фильма. Отдельные эпизоды выглядя...

 
 

[...] Достаточно вспомнить Надю с ее детской влюбленностью в Юрия, с ее молодой настойчивостью, поэтичностью (очень хороша она в сцене на лестнице). Что сделало ее, эту поэтичнуюдевочку, «деловой» женщиной, бабой, способной на любую подлость, включая предательство для достижения своих целей? Что сделало это милое одухотворенное лицо злым, жестким, усталым? Влияние Юрия Державина, считающего, что любое средство хорошо для достижения цели...

 
 

В фильме «Друзья и годы» мы, к сожалению, часто ощущаем указующий перст режиссера, драматурга, мешающий персонажам фильма жить на экране свободно, непринужденно. Многому здесь нам, зрителям, предлагается, так сказать, поверить на слово. Задумав создать кинорассказ о поколении, начавшем самостоятельную жизнь в 30-е годы, В. Cоколов и Л. Зорин слишком стремились, как нам кажется, к широкому охвату фактов и событий за с...

 
 

Фильм не имеет определенного сюжета, на экране — поток жизни. Сейчас это модно, и многому не обязывает.

Задорные песни тридцатых годов, «боевая, кипучая буча» тех лет служит авторам как бы фоном, на котором развертываются драматические события. Здесь замысел сценариста и режиссера интересен сам по себе. Но они часто увлекаются показом фона, и порою он в фильме вытесняет героев, а это приводит к ...

 
 

Очень хороший материал, но еще не сложившаяся картина. Жертвуйте материалом, стройте конструкцию фильма. Прекрасные диалоги, высокий уровень режиссуры, удивительные актеры. На «Ленфильме» стали очень хорошо снимать, без броских эффектов, точно по тону.

КОЗИНЦЕВ Г. [из стенограммы художественного совета] в ст. А Михайловой «Друзья и годы» // Кадр. 1965. 4 ноября (№ 19)

...
 
 

В фильме настоящий парад актерских удач! Ни одной загубленной роли. Где еще это можно увидеть? Успех фильма — именно в работе с актером. Вспомните немую встречу Лялина и Державина в метро. Именно так надо убивать приспособленцев — презрением.

СМОКТУНОВСКИЙ И. [из стенограммы художественного совета] в ст. А Михайловой «Друзья и годы» // Кадр. 1965. 4 ноября (№ 19)

...
 
 

Нет куска, где мы не видели режиссерской щедрости, богатства красок в характеристике эпохи, тонкости в передаче событий и отношений, т. е. всего того, что составляет большое искусство.

ВЕНГЕРОВ В. [из стенограммы художественного совета] в ст. А Михайловой «Друзья и годы» // Кадр. 1965. 4 ноября (№ 19)

...
 
 

Самая большая победа картины, на мой взгляд, — это образ Платова. Наш любимый герой идет жестким путем, но к нему возникают зрительское сочувствие и любовь. А это значит, что образ бескорыстного энтузиаста возвращен зрителю.

ЗОРИН Л. [из стенограммы художественного совета] в ст. А Михайловой «Друзья и годы» // Кадр. 1965. 4 ноября (№ 19)

...
 
 

Друзья и годы — эпическая драма о судьбах поколения, прошедшего сквозь войну и ГУЛАГ, — привычный советский сюжет о человеческой дружбе и взаимовыручке трансформирует в историю предательств. Властвующее над жизнью зло само здесь решает, кого назначать в палачи, а кого — в жертвы. Людям, прошедшим через ад, иная жизнь неведома, они не способны к ней — такой приговор выносил автор своим героя...

 
 

[...] В фильме есть определенные потери, слишком радикальные купюры пьесы сделали неотчетливой экспозицию, иногда утеряны необходимые сюжетные и психологические переходы. Но главные персонажи выписаны подробно, прослежены в душевной эволюции, в сложных связях со временем. Время уплотнено, сжато или растянуто, в зависимости от задач автора, но оно пропущено через людей и люди формируются им.

Хроника не становится здесь хроникал...

 
 

[...]Из советских социальных кинороманов 60-х об истории современности наибольшее официозное отторжение вызвала замечательная лента Виктора Соколова «Друзья и годы» (1966), лишенная и намека на «критику культа личности с партийных позиций». Фильм кисло поругивали за то, что частные судьбы и густой быт заволакивали здесь «большую правду эпохи». В переводе с «новояза» это означало, что со вздохом п...

 
 

Ольга Шервуд. [...] Расскажите про «Белое солнце пустыни»

Эдуард Розовский. Давайте про «Друзья и годы». Считаю эту картину [...] одной из лучших на «Ленфильме».

О. Ш. Почему она не стала хитом?

Э. Р. Она показывает все критические точки государства — и 1935 год, и 37-й, и 39-й... предвоенное время, и война, и&n...

 
 

[...]Человек и время — вот, пожалуй, — главная тема нашего произведения, [...] - нам хочется выразить дыхание нашей эпохи через характеры и судьбы поколения наших отцов, тех, кому сегодня уже за пятьдесят[...].

Сценарий Леонида Зорина взволновал меня прежде всего потому, что для меня он в очень сильной степени явился «автобиографичным» (хотя по возрасту я и моложе героев фильма). Когда я взялся за изуч...

 
 

В этом характере — главный интерес и стержень фильма [...]. Платов — как будто заурядный, обыкновенный человек, мы и актера подобрали на эту роль с неброской внешностью (его играет А. Граве). Но Платова делает героем его высокое гражданское понятие о счастье, и он действительно счастливый человек, счастливый органически, а вовсе не натужно-скрипучий «страдалец за идею». [...]

 
 

Когда картина была готова, мы повезли ее на суд начальства в Смольный. [...] В зале собрались «отцы города» первый секретарь обкома Толстиков, первый секретарь горкома Попов, другие важные чины. И вот по мере развития сюжета они стали проявлять признаки неудовольствия, дошло до того, что в наш адрес неслись личные оскорбления, вплоть до верчения пальцем у виска. Директор студии Киселев воздевал руки кверху, пытался уговорить п...

 
 

Аннотация
Экранизация одноименной пьесы Леонида Зорина.
19...
Титры
Режиссер
Виктор Соколов
Сценарист
Леонид Зорин
автор сценария
Оператор
Эдуард Розовский
Художник-постановщик
Марксэн Гаухман-Свердлов
Звукорежиссер
Георгий Салье
Композитор
Вениамин Баснер
Автор музыки песен
Вениамин Баснер
Вокал
Олег Анофриев
В ролях
Александр Граве
Платов
Наталья Величко
Люда Печерская
Зиновий Высоковский
Григорий Костанецкий
Юрий Яковлев
Юрий Державин
Нина Веселовская
Татьяна
Олег Анофриев
Лялин
Владимир Кенигсон
Куканов
Наталья Антонова
Надя
Иван Кудрявцев
Печерский
Евгений Буренков
эпизод, солдат-орденоносец
Вячеслав Невинный
Игорь, сосед Дружинина
Антонина Павлычева
тетя Катя
Надежда Федосова
эпизод, регистратор ЗАГСа
Аркадий Трусов
эпизод, председатель колхоза
Софья Пилявская
мать Григория