Сообщить об ошибке
Простые вещи
Режиссер:Алексей Попогребский
Год:2007
Страна:Россия
Производство:Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ
Длительность:110 мин.
Формат:цв., 35 мм, Dolby Digital
Вид:игровой
Жанр:драма
Премьера:2007-06-07 — выпуск на экран
Тексты
 

Алексей Попогребский в «Простых вещах» ничего не смягчает и не приукрашивает, но все равно примиряет зрителя с жизнью каким-то другим, неочевидным, незаметным образом. Не рекламируя тот факт, что жизнь прекрасна, но скорее констатируя, что она неизбежна. Так же незаметно для пациента, наверное, наступает действие наркоза, который дает ему главный герой, врач-анестезиолог Сергей Маслов.  

В н...

 
 

Фильм Попогребского нестрого делится на две части. Его первая половина — это физиологический очерк из жизни питерского врача, цепь бытовых эпизодов, сделанная рукой легкой, уверенной, убеж­денной в своей правоте. Это как раз пример техни­ческого перевода жизни на пленку, смысл которого состоит в предельной точности.

Фильм Попогребского нестрого делится на две части. Его первая половина — это физиологический очерк из жизни питерского врача, цепь бытовых эпизодов, сделанная рукой легкой, уверенной, убеж­денной в своей правоте. Это как раз пример техни­ческого перевода жизни на пленку, смысл которого состоит в предельной точности.

Фильм Попогребского нестрого делится на две части. Его первая половина — это физиологический очерк из жизни питерского врача, цепь бытовых эпизодов, сделанная рукой легкой, уверенной, убеж­денной в своей правоте. Это как раз пример техни­ческого перевода жизни на пленку, смысл которого состоит в предельной точности.

Герой Пускепалиса часто сидит на скамейках, в роли наблюдателя за чужой жизнью, фланера. И все лучшее, что есть в «Простых вещах», — это результат полевых исследований, тщательно перенесенных из книги жиз­ни в блокнот натуралиста. Фактура, из которой Попог­ребский клеил свое кино, основана на его собственном опыте. […] он с сожалением признавался, что ему не удалось в достаточной мере изучить быт старых работников экрана и сцены, так что в этом вопросе он полагался на опыт Броневого.

В погоне за этой точностью ему, возможно, хоте­лось бы снять картину, которая вовсе обходилась бы без фабульного насилия, как для фланера мирно текущая мимо жизнь. Собственно, поэтому По-погребский не может оторвать взгляд от бес­конечной сиены грузин­ского застолья - явле­ния самодостаточного и прекрасного, в которое не нужно вмешиваться. Его интересует все повторяющееся, отшлифованное до ритуала, и лучше всего удаются жанровые сценки, эпизодические персонажи — буфетчица, антиквар, медсестра, — которые совершенно равны первому и единственному от них, беглому впечатлению […] лучшие сцены фильма — это сцены купли-продажи: Маслов торгуется за «хоро­шую» анестезию, прощупывает нового работодателя, пытается надавить на бывшего пациента, спорит о цене с антикваром. […] Все эти эпизоды сделаны с аб­солютной радостной ясностью между героями и их автором, но фильм начинает сбоить сразу же при пе­реходе от этих совсем уж простых вещей к чуть более существенным.

Режиссер боится или не умеет обращаться с интуитивным, поэтому в подозрительной для него сфере чувств он действует со слепотой, которая при­дирается к пустякам и допускает при этом самые грубые ошибки. Как только он вынужден курсировать вне четкого эмпирического опыта, автор «Простых вещей» сразу хватается за культурный фастфуд. Его героев не могут сдвинуть с места мелкие происшествия, и им приходят на помощь громоздкие сюжетные конструкции: нежданная беременность, смертельная болезнь, миллионные полотна, капсула с мнимым ядом.

[…] Все, на что в кино и в жизни обычно требуется довольно много времени, разрешается в «Простых вещах» молниеносно. […] Камера поспешно пускается в бегство вместе с Масловым из квартиры Журавлева, чтобы не видеть, как тот отреагировал на известие о своей близкой смерти, и возвращается через минут пять, чтобы застать его в обычной брезгливой позе, демонстрирующего самое ложное, что может быть в такой ситуации, — что ничего не произошло. Попогребский спешит как можно быстрее пройти эти чисто формальные для него моменты, чтобы поскорее пе­рейти к тому, что он любит: рассматриванию плыву­щей по каналу лодки или женских лиц в маршрутке. […]

Попогребский об­ставляет фильм вещами, еще существующими, но уже уходящими. Герой Пускепалиса отлично смот­рится на фоне облезлых стен муниципальной боль­ницы и в полуподвальной пивной, но он не способен зайти в шоплинг-молл. […]

Поэтому так уместен сегодня деликатный фильм Попогребского, человека с хорошим вкусом, который целомудренно отводит взгляд не только от современных уродств, но и просто от слишком сильных чувств и не совсем пристойных обстоятельств (например, от смерти). Фильм о людях, для которых рождение и умирание сводятся к жилищному вопросу.

Михаил РАТГАУЗ

Назад и вбок // Сеанс. №33-34. 2007

 

Мнения о фильме

Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ

Картина без всяких видимых причин не­вероятно злоупотребляет крупными планами. Это сильно раздражает, так как не дает возможности увидеть среду, в которой происходит действие, пропи­сать отношения между персонажами. По уровню этики фильм напоминает сред­нее советское кино. Поставленная проблема оказывается фальшивой и по­лучает поверхностное разрешение. Единственный заинтересовавший меня момент (псевдоубийство) оказался лож­ным ходом, все свелось к типичной фальшивой дилемме: можно «украсть», когда это очень нужно, или нельзя этого делать, потому что этого делать нельзя. И так всё в фильме: стоит возникнуть призраку чего-то сложного и неожидан­ного, как призрак этот рассеивается — и все оказываются милыми, сахарными и беспроблемными.

 

Юрий БОГОМОЛОВ

Первое, что бросается в глаза и подку­пает, — ювелирная работа молодого режиссера с актерами. Это сегодня ред­кость. Иным чудится, что нынче и жизнь иная, чем прежде, и мы совсем другие. Но вот является на свет божий такая картина, как «Простые вещи», и открыва­ешь для себя: хотя жизнь действительно другая, но мы в сухом остатке — все те же. Тогда человек балансировал на ка­нате, название которому была «поря­дочность». Делая свое любимое дело, он должен был при этом быть недюжинным эквилибристом по части этики, морали, чтобы не соскользнуть в яму циничного карьеризма, чтобы не потерять послед­ней толики самоуважения. И на новом историческом витке, в новых социаль­ных обстоятельствах человек принуж­ден балансировать на том же канате. Разница в том, что там и тогда была службишка, а вот теперь — служба. Буржуазный мир устроен намного слож­нее добуржуазного, антибуржуазного; в нем так все перепутано. И не сразу пой­мешь, где гуманизм абстрактный, а где он «чисто конкретный». Остаться чело-зеком в нем — работа в какой-то степе­ни экзистенциальная.

 

Никита ЕЛИСЕЕВ

«Простые вещи» Попогребского -длинная, социальная сопля с изумруд­ным отливом. Две взаимоисключающие друг друга темы: «Люди всегда люди, только квартирный вопрос их испор­тил» и «Хорошего человека даже квар­тирный вопрос не испортит». Надобно определиться, о чем вести речь со зри­телем: о кошмарном положении в меди­цине или о том, что богатых старичков убивать нельзя; В любом другом фильме можно принять на веру приблизитель­ность социально-психологической ха­рактеристики, но только не в том, кото­рый претендует на жестокую правду жизни. Самая главная неточность, то бишь фальшь, фильма — в изначальном задании: мне показан симпатичный, обаятельный герой. Как бы он ни хамил жене и любовнице, я ни за что не пове­рю, что он совершит преступление. Ну так он и не совершает... И к чему это? К тому, чтобы рассказать граду и миру, что в какую дыру, в какую живопырку ни засовывай классного специалиста, настоящего человека, он не озлобится, ос­танется хорошим человеком, народит детей, не убьет старичка, — и это в на­чале XXI века?

 

Евгения ЛЕОНОВА

На уровне диалогов и мизансцен -фильм блестящий. Но поднимешься на ступень выше — и смысл пропадает. Да и как ему не пропасть, если потолок (идея) так низок? Масштаб драмы, как у Марка Твена: «Скажите, отчего он умер? — От­того, что ушиб себе палец».

 

Евгений МАРГОЛИТ

Если предположить, что основной зада­чей Алексея Попогребского было сыми­тировать прочувствованное реалисти­ческое повествование-раздумье в духе «о поисках рядовым человеком места в нашей повседневности», то «Простые вещи» можно признать удачей, едва ли не блестящей: внимание к детали, ат­мосфера, органичный и достоверный Сергей Пускепалис и пр. Хорошо про­работанная — и отработанная — «чернуха». Выдает автора финальный «пози­тив»: сцена демонстрирует полное отсу­тствие внутренней логики и полностью соответствует сегодняшним требовани­ям. Понятно, что определения «чернуха» и «позитив» без кавычек тут применимы быть не могут. И то и другое — мнимос­ти. Имитация. Постановщик имитирует творческое волнение, критика имитиру­ет обостренный интерес. Цепная реак­ция мнимостей — модель современно­го «кинопроцесса». Наличную реаль­ность своей мы не считаем, не любим ее и боимся, не решаясь себе в том до кон­ца признаться. А самое тоскливое - ощущение присутствия другой, истин­ной реальности утеряно. Какое уж тут искусство вообще и кино в частности!

 

Александр ИВАНОВ

Кажется, в «Простых вещах» явлена одна из тенденций, общих для современного отечественного авторского кино, — не­готовность рассказать внятную исто­рию. Целостность повествования удер­живается не историей, а какими-то ины­ми средствами, через образ героя на­пример. В «Простых вещах» история так­же не рассказана, хотя возможность для такого рассказа есть.

 

Дмитрий САВЕЛЬЕВ

Ресурс психологической коллизии с участием одинокого актера-пенсионера и ушибленного жилищным вопросом анестезиолога, взявшегося за деньги его навещать и колоть обезболивающее, исчерпывается довольно быстро. Пони­мая это и, видимо, не находя новых внут­ренних возможностей для дальнейшего увлекательного развития мужских отно­шений, Алексей Попогребский вынуж­денно прибегает к внешнему раздражи­телю. Каковым становится совершенная доктором кража принадлежащей актеру картины «Старик с трубкой». Но в том, как до этого раскрывались характеры двух главных персонажей и как развива­лись их отношения, нет ни малейших предвестий подобного кунштюка. Он попросту незаконен.

 

Наталья РЯЗАНЦЕВА

Сюжет этого фильма не безупречен. Ес­ли говорить грубо, с точки зрения сце­нарного мастерства, то можно было кри­минальный поворот придумать и получ­ше. Но не хочется думать о ремесле в том случае, когда автор снимает фильм с таких важных «простых» вещах: как вы­живать в этой унизительной действи­тельности, в этой опостылевшей чест­ной бедности? Как умирать, не теряя рассудка и достоинства? Мотив искуше­ния тоже тревожит душу и, по-моему, от­вечает зрительским ожиданиям в нашей стране, где простенький вопрос «красть или не красть?» опущен с библейских высот на уровень повседневной про­блемы.

Сеанс. №33-34. 2007

 
 

Аннотация
Сергею Маслову — врачу-анестезиологу, находящемуся в череде жизненных неурядиц, предлагают за хорошие деньги посещать на дому Владимира Журавлева, старого актера, ныне почти полностью забытого. Журавлев старик, на первый взгляд, вздорный и капризный, но с Сергеем у него начинают складываться доверительные отношения. Однажды Журавлев предлагает врачу следующий расклад: Сергей должен помочь ему достойно уйти, и тогда в награду он получит картину работы Репина, стоимости которой должно хватить на покупку новой квартиры.
Титры
Режиссер
Алексей Попогребский
Сценарист
Алексей Попогребский
автор сценария
Оператор
Павел Костомаров
Художник-постановщик
Ольга Осипова
Художник по костюмам
Александра Смолина
Звукорежиссер
Владимир Головницкий
Композитор
Дмитрий Катханов
Продюсер
Роман Борисевич
продюсер
В ролях
Владимир Антипов
Врач с кроссвордом
Борис Бедросов
Оперативник
Александр Безруков
Антиквар
Сергей Волкош
Оперативник
Юрий Вьюшин
Врач с кроссвордом
Михаил Колодяжный
Михаил
Екатерина Куликова
Буфетчица
Любовь Макеева
Рита
Луиза Маркова
Ксюша
Сергей Моисеев
Врач с кроссвордом
Цырендари Самбуева
Оранжевый жилет
Александр Слесарев
Врач с кроссвордом
Сергей Степин
Павел
Любовь Учаева
Старуха
Полина Чувагина
Секретарша
Сергей Пускепалис
Сергей Маслов
Леонид Броневой
Журавлев
Светлана Камынина
Катя
Динара Кутуева
Лена
Иван Осипов
Петр
Малхаз Жвания
Кавказец
Иван Шведов
Васин
Геннадий Богачев
Псарев
Дмитрий Быковский
Менеджер
Константин Воробьев
Послеоперационный больной
Ольга Самошина
Жена послеоперационного больного
Михаил Евланов
Коренастый
Михаил Метелкин
Пациент с книгой
Алексей Симонов
Врач с кроссвордом

Фестивали и премии
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (Алексей Попогребский)
2008МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз за лучшую мужскую роль второго плана (Леонид Броневой)
2007Всероссийский Шукшинский кинофестиваль на Алтае
Приз за лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис)
2007МКФ "Евразия" в Алматы
Приз за лучшую мужскую роль (Леонид Броневой)
2007МКФ "Евразия" в Алматы
Приз "Хрустальный глобус" за лучшую режиссуру (Алексей Попогребский)
2007МКФ «Pacific meridian» во Владивостоке
Приз за лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис)
2007МКФ в Карловых Варах
Спец. приз жюри (Леонид Броневой)
2007МКФ в Карловых Варах
Приз F.I.P.R.E.S.C.I. "("За правдивое изображение посттоталитарного общества в - России и примечательные актерские работы" и Приз Экуменического жюри (Алексей Попогребский)
2007МКФ в Карловых Варах
Приз за лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при (Роман Борисевич)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Диплом «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство» (Леонид Броневой)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую режиссуру (Алексей Попогребский)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при (Алексей Попогребский)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (Алексей Попогребский)
2007ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую мужскую роль (Сергей Пускепалис)
2007Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучшую мужскую роль второго плана (Леонид Броневой)
2007Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучшую мужскую роль первого плана (Сергей Пускепалис)
2007Премия «Золотой Орел»
За лучший сценарий (Алексей Попогребский)
2007Премия «Ника»
За лучшую мужскую роль второго плана (Леонид Броневой)
2007Премия «Ника»
За лучшую сценарную работу (Алексей Попогребский)
2007Премия «Ника»
В номинации «Открытие года» (Сергей Пускепалис)
2007Фестиваль "Балтийские дебюты" в Светлогорске
Приз в программе "Российские премьеры" (Алексей Попогребский)