Сообщить об ошибке
Сергей Белошников
сценарист, режиссер
 
Родился 19 ноября 1962 г. в Риге. В 1977 г. окончил Ленинградское художественное училище им. Серова, в 1987 г. — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Ю. Озерова). Работал на к/с "Ленфильм", "Мосфильм", к/с им. Горького. Режиссер рекламных роликов и видеоклипов, соавтор сценария и режиссер телеигры "Попади в кадр!". С 1999 г. — продюсер компании "Видео-Арт".
Автор четырех романов, изданных в России и за рубежом.
Тексты
 

Сергей Белошников — один из самых матерых профессионалов постсоветского низкого жанра, способный соответствовать любым изгибам стихийно складывающейся кинематографической конъюнктуры.

В восемьдесят седьмом году, когда на экран хлынули фильмы о сомнительных забавах, жестоких играх и моральных проблемах подрастающего поколения, С. Б. дебютировал как режиссер и сценарист картиной

Сергей Белошников — один из самых матерых профессионалов постсоветского низкого жанра, способный соответствовать любым изгибам стихийно складывающейся кинематографической конъюнктуры.

В восемьдесят седьмом году, когда на экран хлынули фильмы о сомнительных забавах, жестоких играх и моральных проблемах подрастающего поколения, С. Б. дебютировал как режиссер и сценарист картиной

Сергей Белошников — один из самых матерых профессионалов постсоветского низкого жанра, способный соответствовать любым изгибам стихийно складывающейся кинематографической конъюнктуры.

В восемьдесят седьмом году, когда на экран хлынули фильмы о сомнительных забавах, жестоких играх и моральных проблемах подрастающего поколения, С. Б. дебютировал как режиссер и сценарист картиной Счастливо оставаться! Именно в этом фильме (а вовсе не в нашумевшей и вполне целомудренной Куколке) была легализована скандальная тема «совращения малолетних»: юная героиня бунтует против тренера фехтовальной команды, склоняющего девочек к сожительству, но не находит поддержки среди своих подруг, любой ценой готовых попасть на заграничные соревнования.

Два года спустя, когда на волне разоблачений производилось огромное количество фильмов про бомжей, мафию и «зону», С. Б. в сценарии Камышового рая объединил все три сенсационных мотива. В фильме, поставленном Еленой Цыплаковой, была почти химическая концентрация страхов и депрессивных переживаний эпохи первоначального освобождения.

В девяностом С. Б. снимает криминальную мелодраму Ловкач и Хиппоза, разрабатывающую весьма полюбившуюся впоследствии нашему кино коллизию «лохи против мафии». В сценарии Палача (режиссер Виктор Сергеев) он доводит почти до гротеска модную тему «самосуда»: оскорбленная женщина мстит обидчикам, переходя мыслимые и немыслимые грани жестокости. В мелодраме «След дождя», написанной С. Б. совместно с Надеждой Смирновой для режиссера Владимира Нахабцева-мл., сентиментальная история любви известного дирижера к начинающей пианистке осложнена скандальным мотивом то ли выдуманного, то ли действительного инцеста (чего ни в советском, ни в постсоветском кино отродясь не водилось). Попробовал себя С. Б. и в жанре отечественного хоррора (фильм Полнолуние режиссера Александра Бурцева), обратившись к модному сюжету про волков-оборотней.

Наступившая вслед за тем эпоха малокартинья вынудила С. Б. временно оставить кинематографическое поприще. По слухам, он занялся изданием макулатурных романов. Однако в девяносто седьмом крепкий профессионал вновь был востребован: его Бедная Саша — городская киносказка про одинокую девочку, решившую ограбить мамин банк, — приглянулась каналу ТВ-6 Москва и в качестве новогоднего проекта была весьма успешно реализована режиссером Тиграном Кеосаяном.

С. Б., несомненно, умеет придумывать истории — но именно придумывать, рационально комбинируя разнообразные фантомы коллективного бессознательного. Искусственность и конъюнктурность этих комбинаций изначально входят в его намерения и вполне им осознаны — коллекция жанровых стереотипов собрана им с изрядной долей эстетского цинизма.

СИРИВЛЯ Наталья. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, «Сеанс», 2001 

 
 

О сериале «Палач»

[...]

Но еще важнее, что «Палач» — фильм мрачный. Не по колориту, по идее. И, как это становится понятно, Сергей Белошников, сценарист первого «Палача», был куда талантливее, чем он же — сценарист и режиссер «Палача» № 2. Стал профессиональнее, искушеннее даже и соавтора замысла, постановщика первого «Палача», то есть режиссера Сергеева. Но без промаха он бил тогда, в 1990-м. Банальный закон: повторение замысла всегда проигрывает первой версии?...

 
 

О сериале «Клетка»

Четырехсерийная психодрама «Клетка», созданная объединением «Ren-фильм», еще не выйдя на экраны, вызвала скандал и ажитацию в прессе. С особым энтузиазмом пытливые журналисты ухватились за пикантные подробности, присутствовавшие в первоначальных вариантах сценария.

Тема, привлекающая основное внимание журналистов, касается нетрадиционной любви. Героинь Ирины Апексимовой и Татьяны Лесневской пытаются «сдружить» практически все телевизионные из...

 
 

Сергей Белошников о сериале «Палач»:

— Я пытался разобраться в проблеме палача и жертвы. Может ли человек сам вершить суд, невзирая на людские и божьи законы, куда заведет такая ненависть? Подумать об этом и призывает наш фильм.

ПЕТРОВА Ирина. Экспресс Газета. 24 апреля 2006.

...
 
 

Сергей Белошников о сериале «Полнолуние»:

[…] могу сказать, что у нас все получилось. Так как сценарий писался очень долго, там присутствуют настоящие русские характеры. И даже маленькие эпизоды прописаны очень выразительно, они очень точные, яркие. Есть артисты, которые играют небольшие эпизоды, они снимались всего пару-тройку съемочных дней, но играли с удовольствием, потому что им было, что играть.

[…] с&...

 
 

Сергей Белошников:

На пленке — значит, для вечности.

[…]

Видеокартинка мне не нравилась, не нравится и не будет нравиться в обозримом будущем. Светопередача, цветопередача и глубина передачи пространства на любом цифровом носителе в ближайшие 10 лет не приблизятся к тем, что дает пленка, если не будет какого-то революционного прорыва. Цифровое видео неприятно человеческому глазу. Если бы режиссеры, которые работают в телевизионном кино, имели бюджет, п...

 
 

Работы
Режиссер
1986Косметический ремонт
1987Счастливо оставаться!
1990Ловкач и Хиппоза
2000Маросейка, 12
в серии "Операция "Зеленый лед""
2001Клетка
2005Полнолуние
2005Свой человек
участие
Сценарист
1986И никто на свете...
автор сценария совм. с В. Осляком, В. Довганем
1986Косметический ремонт
автор сценария
1987Счастливо оставаться!
автор сценария совм. с В. Вардунасом
1989В знак протеста
автор сценария
1989Камышовый рай
автор сценария совм. с И. Агеевым
1990Ай лав ю, Петрович!
автор сценария
1990Ловкач и Хиппоза
автор сценария
1990Палач
автор сценария
1991След дождя
автор сценария совм. с Н. Смирновой
1993Полнолуние
автор сценария
1997Бедная Саша
автор сценария совм. с В. Брагиным
2000Маросейка, 12
автор сюжета серий "Ставок больше нет", "Мокрое дело" (совм. с Ю. Сапроновым), "Сын" (совм. с И. Апасяном), "Бабье лето" (совм. с Ю. Сапроновым при уч. И. Апасяна); автор сценария серий "Операция "Зеленый лед"" (при уч. В. Еремина), "Мокрое дело" (совм. с А. Юрьевым, В. Моисеенко), "Бабье лето" (совм с А. Юрьевым, В. Моисеенко)
2001Клетка
автор сюжета; автор сценария совм. с К. Афанасьевой, А. Лунгиным, А. Овчинниковым
2001Кобра
автор сценария серии "Черная кровь" совм. с В. Моисеенко, А. Новотоцким
2003Вкус убийства
2003Нет спасения от любви
автор сюжета совм. с В. Моисеенко, А. Новотоцким-Власовым; автор сценария совм. с К. Афанасьевой, А. Лунгиным
2003Пассажир без багажа
автор сценария
2004Против течения
автор сюжета
2005Полнолуние
автор сценария совм. с К. Афанасьевой, А. Лунгиным
Продюсер
2000Маросейка, 12
продюсер совм. с Ю. Сапроновым
2003Вкус убийства
продюсер совм. с М. Широковым
2003Зачем тебе алиби?
продюсер совм. с М. Широковым
2003Пассажир без багажа
продюсер совм. с М. Широковым


Фестивали и премии
2000Международный кинотелефорум "Правопорядок и общество" в Москве
Приз за лучший игровой сериал (2000  Маросейка, 12)
1988МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Приз Центра кино для детей и юношества (1987  Счастливо оставаться!)
Библиография
  • Белошников С.: Палач. Роман. — М., Бином, Золотой Век, 1995; Ловкач и Хиппоза. Роман. — М., Бином, Золотой Век, 1995; Ужас приходит в полнолуние. Роман. — М., Бином, Золотой Век, 1996. "Избери себе жизнь, чтобы жить..." Сценарий
  • Киносценарии. 1989. № 6 (в соавт. с И. Агеевым); Производство. Режиссер и сценарист. Сергей Белошников предлагает
  • Кинобизнес. Коммерческий вестник СЭФ. 1993. № 2; В пятницу после шести вечера. Рассказ
  • Огонек. 1995. № 19. Масловский Г. В круге райском
  • Мнения. 1990. № 3 (о ф. Камышовый рай, в т. ч. о сц.); Московская Л. Любовь без любви
  • ЭиС. 1990. 26 апр. (о ф. Ловкач и Хиппоза); Федоров А. Вместо триллера
  • Мнения. 1991. № 3 (о ф. Палач, в т. ч. о сц.); Шемякин А. Вместо жанра
  • ЭиС. 1991. 18 июля (о ф. Ловкач и Хиппоза); Ртищева Н. Мужчина и женщина с долларами в автомобиле
  • СК. 1991. № 11 (о ф. Ловкач и Хиппоза).