Сообщить об ошибке
Рустам Хамдамов
режиссер, сценарист, художник
 
Родился 24 мая 1944 г. в Ташкенте. В 1969 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Чухрая).
Персональные выставки:
галерея "Christine Colas" (1991, Париж), ЦДХ (1995), Russian world gallery (1996, Нью-Йорк), галерея "Дом Нащокина" (1997) и др.
Премия "Триумф" (1996).
 
Тексты
 

Рустам Хамдамов — автор одного короткого фильма (В горах мое сердце), одного незавершенного (Нечаянные радости) и одного завершенного, но таинственно ускользнувшего от современников (Anna Karamazoff). Этот последний фильм Р. Х. составил как матрешку, включив меньшие и ранние куски в общий объем. Между частями установлена прямая связь: прежде всего это сюжет о двойном возвращении, и только потом — повесть о мщении. Героиня Жанны Моро возвращается в родной город, и сам Р. Х...

 
 

[…] Хамдамов, уроженец Ташкента, в 1969 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа, во время учебы снял фильм «В горах мое сердце» и почти сразу же получил самостоятельную постановку на «Мосфильме» по перспективному сценарию Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. В сценарии была выгодная фактура: белогвардейский Крым, закат русской немой фильмы с ее изломанными линиями и вырожденческими лицами, ...

 
 

[…] За кулисами предфестивальной гонки разворачивается скандал, последствия которого предугадать было нетрудно. Все работы по завершению фильма должны были проходить на фабрике «Eclair» в Париже. Но, помимо технических трудностей (цейтнот, различный опыт советских и французских сотрудников), режиссеру и продюсеру пришлось пройти через конфликт, который окажется неразрешимым. Исход конфликта во многом определит дальнейшую судьбу картин...

 
 

Сценарий картины [«Раба любви»] Андрон Кончаловскмй с Фридрихом Горенштейном для Рустама Хамдамова. […]В первоначальном варианте сценарий назывался «Нечаянные радости»: «Рабу любви» придумали уже позже Никита с Ада?башьяном.

Прообразом героини сценария была замечательная актриса русского немого кино — Вера Холодная. […]

- Замечательно, — обрадовался  я. — Начинать, имея такого союзника, как Андрон…

К своему удивлению, я услышал в ответ:

- Ну, что вы, что вы. ...

 
 

[…] Как все, я люблю глагол «реализоваться». Но ведь есть еще и оборот: «следовать своему предназначению». «Реализоваться» и «следовать предназначению» — не одно и то же. Нет ли оснований полагать, что в предназначение Рустама Хамдамова реализация как нечто важнейшее — не входит. Может ли человек с даром Божьим присутствовать в мире, ничего не обращая в наличность и не пуская в оборот (пусть даже в наличность художественную — в фильм или книгу). Или не может? И может ли художник быть счастлив...

 
 

То, что Хамдамов рисует, я обнаружил случайно. Он сидел на последней парте, как всегда с опущенной головой, скрытой под снопом черных волос. Я рассказывал Чухраю свой ненаписанный еще сценарий про двух борцов-тяжеловесов, приехавших из Грузии на соревнования в провинциальный русский городок. Врал безбожно, вешал лапшу на уши Чухраю. Сценарий давно надо было написать. Чухрай разругал меня в пух и прах: «Лентяй, рассказчик хренов, Джамбул, Гомер. Садись и пиши». Обескураженный, я сел и через ми...

 
 

О фильме «Вокальные параллели»

[…] Если «Анна Карамазофф» (1990) напоминала живопись или восточные ковры, то «Вокальные параллели» — бессюжетный цикл оперных арий, сопровождаемый комментариями Ренаты Литвиновой, бродящей в белой шубке по среднеазиатским нагорьям. Дуэта Хамдамов — Литвинова ждали очень давно: самый искусственный и утонченный из отечественных режиссеров никак не мог избежать встречи с актрисой, сделавшей искусственность своим знаком.

О фильме «Вокальные параллели»

[…] Если «Анна Карамазофф» (1990) напоминала живопись или восточные ковры, то «Вокальные параллели» — бессюжетный цикл оперных арий, сопровождаемый комментариями Ренаты Литвиновой, бродящей в белой шубке по среднеазиатским нагорьям. Дуэта Хамдамов — Литвинова ждали очень давно: самый искусственный и утонченный из отечественных режиссеров никак не мог избежать встречи с актрисой, сделавшей искусственность своим знаком.

О фильме «Вокальные параллели»

[…] Если «Анна Карамазофф» (1990) напоминала живопись или восточные ковры, то «Вокальные параллели» — бессюжетный цикл оперных арий, сопровождаемый комментариями Ренаты Литвиновой, бродящей в белой шубке по среднеазиатским нагорьям. Дуэта Хамдамов — Литвинова ждали очень давно: самый искусственный и утонченный из отечественных режиссеров никак не мог избежать встречи с актрисой, сделавшей искусственность своим знаком.

ТРОФИМЕНКОВ М. Экстаз при интимном освещении // Коммерсант. 2006. 23 июня.

 
 

О фильме «Вокальные параллели»

Фильм-концерт Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» — фонтанирующий стебухальный кинокапустник на казахском языке. На нем, временами запинаясь, вещает Рената Литвинова, объявляющая классические оперные арии, на цепочку которых нанизан фильм. Исполняют их состарившиеся, рыхлые советские оперные монстры из Казахстана и Армении — Роза Жаманова, Араксия Давтян, Эрик Курмангалиев, помещенные в такой контекст, что поражаешься смелости этих кон...

 
 

Десять лет назад в Москву приехала женщина из Казахстана и сказала, что хочет сделать документальный фильм о певце Эрике Курмангалиеве. Хотели снять обычную советскую картину про то, как мальчик из Казахстана приехал в Москву и всего добился. Когда я увидел этого мальчика — волосы зашевелились на голове. Это был опустившийся человек, очень бедный, трансвестит, при этом ученик Рихтера и его жены Нины Дорлиак. Когда их не&nb...

 
 

Работы
Режиссер
1967В горах мое сердце
совм. с И. Киселевой
1972Нечаянные радости
1991Anna Karamazoff
2005Вокальные параллели
2010Бриллианты
Сценарист
1972Нечаянные радости
автор сценария
1991Anna Karamazoff
автор сценария
2005Вокальные параллели
автор сценария совм. с Р. Литвиновой
2010Бриллианты
Художник-постановщик
1972Нечаянные радости
2005Вокальные параллели
Художник по костюмам
1991Anna Karamazoff
автор эскизов костюмов
Актер
1967В горах мое сердце
тапер


Фестивали и премии
2006МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при, Приз Санкт-Петербурга «За высокий вклад в мировой кинематограф и активную деятельность в области международного культурного сотрудничества» (2005  Вокальные параллели)
2006РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри (2005  Вокальные параллели)
1995Приз кинопрессы
Приз "Век кино" "Режиссеру и художнику, опередившему время, создателю новой киноэстетики и нового киностиля" ((  ))
1991МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1991  Anna Karamazoff)