Сообщить об ошибке
Валерий Федосов
оператор
 
Родился 25 июня 1941 г. в Старом Селе Гомельской обл. Белорусской ССР. В 1963 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека).
С 1963 г. работал оператором, затем оператором-постановщиком на к/с "Ленфильм".
Умер 5 июня 1990 г.
Тексты
 

Валерий Федосов сконцентрировал в своем творчестве одну из самых замечательных особенностей операторской школы «Ленфильма» рубежа семидесятых-восьмидесятых годов: способность полностью растворяться в режиссерском замысле. "Со слабыми режиссерами я чувствую себя исполнителем, а с хорошими — соавтором", — под словами В. Ф., очевидно, могли бы подписаться и

Валерий Федосов сконцентрировал в своем творчестве одну из самых замечательных особенностей операторской школы «Ленфильма» рубежа семидесятых-восьмидесятых годов: способность полностью растворяться в режиссерском замысле. "Со слабыми режиссерами я чувствую себя исполнителем, а с хорошими — соавтором", — под словами В. Ф., очевидно, могли бы подписаться и

Валерий Федосов сконцентрировал в своем творчестве одну из самых замечательных особенностей операторской школы «Ленфильма» рубежа семидесятых-восьмидесятых годов: способность полностью растворяться в режиссерском замысле. "Со слабыми режиссерами я чувствую себя исполнителем, а с хорошими — соавтором", — под словами В. Ф., очевидно, могли бы подписаться и Дмитрий Долинин, и Юрий Векслер, и Юрий Воронцов, и Владимир Ильин, и — позднее — Сергей Астахов, Сергей Юриздицкий. Но у В. Ф. эта способность доведена до поистине фантастического, мифологического протеизма. Что общего между эстетикой моментального фотографического снимка, вдохновившего кинематограф Алексея Германа, и поэтикой лубка в фильмах Сергея Овчарова? Что общего в изощренных, заставляющих вспомнить о "поэтическом кино" живописных композициях фильма Виктора Соколова Я актриса, навеянных традициями "Мира искусства", и стилистикой журналистского видеорепортажа в Афганском изломе Владимира Бортко? Очевидно, почти невыразимое ощущение внутреннего единства в кадре и через него — всепронизывающей внутренней связи, значимости фигур, предметов, лиц, в кадр попадающих. Подчас, особенно в фильмах Германа, кадры В. Ф. (человека, тонко чувствовавшего стихи, занимавшегося к тому же музыкой и живописью) с их сложными внутренними рифмами и созвучиями в чем-то сродни поэтике другого ленинградца, Иосифа Бродского.

Знаменитая тыняновская фраза насчет "тесноты стихотворного ряда" многое объясняет у В. Ф. Пребывавший в шестидесятые с их всепоглощающим размытым лиризмом где-то в задних рядах, В. Ф. выходит лидером в середине семидесятых, когда стало очевидно, что предписываемые кинематографу сюжеты не в состоянии объяснить происходящее, чья суть скрыта где-то на втором, третьем, двадцатом плане. В некотором смысле можно говорить об "обратной перспективе" германовских фильмов, снятых В. Ф., где иерархия планов как бы вывернута наизнанку и мимолетная подробность куда существенней непосредственных фабульных перипетий, так же, как и персонаж на периферии плана, готовый в любой момент оттеснить главных героев, завладеть всецело вниманием оператора и режиссера.

Отсюда — роль света у В. Ф. В последнем интервью он говорил о "божественном сфумато" у Леонардо да Винчи как о своем идеале, о том, что конечная цель установки света отнюдь не выразительная композиция сама по себе, но — достижение "момента истины", внезапно озаряющего суть происходящего, а шире — сущего.

Быть может, наиболее замечательное тут — расшифровка сказанного им о "божественном сфумато": "...Мягкая пластическая манера, которая очень тяжело достигается при установке света, но благодатна для актеров, поскольку позволяет им двигаться не в ограниченном пространстве...". Съемочная площадка при таком подходе стремится стать пространством свободы посреди отчаянно несвободного мира. Отсвет этой свободы — в кадрах фильмов Двадцать дней без войны и Небывальщина, Мой друг Иван Лапшин и Я актриса (как, впрочем, и всех прочих фильмов, которые снял оператор почти за четверть века работы в кино).

Певцом "тайной свободы" можно назвать В. Ф. — художника, закрывшего вместе с Алексеем Германом последнюю великую эпоху в советском кино.

Евгений Марголит

 

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. III. СПб, “Сеанс”, 2001

 
 
— Грицюс стал моим первым учителем на съемочной площадке, — рассказывал мне Федосов.—Я у него был ассистентом. В мои обязанности входили контроль света и лабораторный режим. Я очень люблю Грицюса периода «Гамлета» и «Никто не хотел умирать». Ученик Москвина… Любимый ученик! Грицюс — это школа света. Академическая школа эффекта одного источника света. При громаднейших декорациях, длинных панорамах, сложных переходах актеров от одного источника света к другому держать эффект — задача очень непрост...
 
 
— ...к вам в камеру так никто и не заглядывает?

— Да, и пока я снимаю, так будет всегда. Каждый должен заниматься своим делом, не мешая друг другу. У хорошего режиссера своих дел невпроворот, ему нет нужды заглядывать в глазок. Если он выбрал для своего фильма оператора, он должен ему доверять. Его доверие дорогого стоит. Оно вдохновляет и накладывает ответственность. А наши ощущения (операторские) и без того робки, иногда интуитивны. Сбить их легко, а восстановить практически невозможно. ...

 
 

Эдуард Володарский

Черно-белое кино — вообще что-то фантастическое. У Германа был гениальный оператор Валерий Федосов, жаль, что он так рано умер. У меня такое ощущение, что недалек тот день, когда кино вернется к черно-белому изображению.

МОРОЗОВ Андрей. Сценарист Эдуард Володарский: «От гонораров чуть не спился» // Новые Известия. 3 февраля 2006.

...
 
 

Вообще, был такой замечательный оператор, ныне покойный, Валерий Федосов, и он когда-то сказал замечательную фразу, что оператор — это тот человек, который материализует режиссерскую интуицию в зрительный образ. Кстати, достаточно точно сказано.

ШАКИРОВ Мумин. Формула кино. Операторское искусство. Источник: www.svoboda.org

...
 
 

Работы
Оператор
1964Фро
совм. с К. Соболем
1973Исполняющий обязанности
1974Весенние перевертыши
1976Двадцать дней без войны
1978Ярославна, королева Франции
1980Я — актриса
1983Небывальщина
1984Мой друг Иван Лапшин
1985Противостояние
1986Левша
1988Большая игра
совм. с Х. Тотевым, А. Тасевым
1989Оно
1991Афганский излом
совм. с П. Засядко


Фестивали и премии
1991Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу (посмертно) (1991  Афганский излом)
1987Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. А. Москвина за лучшую операторскую работу (1986  Левша)
1986Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1984  Мой друг Иван Лапшин)
Библиография
  • Плахов А. Неунывающий Левша
  • ЛГ. 1987. 28 янв.  (о ф. Левша, в т. ч. о В. Ф.); Галина Г. "Исчезающая" камера
  • Культура и жизнь. 1987. № 10; Поздняков А. Киноглаз Валерия Федосова
  • СФ. 1988. № 1; Горбачева Т. Еще один излом. Инт. с В. Ф.
  • СЭ. 1990. № 7; Горбачева Т. Простые тайны ремесла. Инт. с В. Ф.
  • СЭ. 1990. № 12; Герман А. Он был счастливый человек...
  • Кадр. 1990. 3 июля; Герман А. Памяти товарища
  • ИК. 1990. № 9; Кузнецова В. Творцы изображения
  • В сб.: Фильмы. Судьбы. Голоса. Ленинградский экран. — Л., Искусство, 1990 (в т. ч. о В. Ф.).