Сообщить об ошибке
Юрий Тарич
режиссер, сценарист
 
Родился 24 января 1885 г. в Полоцке. В 1903-1905 гг. учился в Московском университете. В 1905 г. участвовал в работе Варшавской военно-революционной организации РСДРП, был сослан в Тобольскую губернию. С 1907 г. — актер Тобольского, Читинского, Липецкого, Тамбовского, Вильненского театров. В 1914-1918 гг. участвовал в Первой мировой войне. В 1918-1923 гг. — актер и режиссер ряда московских театров, в том числе Театра Революции и театра В. Мейерхольда.
С 1923 г. — режиссер и сценарист Госкино (кинофабрика "Союзкино", Ленинградская к/с, "Советская Беларусь", Одесская к/с). В 1941-1943 гг. — режиссер к/с "Мосфильм" и ЦОКС, в 1943-1945 гг. — худ. рук. к/с "Монголкино" (МНР). С 1945 г. — режиссер к/с "Союздетфильм", "Беларусьфильм". В 1948-1951 гг. — режиссер Театра-студии киноактера в Москве. С 1954 г. — режиссер к/с "Моснаучфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Умер 21 февраля 1967 г. в Москве.
Тексты
 

Начало творческого пути

Свою жизнь в искусстве Ю. Тарич начал в далеком глухом таежном поселении Западной Сибири — Таре, куда он был выслан царским правительством за активное участие в революционной борьбе в 1906 году. Этому предшествовало годичное заключение в одиночке Варшавской цитадели. Ссыльно-поселенцу Таричу удается через несколько лет перебраться в город Тобольск, там он вступает в труппу местного театра, становится профессиональным актером. В Тобольске его и за...

 
 

О фильме «Крылья холопа»

Наибольшим успехом пользовался исторический фильм «Крылья холопа» (сценарий К. Шильдкрета, В. Шкловского и Ю. Тарича).

Острота и оригинальность сюжета (трагическая судьба крепостного крестьянина, сконструировавшего в царствование Ивана Грозного крылья для полета в воздухе), исключительно сильная игра замечательного трагического актера Л. Леонидова в роли Ивана Грозного, тщательность и масштабность постановки — все это захватывало зрител...

 
 

О фильме «Крылья холопа»

Фильм был полемичен по отношению к традиционным сусально-бутафорским историческим постановкам «из боярской жизни» дореволюционного кинематографа. Авторы «Крыльев холопа» — режиссер, сценаристы, художник В. Егоров, оператор М. Владимирский — стремились максимально точно воссоздать облик, атмосферу давно ушедшей эпохи. Они с большой любовью сняли в своей картине сохранившие аромат истории ансамбль Коломенского, звонницу XVI века и трапезную в бывш...

 
 

О фильме «Булат-Батыр»

Картину снимали в татарской деревушке близ Казани, в самой Казани, где древний кремль (с небольшой искусной достройкой художника А. Уткина) оказался великолепной естественной декорацией для нескольких впечатляющих массовых сцен. […] В пространственной масштабности массовых эпизодов и даже в отдельных монтажных решениях угадывалось освоение уроков «Броненосца» и «Матери&raq...

 
 

О фильме «Капитанская дочка»

[…] Эпоха Пугачевщины серьезно увлекала режиссера. Следующей его картиной стала экранизация «Капитанской дочки», осуществленная по сценарию В. Шкловского в 1928 году. Убежденные в том, что «Пушкин не мог не подойти к изображению Пугачевщины с узкосословной точки зрения» (именно так писал Тарич в пору работы над фильмом), авторы фильма подвергли повесть самому тщательному и придирчивому пересмотру с позиции современной им исторической науки.<...

 
 

О фильме «Путь корабля»

Тарич сделал бодрую, солнечную картину о скромных и мужественных людях, близкую по эмоциональной настроенности лучшим фильмам о современности той поры, как «Летчики», «Семеро смелых». Правда, характеры героев были здесь лишь пунктирно очерчены. Вполне убедительным оказался, пожалуй, лишь образ водолаза Головни, человека не простого, трудного, в достоверном исполнении И. Чувелева.

Но в этой картине «почерк» Тарича отчетливо виден в той до...

 
 

О фильме «Крылья холопа»

В 1926 году на экраны выходит, пожалуй, самая известная картина Ю. Тарича «Крылья холопа». Это был один из первых советских исторических фильмов. К рассказу о трагической судьбе жившего в эпоху Ивана Грозного самородка из народа режиссер подошел во всеоружии знаний художника-историка, которому, как отмечала критика тех лет, «удалось увидеть серые будни эпохи», «подойти к историческому материалу со свежей меркой». Популярность фильма была огромно...

 
 

Воспоминания о Юрии Тариче

В 1920 году Тарич стал руководителем Курсантского театра в Кремле, где и проработал несколько лет режиссером, актером и поставил, наряду с классикой, несколько собственных пьес на современную тему и первым сыграл на сцене роль Владимира Ильича Ленина. В то же время он пишет сценарий фильма «Банда батьки Кныша» (1927), поставленный одним из первых советских кинорежиссеров А. Е. Разумным. Этот фильм пользовался, как сейчас говорят, «кассовым» ус...

 
 

О фильме «Крылья холопа»

Основное достоинство фильма «Крылья холопа» — в желании создать настоящую историчность. Этот фильм значительно отходит от оперных зарубежных исторических лент, в которых история — только повод для показа очередной любовной канители.

Фантазия сценариста подчинена исторической логике. И поэтому Иван Грозный — хитрый купец, царь-кулак, а не только разукрашенный драгоценностями деспот. Отсюда, опричники не отряд разбойников, а организация м...

 
 

Работы
Режиссер
1925Морока
совм. с Е. Ивановым-Барковым
1925Первые огни
1926Крылья холопа
1927Булат-Батыр
1927Лесная быль
1928Капитанская дочка
1928Свои и чужие
1929До завтра
совм. с И. Бахаром
1930Ненависть
1931Высота 88,5
1931Поэма имени Освобождения
1932Беглецы
1935Путь корабля
1938Одиннадцатое июля
1940Небеса
1942На зов матери (в к/сб Белорусские новеллы)
совм. с В. Корш-Саблиным
1942Убийцы выходят на дорогу
совм. с В. Пудовкиным
1945Монголия
1945Степные витязи
совм. с Дудсан-Джалелом, М. Болодом
Сценарист
1915Трагедия семьи Набатовых
автор сценария
1924Банда батьки Кныша
автор сценария
1924Враги
автор сценария совм. с Н. Айзиковичем
1925Волки
автор сценария
1925Морока
автор сценария
1925Первые огни
автор сценария
1926Крылья холопа
автор сценария совм. с К. Шильдкретом, В. Шкловским
1926Мамут и Айше
автор сценария совм. с Л. Муром
1927Булат-Батыр
автор сценария совм. с Н. Зархи
1927Лесная быль
автор сценария совм. с Е. Ивановым-Барковым
1928Свои и чужие
автор сценария совм. с Х. Херсонским, А. Дубровским
1928Хабу
автор сценария совм. с В. Висковским
1929До завтра
автор сценария совм. с И. Бахаром
1930Ненависть
автор сценария совм. с Л. Иерихоновым
1938Одиннадцатое июля
автор сценария совм. с А. Зеновиным
Художественный руководитель
1963Рассказы о юности
Актер
1919Пять этажей