Сообщить об ошибке
Гори гори моя звезда
Режиссер:Александр Митта
Год:1969
Страна:СССР
Производство:Мосфильм
Длительность:94 мин.
Формат:цв.
Вид:игровой
Жанр:трагикомедия
Премьера:1970-08-19 — выпуск на экран

Режиссер А. Митта в законном стремлении к единству комедийной стилистики (а оно, это единство, присутствует в фильме) как бы притушил драматизм столкновения реальных социальных сил. В результате большевик Сердюк стал бледным эпизодически персонажем, слабо связанным с народными массами, фигуры врагов — белогвардейских офицеров и вожака «зеленых» оказались трактованными в манере какого-то «капустника», а основн...

 
 

[...] Авторы фильма «Гори, гори, моя звезда» щедро одарили своего героя. Ему выдали лошадь по имени не то Пегас, не то Лыско, впрочем, сразу же исчезнувшую, обрывки старого театрального занавеса, который по желанию можно быстро превратить в древнеримскую тогу, и телегу, вполне пригодную для того, чтобы стать театральными подмостками. Ему дали подругу — маленькую, смешную Крысю, единомышленника — талантливого и ...

 
 

Итак, расстановка сил в картине «Гори, гори, моя звезда» выглядела ясно: здесь оказались представленными как бы три варианта судьбы художника в России, охваченной разрухой, голодом и неопределенностью, сменившим недавний энтузиазм бури и натиска.

Здесь один вариант — творчество, черпающее вдохновение в самом природном мироздании и революцию принявшее как часть Вселенной. Это искусство просто и естественно, оно не нужда...

 
 

[...]С Миттой работалось по-особому. Он оказался хорошим соавтором. То есть он не просто что-то такое придумывал и рассказывал нам вслух, чтобы мы это записали. Придумывали все вместе, а некоторые куски даже предлагали ему самому же и записать, как он себе это представляет. Скажем, разговор об искусстве. Он записывал, мы это потом слегка аранжировали. Работа эта была как праздник...

[...]

Поначалу в роли Искре...

 
 

Я придумал принципиально конструктивистскую (как мне казалось) картину. Вместе с Юлием Дунским и Валерием Фридом написал сценарий о демонах, раздирающих душу молодого художника. Главной темой были, естественно, «искусство и власть». Тема была определена так: показать молодого художника, вступающего в жизнь. Что ему противостоит? С чем он борется? Какие компромиссы вынужден принимать?

На главную роль с самого начала планирова...

 
 

[...] Моя же роль Крыси-Кристины, местной кропивницкой девочки-подростка, требовала главным образом максимальной простоты, из-под которой иногда (и каждый раз совершенно неожиданно) должно было прорываться что-то новое: самостоятельность, предприимчивость, глубокое чувство. И еще от моей роли требовалось быть такой «местно-колоритной»: Крыся еще совсем почти ребенок, но это такая практичная и здравомыслящая хохлушка... [...]

[...] Моя же роль Крыси-Кристины, местной кропивницкой девочки-подростка, требовала главным образом максимальной простоты, из-под которой иногда (и каждый раз совершенно неожиданно) должно было прорываться что-то новое: самостоятельность, предприимчивость, глубокое чувство. И еще от моей роли требовалось быть такой «местно-колоритной»: Крыся еще совсем почти ребенок, но это такая практичная и здравомыслящая хохлушка... [...]

[...] Моя же роль Крыси-Кристины, местной кропивницкой девочки-подростка, требовала главным образом максимальной простоты, из-под которой иногда (и каждый раз совершенно неожиданно) должно было прорываться что-то новое: самостоятельность, предприимчивость, глубокое чувство. И еще от моей роли требовалось быть такой «местно-колоритной»: Крыся еще совсем почти ребенок, но это такая практичная и здравомыслящая хохлушка... [...]

ПРОКЛОВА Е. В роли самой себя. М., 2009

 
 

Фильм задумывался довольно острым, речь в нем должна была идти о трагедии художника и о трагедии революции. Схема, грубо говор, такая: три художника и три разных власти. И при каждой талант подвергается унижению и доводится до гибели.

[...]

...Быков — такой актер, который требует, как бы это сказать, тройной режиссуры. Он стал так «раскручивать» свою роль, что я почувствовал: работа уходит из моих...

 
 

...там по замыслу фильм кончался торжеством идей революции, за которые боролся Искремас, и торжество это ассоциировалось у нас с судьбой главного героя, который, как мы поначалу считали, именно поэтому и должен остаться жить. Но когда лента уже была отснята, я вдруг почувствовал острую необходимость (просто-таки вытекающую из строя, тональности всего фильма) переснять финал; и это оказалось единственно верным решением, ибо смерть как ...

 
 

Пролог

На холме за местечком стоял монастырь. Монахи бросили его, утекли кто куда. Окна были побиты, а двери сняты с петель и унесены. Теперь тут никто не жил.

Но странное дело: от одной из монастырских труб вдруг полез в ночное небо жгут дыма. А когда этот черный жгут т хорошо вырос; и мазанул размочаленным хвостом по самой луне, тогда в степи показались тихие, неслышные всадники.

С четырех с...

 
 

Аннотация
1920 год. В местечко Крапивницы на юге России приезжает молодой актер, именующий себя Искремасом, что означает: Искусство Революции Массам. Тут же на площади он заявляет о себе и новых театральных формах, исполняя моноспектакль по шекспировскому «Юлию Цезарю». Однако обыватель предпочитает незамысловатую «фильму» в соседнем синематографе. Юному реформатору театра приходится столкнуться и с белыми, и с зелеными, прежде чем ему удается поставить спектакль о Жанне д’ Арк с девушкой Крысей в главной роли. Но Искремас совершает и настоящий подвиг – спаса Крысю от бандитов, он жертвует своей жизнью ради ученицы.
Титры
Режиссер
Александр Митта
Сценаристы
Александр Митта
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом
Юлий Дунский
автор сценария совм. с А. Миттой, В. Фридом
Валерий Фрид
автор сценария совм. с Ю. Дунским, А. Миттой
Оператор
Юрий Сокол
Художники-постановщики
Николай Серебряков
совм. с А. Спешневой
Борис Бланк
Художники по костюмам
Алла Докучаева
совм. с А. Будниковой
Алина Будникова
совм. с А. Докучаевой
Звукорежиссер
Игорь Урванцев
Композитор
Борис Чайковский
В ролях
Олег Табаков
Владимир Искремас
Елена Проклова
Крыся
Олег Ефремов
Федор
Леонид Дьячков
Охрим
Евгений Леонов
Пашка, хозяин иллюзиона
Леонид Куравлев
Сердюк
Нонна Мордюкова
Мадам
Ирина Мурзаева
таперша
Марлен Хуциев
князь
Павел Винник
эпизод
Микаэла Дроздовская
жена штабс-капитана
Лев Поляков
эпизод
Константин Воинов
белый офицер
Александр Филиппенко
"Стрелок", белогвардейский офицер
Любовь Соколова
жена Федора
Александр Пороховщиков
белый офицер