Сообщить об ошибке
Александр Сокуров
режиссер
 
Родился 14 июня 1951 г. в д. Подорвиха Иркутской обл. В 1974 г. окончил исторический факультет Горьковского государственного университета, в 1979 г. — режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Згуриди). Работал ассистентом режиссера, помощником режиссера на Горьковском ТВ. С 1980 г. — режиссер-постановщик к/с "Ленфильм". С 1998 г. — Председатель художественного совета к/с "Ленфильм". В 1998-1999 гг. — автор и ведущий телепередачи о кино "Остров Сокурова" (канал "Культура").
Режиссер-пост. сп.  "Не властны мы в судьбе своей" (2004, "Театр "Школа драматического искусства".)
Заслуженный деятель искусств России (1997).
Народный артист Росии (2004).
Премия "Триумф" (2002).
Премия Витторио Де Сика (2006).
Тексты
 

Александр Сокуров занимает в отечественном кинематографе совершенно особое место. По своим взглядам на кино он радикально отличается от большинства современников тем, что переносит на кинематограф мифологию искусства прошлого столетия. В глазах А. С. кино (чаще всего понимаемое как массовое технологическое развлечение) обладает аурой сакральности, оно призвано говорить с людьми о сокровенном и фундаментальном. Отсюда особая атмосфера...

 
 

О фильме «Одинокий голос человека»

Одинокий голос человека Александра Сокурова относится к разряду опережающих произведений искусства — причем в данном случае надобно говорить об опережении сразу трех эпох: конца 1970-х гг., когда фильм был чудом произведен на свет; середины 1980-х гг., когда он предъявлен миру; и, наконец, эпохи будущей — и тогда время не догонит его, не станет с...

 
 

Киношкола Александра Сокурова родилась в точке пересечения взаимного интереса недавних кинематографических «нелегалов», которые, однако, пребывали в разных «подпольях». Проявившие инициативу ленинградские «параллельщики», преимущественно некрореалисты, ранее утверждали себя не только в эстетическом противостоянии «официальному искусству», но и в способе режиссерского существования, когда обаятельное отсу...

 
 

О фильме «Телец»

Фильм рифмуется с Камнем тех же авторов — Александра Сокурова и Юрия Арабова. В обоих случаях камера мечтает о повседневности знаменитых, многократно увеличенных интерпретациями людей, Чехова и Ленина. Камера своего добивается. Ключ к обеим картинам один и тот же — в финале Александр Сокуров останавливает время, предлагая вглядываться в кадр, ст...

 
 

О фильме «Молох»

Молох — это одни сутки из жизни Адольфа Гитлера и Евы Браун, проведенные ими в горной резиденции фюрера в начале 1942 г. вместе с супругами Геббельс и Мартином Борманом. Рассеянный звук, затушеванный цвет, мягкий фокус; отсутствие кодифицированных ракурсов и внешнего событийного ряда; гигантские небеса голубовато-стального цвета и размышления о ...

 
 

Мнения о фильме «Александра»

Наум КЛЕЙМАН

В этой игровой картине мощно присут?ствует уникальное понимание докумен?тального кино, присущее Александру Сокурову. «Александра» выглядит ква?зирепортажем — но это именно тот ре?портаж, каким он мог бы быть только у Сокурова. В фильме есть вещи, которые важны для меня, и гораздо более, неже?ли кинематографическая форма. Преж?де всего это идея человеческого взаи?мопонимания поверх всех националь?ных и политических...

 
 

О фильме «Александра»

Первой всплывает параллель с фильмом Резо Чхеидзе, в котором Отец разыскивал сына; весь фронт пропахал, став Отцом всех солдат. В «Александре», используя царственную пластику, «особенную стать» Галины Вишневской, Сокуров (при показательном отсутствии грима) воссоздает на экране скульптурный эпический портрет.

Александра Николаевна — бабушка не одного воина, она Бабушка вс...

 
 

О фильме «Александра»

Фильм «Александра» — это первый в игровом кино физиологический очерк о чеченском стоянии. Но как если бы его сочинил, к примеру, Хайдеггер. То есть: обыкновения и расписания, лица и вещи, еда и курево, цвет и запах, интонации и гримасы, петли и пуговицы, житье и бытье. Но только вписанные в «бытие-к-смерти» и «...

 
 

Спустя всего месяц после своего шумного воцарения новый секретариат начинает процесс реабилитации жертв уходящего режима — фильмов, арестованных или искореженных цензурой, и их авторов, зачастую по сей день лишенных возможности работать.

На том же заседании, где принимается решение о создании Конфликтной комиссии, которой предстоит долгая и кропотливая работа по освобождению «закрытых» картин, Андрей Плахов (впоследствии&...

 
 

о фильме «Мария»

Кажется, раньше ни один его фильм не попадал на экран прямо, минуя полку. Это началось очень давно, во времена ВГИКа, когда прекрасная картина «Одинокий голос человека» (по Андрею Платонову) даже не была засчитана в качестве дипломной работы. Скандал получился страшный. В конце концов на свет Божий извлекли скромный киноочерк, сделанный Сокуровым когда-то на Горьковском телевидении и предъявленный при поступлении во ВГИК. Он-то и был принят в качестве д...

 
 

«Элегия»

Гениальный бас Федор Шаляпин в свои последние годы завершал концертные выступления скорбной «Элегией» Жюля Массне. А для Александра Сокурова тема скорби и прощания стала источником вдохновения и была воплощена им в целом ряде новаторских художественно-документальных кинокартин. Эти элегии преисполнены разнообразных рефлексий по поводу горьких утрат, однако сожаления о потерях — не единственное их содержание: продолжив старинную европейскую поэтическую тради...

 
 

о фильме «Спаси и сохрани»

Для киноведов старой закалки, все еще воспринимающих поэтику молодых Микеланджело Антониони или Жана Люка Годара как сомнительное новаторство («и почему все то же самое не сказать проще?..»), Александр Сокуров — крайнее воплощение всех пороков модернизма: он не через «частные проявления», а напрямую говорит об общих экзистенциальных проблемах и использует для этого основную категорию киноэстетики — категорию времени — в ее самой чистой, агресс...

 
 

о фильме «Круг второй»

Когда я вспоминаю «Круг второй», перед глазами возникает один и тот же кадр — герой ждет «скорую», или перевозку, или что там в таких случаях вызывают. Ему не хочется и страшно возвращаться в комнату, где лежит мертвый отец, и поэтому он стоит здесь, на лестничной площадке, и смотрит в окно на закатное небо — неподвижный, отгороженный от всех своим горем, одиночеством и ожиданием новых несчастий. И столько в этом кадре смертной тоски. столько допо...

 
 

о фильме «Круг второй»

Вечная проблема, с которой сталкивается кинематограф Александра Сокурова, заключается в следующем: зритель считывает с экрана не то, что имел в виду режиссер. У нашего зрителя нет социально-психологического навыка считывания. Ведь каждый фильм Сокурова — антропологический дневник, прихотливая индивидуальная жестикуляция, акт автопсихоанализа. Он дотошно «Записывает» на пленку свои настроения и симптомы, откровенно пренебрегая риторическими фигурам...

 
 

о фильме «Элегия из России»

Говоря о краеугольном для Александра Сокурова мотиве рода, вовлекающем его героев в бытийный поток, Михаил Трофименков приводит бессмертное «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил…» Этот мотив не только пронизывает кинематограф Сокурова изнутри, но словно обьемлет его и извне, каждый новый фильм рождается из предшествующего, дополняя и развивая его. […]

Это становится особенно очевидным после «Элегии из России», которая ...

 
 

о фильме «Камень»

Конечно, тема возвращения и смерти — едва ли не центральная в творчестве Сокурова. Она была уже в полную силу заявлена в его первом игровом фильме-«Одиноком голосе человека», построенном по принципу циклических повторов-возвращений. В документальной ленте «Мария» сам Сокуров приезжает на место старых съемок после смерти героини, строя фильм именно как циклическую фугу возвращения. В «Скорбном бесчувствии» эта тема связывается с мотивом буддистского мете...

 
 

о фильме «Тихие страницы»

Фильм третий «Тихие страницы» вслед за фильмом первым «Кругом вторым» и фильмом вторым «Камнем» очевидно замыкает скорбное пространство аскетического триптиха выяснения взаимоотношений со смертью.

Изначальный «Круг второй» выводил героя из ниоткуда в чужой город, сталкивал лицом к лицу со смертью ставшего чужим родного человека, вынуждая прочувствовать в кромешном мраке этой несвоей смерти лютую безысходность и неотменимую возможность ...

 
 

о фильме «Мать и сын»

Фильм «Мать и сын» и киноведами, и самим режиссером воспринимается как пограничный. Но киноведы видят в нем конец трилогии о взаимопроникновении двух миров — жизни и смерти («Круг второй» — «Камень» — «Мать и сын»). А режиссер — начало трилогии о «почти физически осязаемой любви» между близкими (из авторской аннотации к фильму: за «Матерью и сыном» должны последовать «Отец и сын» и «Два брата и сестра»). Точка пересечения — смерть, рассекающая «как ...

 
 

о фильме «Молох»

 В конечном счете, все приличные фильмы делятся на две категории: те, что транслируют тревогу и оставляют вопросы неразрешенными, и те, что снимают тревогу, предлагая вразумительные ответы.

Большому кино нужна хорошая литература. В умеренных дозах, как прививка герменевтической глубины и системы внутренних мотивировок. Иногда, впрочем, даже опытный постановщик пренебрегает предложенным литературны...

 
 

о фильме «Телец»

Александр Сокуров как-то раз сказал о том, что он не приемлет политическое кино, что ему претит злоба дня, которая не может быть предметом искусства. Тем не менее нет, пожалуй, другого художника в нашем кино, который так часто обращался бы не просто к злобе дня, но к теме, наиболее актуальной для российской действительности — теме Власти. И к тем историческим фигурам, о ком не прекращают спорить современники. Это и Сталин, и Гитлер, и теперь Ленин.

 
 

Название и трепетно-интимный сюжет «Одинокого голоса человека» закрепили за Сокуровым имидж художника, далекого от мирской суеты, тем более от политики, и погруженного в свой затаенный внутренний мир. Тем не менее даже эту картину, не случайно построенную на прозе Платонова, пронизывало, хотя и очень субъективированное, чувство истории. Его вносили в структуру фильма прежде всего кадры кинохроники, отсылавшие сознание к э...

 
 

«Духовные голоса» (1995) и «Повинность» (1998), армейская дилогия Александра Сокурова, — самые необычные его работы. Они не имеют аналогов ни в творчестве режиссера, ни в российской практике «большого кино». […]

Интонация «Духовных голосов» — толстовская, «Повинности» — чеховская, с цитатами из «Острова Сахалина», самой мрачной книги п...

 
 

Во многих фильмах Сокурова лица персонажей в какой-то момент словно утрачивают ясность своих очертаний. На них опускается смутная тень неопределенности. В «Камне» долгое время Чехов совершенно неузнаваем, а лицо его — деформировано. В «Тельце» Ленин постепенно утрачивает ясность очертаний и в конце фильма погружается в какое-то зеленоватое марево. Искажения лиц характерны для некоторых эпизодов «Матери и сын...

 
 

Фильмы Александра Сокурова трудно разобрать на составные части: звук здесь может работать изображением, невидимое входит в ткань кадра и оборачивается зримым как слышимым. Но и слышимое само по себе призрачно: звуковая дорожка несет шумы как голоса мира, многократно приближаясь к молчанию. Молчание долгих планов растит образы и картины, интерактивно питаясь зрением оператора и временем зрителя. Фильм действует подобно человеческому мозгу, который с...

 
 

Mors stupebit et natura

Одинокий человек на фоне пейзажа: за всю историю кино мало кто обошелся без этого кадра. Им, словно лакмусом, поверяется картина мира режиссера. Что за пейзаж, что за человек и что они делают друг с другом — ответить на эти вопросы значит понять смысл мироустройства. Его механику. Его логику и этику.

А у великих режиссеров — еще и его судьбу.

Пейзажи Со...

 
 

1.

[…] Петр Великий начал строить в России музеи и дал импульс собиранию ценностей, впоследствии послуживших основой для коллекций Эрмитажа, музея, который и стал главным героем «Русского ковчега» Сокурова. Вспомним: один из персонажей картины — европеец маркиз де Кюстин — обладает острым обонянием, и ему все время чудится запах формалина. Этот запах, ощущаемый маркизом в Эрмитаже повсюду, в действительности принадлежит другому музею, Кунсткамере. Его можно считать метонимическим сле...

 
 

В случае Александра Сокурова мы имеем дело со странным феноменом врожденного киноязыка: как если бы пресловутый «язык кинообразов» существовал у него на уровне родной речи, а прочие языки — лишь способствовали изъяснению, простой передаче смысла, когда понимают «суть дела», не вникая при этом в суть самой сути. В то, что Хамский называет порождающей грамматикой языка — и творчество Сокурова визуализирует, так сказать, естественные грамматические конструкции «киноречи», которые не требуются дл...

 
 

Сокуровский Дом посредничает между иллюзией жизни и определенностью смерти в той же степени, в какой гроб придает усопшему последнее сходство с живым и, вместе с тем, обещает физическое разложение по ту сторону могилы, провожает из жизни земной, но не гарантирует жизни вечной. Героиню Спаси и сохрани хоронили в трех гробах — знак того, что и в иной жизни ей придется рваться сквозь материальн...

 
 

О фильме «Русский ковчег»

«Все сошлись на том, что „Русский ковчег“ — событие. Кто-то назвал его организационно-творческим подвигом, а далее в оценках последовали расхождения. Одни себя почувствовали онемевшими от почтительного восторга. Другие с непочтительной дерзостью спрашивали себя и окружающих: „А зачем?..“ Зачем весь этот тяжкий, почти каторжный труд?.. Зачем надо было втискиват...

 
 

О фильме «Русский ковчег»

Самое внешнее и для смысла картины не столь существенное впечатление — это впечатление грандиозной, немыслимой постановочной роскоши (конечно, типичная питерская обманка, ведь бюджет «Ковчега» примерно раз в двадцать меньше, чем у «Сибирского цирюльника»). Никаких расфокусов, никаких знаменитых коричневых сокуровских туманов, ничего зыбкого и неуловимого. Мираж русской культу...

 
 

О фильме «Отец и сын»

[…] «Отцу и сыну» не нужны навязчивые метафоры (так же, как и актуальные мотивации). Перед нами элегия, по своей поэтике восходящая к глубинам докинематографической культуры. Однако болевые точки настоящего — не календарно отмеренного, а действительно наступившего настоящего — зафиксированы с подобающей Сокурову точностью. Один из взрослых мальчиков (тот, кому посчастливилось быть сыном) говорит: «Почему же картина Рембрандта называется „Возвращение...

 
 

О фильме «Солнце»

Сам фильм «Солнце» кажется столь же непроницаемым, как та бесстрастная маска, которую на протяжении его действия стремится удержать на своем лице Император Японии Хирохито.

Япония, трагический август 1945 года — финальный аккорд Второй мировой войны. Позади — ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, столица в руинах, оккупанты занимают страну, складывающую оружие&h...

 
 

О фильме «Солнце»

Человек у власти утрачивает человеческие черты и становится частью системы. Сокуров делает серию фильмов об абсолютных властителях, теряющих власть и постепенно вновь обнаруживающих в себе человека. Фильмы о мучительном и гротескном рождении человека из мундира, френча, регалий. Но это и фильмы о власти и человеческом в самом обнаженном виде.

Хирохито в «Солнц...

 
 

О фильме «Солнце»

Наслаждение мастерством Александра Сокурова. Он впустил меня в фильм, он впустил в меня страдание. Загадочно страдание королевской личинки, что в коконе заточена и бабочкой не станет — понимает, что не станет.

Восхищение встречей Императора и генерала. Ткань трагедии натянута поверх ткани экрана, и мелькает над ними рука, тишину вышивая. Прикосновение и дым двух сигар, п...

 
 

О фильме «Солнце»

[…] Этот фильм глубоко взволновал меня. Да что там — он поразил меня в самое сердце. И неожиданно перенес в совершенно другой мир: мир, который мне доселе был незнаком.

[…] У него [Александра Сокурова] редкий дар: он всякий раз воссоздает другую эпоху с таким великолепием, с такой убедительностью, с таким глубоким пониманием истории, что я словно переношусь...

 
 

О фильме «Солнце»

[…] все эти фильмы «великого Саши» (так я его называю для себя) кажутся мне гениальными. Я получаю от них и простое, и сложное удовольствие. Я готова их пересматривать. Там интересно все: и изобразительная сторона, и смысловая. Хотя у Сокурова изображение — это тоже смысл. Я просто очень рада, что у нас — не у нас, в мире &...

 
 

Александр Сокуров. Я стараюсь делать только то, что мне интересно. К счастью, ни я, ни люди, которые работают со мной, мы никогда не делаем ничего по заказу в прямом смысле. Это вообще большое счастье для человека, работающего в области кино, изначально очень несвободной, технологической, тяжелой, материально затратной. Огромное счастье. Потому что сами условия требуют профессионального мужества. Мне просто все интересно. К&nb...

 
 

Любовь Аркус: Это третий фильм из задуманной тетралогии — после «Молоха» и «Тельца», перед «Фаустом». Почему японский император? Как складывались твои отношения с Японией, и почему именно на эту страну пал твой выбор?

Александр Сокуров: Я очень давно думаю об этой стране. Она живет во мне — так получилось. Вот не я в ней, но она во мне. Подгото...

 
 

Александр Сокуров. […] Когда-то меня очень беспокоило, что у моих фильмов мало зрителей. Сегодня — нет. Настоящее искусство предполагает избирательность и узкий круг. Это обязательные условия его, искусства, существования. Массовый спрос на какое-нибудь произведение означает для меня только одно: в этом произведении есть серьезные художественные проблемы, изъяны. И еще: опыт показывает, что люди, которые по-настоящему встретились с моими ...

 
 

В фильме обязательно должен быть эпизод наблюдения Тютчевым похорон, причем подробно должно быть воспроизведено все, что сопровождало этот обряд в России XIX века. И похороны должны быть роскошными: кони с черными попонами, ливреи, черные фраки, храп лошадей, злые в шепоте окрики церемониймейстера, лошади на кладбище, лошади в попонах, лошади на мраморных плитах надгробий, мощный голос священника; лиц людей в этот момент не видно: только вытянутые ...

 
 

Уважаемый Армен Николаевич! Может быть, впервые за все время моих бесконечных мытарств я пишу не врагу, не очередному церберу, а человеку, который верит в меня. Только это дает мне силы на это письмо.

Не буду скрывать, что глубоко потрясен всем, что проделывалось надо мной здесь, в Ленинграде, на «Ленфильме-: хамство, доносы, провокационные заявления об увольнении, дважды произведенный арест материала, категорическое нежелание выс...

 
 

Вопрос об актере был едва ли не первым и главным сразу же, еще на «Одиноком голосе человека». Что это такое — человек на экране? Насколько качества людей, их характеры, влияют на художественный материал? И до какой степени реальные характеры людей нужны кино? Проза Андрея Платонова требовала подхода особенного, доселе неизвестного кинематографу. Мне казалось, что человек, актер, воплощающий на экране написанное...

 
 

До начала съемок у меня нет полной ясности с изобразительным решением. Но обязательно есть ощущение пространства фильма, которое складывается из цвета, света и монтажа как вертикальной составляющей в соотнесении с фонограммой. Пространство начинает формироваться иногда очень конкретно — в виде композиции, которую я вижу и запечатлел бы на бумаге, умей я рисовать. Но я могу ее описать на словах и&nb...

 
 

Фантастический размах духа.

Народ, в отличие от индивида, не может воспринимать свою жизнь как эксперимент, который еще неизвестно, чем кончится. Его, народа, «плавание во время и историю» — плавание безвозвратное. Развитие мысли за счет и через чувство. Права разума следует ограничить сердцем.

Рыбак бросается в воду не в силу этой безвозвратности; и не инерция мышления, а энергия мышления требует доведения жизни, как мысли до следующей более высокой ступени.

Это необходимо ...

 
 

Я помню, что очень серьезные переживания были связаны у меня с «Обыкновенным фашизмом». Кажется, я был в девятом классе, когда увидел его впервые. Провинциальный мальчик из самой средней школы города Красноводска. Очень тяжелый город, тяжелый во всех смыслах — жизни там не было. Ни одного театра, ни одного музея — ничего. Вообще ничего. Помню, уже наступил май и стояла жара где-то к сорока градусам. ...

 
 

Работы
Режиссер
1978Мария
1978Одинокий голос человека
1979Соната для Гитлера
1980Разжалованный
1981Дмитрий Шостакович. Альтовая соната
совм. с С. Арановичем
1982Союзники
1983Скорбное бесчувствие
1984Салют
1985Терпение труд
1986Ампир
1986Московская элегия
1986Элегия
1988Дни затмения
1989Петербургская элегия
1989Советская элегия
1989Спаси и сохрани
1990К событиям в Закавказье
1990Круг второй
1990Ленинградская ретроспектива (1957-1990)
1990Простая элегия
1991Пример интонации
1992Камень
1992Элегия из России... Этюды для сна
1993Тихие страницы
1995Духовные голоса
1995Солдатский сон
1996Восточная элегия
1996Мать и сын
1996Робер. Счастливая жизнь
1997Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
1997Смиренная жизнь
1998Петербургский дневник. Квартира Козинцева
1998Повинность
1998Узел. Беседы с Солженицыным
1999Молох
1999Нежно
2001Телец
2001Элегия дороги
2002Русский ковчег
2003Отец и сын
2004Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
2004Солнце
2007Александра
2007Элегия жизни. Ростропович. Вишневская
2009Читаем блокадную книгу
2011Фауст
Сценарист
1978Мария
автор сценария
1979Соната для Гитлера
автор сценария
1980Разжалованный
автор сценария
1982Союзники
автор сценария
1984Салют
автор сценария
1985Терпение труд
автор сценария
1986Ампир
автор сценария
1986Московская элегия
автор сценария
1989Петербургская элегия
автор сценария совм. с Т. Смородинской
1989Советская элегия
автор сценария
1990К событиям в Закавказье
автор сценария
1990Ленинградская ретроспектива (1957-1990)
автор сценария
1990Простая элегия
автор сценария
1991Пример интонации
автор сценария
1992Элегия из России... Этюды для сна
автор сценария
1993Тихие страницы
автор сценария
1995Духовные голоса
автор сценария
1996Восточная элегия
автор сценария
1996Робер. Счастливая жизнь
автор сценария
1997Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
автор сценария совм. с А. Тучинской
1997Смиренная жизнь
автор сценария
1998Петербургский дневник. Квартира Козинцева
автор сценария
1998Повинность
автор сценария
1998Узел. Беседы с Солженицыным
автор сценария
1999Нежно
автор сценария
2001Элегия дороги
2002Русский ковчег
автор сценария совм. с А. Никифоровым, диалоги совм. с Б. Хаимским, С. Проскуриной
2004Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
автор сценария
2007Александра
автор сценария
2007Элегия жизни. Ростропович. Вишневская
автор сценария
2011Фауст
автор киносценария совм. с М. Кореневой
Оператор
2001Телец
2004Солнце
Художественный руководитель
1987Очень вас всех люблю
Актер
1980Ты должен жить
2002Русский ковчег
Путешественник (в титрах не указан)
2004Солнце
текст за кадром
Персонаж
1997Александр Сокуров. Календарь одного поколения
2002Александр Сокуров (в цикле Острова)
2004Сокуров


Фестивали и премии
2011МКФ в Венеции
Приз «Золотой лев» (2011  Фауст)
2009МКФ в Венеции
Участие в программе "Горизонты" ((2009  Читаем блокадную книгу))
2008МКФ в Тронхейме
Гран-при (2007  Александра)
2008Премия "The Time for Peace Film-Musik Awards"
За лучший фильм (2007  Александра)
2007МКФ в Венеции
Премия им. Робера Брессона «За духовные искания в кино» ((  ))
2007МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (2007  Александра)
2007МКФ в Локарно
Приз "За особые заслуги в развитии кино" ((  ))
2007МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Золотая медаль имени С. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» ((  ))
2007Премия «ТЭФИ»
За лучший телевизионный документальный фильм (2007  Элегия жизни. Ростропович. Вишневская)
2007Премия «ТЭФИ»
За лучшую режиссуру телевизионного документального фильма (2007  Элегия жизни. Ростропович. Вишневская)
2005Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» „Медный всадник“
Лучший фильм (2004  Солнце)
2005МКФ "Золотой абрикос" в Ереване
Главный приз (2004  Солнце)
2005МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при «Золотой грифон» (2004  Солнце)
2005МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (2004  Солнце)
2003КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую режиссуру (2002  Русский ковчег)
2003КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы (2002  Русский ковчег)
2003МКФ в Берлине
«Премия Свободы» имени Анджея Вайды ((  ))
2003МКФ в Каннах
Приз FIPRESCI (2003  Отец и сын)
2003МКФ в Сан-Франциско
Спец. упоминание (2002  Русский ковчег)
2003МКФ фантастических фильмов в Малаге
Приз за режиссуру (2002  Русский ковчег)
2002КФ «Новое кино России»
Приз киноклуба «Кентавр» (2001  Телец)
2002МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (2002  Русский ковчег)
2002МКФ в Торонто
Приз за изобразительное решение фильма (2002  Русский ковчег)
2001Государственная премия России
(2001  Телец)
2001КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за лучшую режиссуру (2001  Телец)
2001КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы (2001  Телец)
2001КФ «Окно в Европу» в Выборге
Главный приз (2001  Телец)
2001КФ русских фильмов в Онфлере
Спец. приз жюри (2001  Телец)
2001МКФ «Фестиваль фестивалей»
Приз «Золотой Грифон» (2001  Телец)
2001МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (2001  Телец)
2001Премия «Золотой Овен»
За лучший игровой фильм (2001  Телец)
2001Премия «Золотой Овен»
За лучшую режиссерскую работу (2001  Телец)
2001Премия «Золотой Овен»
За лучшую операторскую работу (2001  Телец)
2001Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (2001  Телец)
2001Премия «Ника»
За лучшую режиссерскую работу (2001  Телец)
2001Премия «Ника»
За лучшую операторскую работу (2001  Телец)
2000Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» „Медный всадник“
За лучший фильм (2001  Телец)
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз за режиссуру (1999  Молох)
1999КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы, Приз Святого престола (Ватикан) «За достижения в области духовной культуры» (1999  Молох)
1999МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз жюри кинематографистов за лучшую режиссуру (1999  Молох)
1999МКФ «Лiстапад» в Минске
Специальный диплом жюри кинопрессы «За изобразительную культуру» (1999  Молох)
1999МКФ «Фестиваль фестивалей»
Гран-при, Приз Города (1999  Молох)
1999ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при «Жемчужина мира» (1999  Молох)
1999Премия «Золотой Овен»
За лучший фильм года (1999  Молох)
1998Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» „Медный всадник“
За лучшую режиссуру и достижения в области духовной культуры (1996  Мать и сын)
1998МКФ «Фестиваль фестивалей»
Приз морской администрации «Большой порт Санкт-Петербурга» за лучший фильм морской тематики (1998  Повинность)
1997КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз «За верность идеалу в искусстве» ((  ))
1997МКФ авторского кино в Белграде
Гран-при "Приз Александра Петровича" (1996  Мать и сын)
1997МКФ в Берлине
Спец. приз экуменического жюри, Приз жюри CICAE (1996  Мать и сын)
1997МКФ в Москве
Приз «Серебряный Георгий» (1996  Мать и сын)
1997МКФ в Москве
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (1996  Мать и сын)
1997МКФ в Москве
Приз имени А. Тарковского (1996  Мать и сын)
1997МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Гран-при (1996  Робер. Счастливая жизнь)
1997МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Приз «Золотой Витязь» - «За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека» (1996  Восточная элегия)
1997ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз FIPRESCI (1996  Мать и сын)
1997ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (1996  Мать и сын)
1996Государственная премия России
(1992  Элегия из России... Этюды для сна)
1996Государственная премия России
(1995  Духовные голоса)
1996МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1995  Духовные голоса)
1996МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Гран-при в разделе неигрового кино (1996  Восточная элегия)
1996Премия «Золотой Овен»
Лучшему режиссеру года ((  ))
1995МКФ в Локарно
Приз "Prix Sony special videо" (1995  Духовные голоса)
1994МКФ в Берлине
Участие во Внеконкурсной программе (1993  Тихие страницы)
1993МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1992  Камень)
1993МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1992  Элегия из России... Этюды для сна)
1993МКФ в Дюнкерке
Гран-при (1989  Спаси и сохрани)
1993МКФ к/м фильмов в Оберхаузене
Гран-при в разделе неигрового кино (1989  Советская элегия)
1991МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1990  Круг второй)
1990Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» и Ленинградского отделения СК
Премия им. Г. Козинцева за лучшую режиссуру (1990  Круг второй)
1990МКФ в Роттердаме
Приз FIPRESCI, Приз нидерландских кинокритиков: "За развитие авангардного направления в области киноискусства" (1990  Круг второй)
1989МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1978  Мария)
1989МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1978  Одинокий голос человека)
1989МКФ в Берлине
Участие в Программе «Forum» (1988  Дни затмения)
1989МКФ в Монреале
Главный приз, Приз FIPRESCI (1989  Спаси и сохрани)
1988ВКФ неигрового кино в Свердловске
Главный приз жюри критиков, Приз спонсоров фестиваля «За прекрасное художественное отображение образа женщины» (1978  Мария)
1987КФ "Молодое кино Ленинграда"
Приз ленинградских киноклубов (1978  Одинокий голос человека)
1987МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (1983  Скорбное бесчувствие)
1987МКФ в Локарно
Приз «Бронзовый Леопард» (1978  Одинокий голос человека)
1987МКФ в Москве
Приз FIPRESCI, Специальный приз памяти Андрея Тарковского (1983  Скорбное бесчувствие)
1987МКФ в Москве
Приз FIPRESCI, Специальный приз памяти Андрея Тарковского (1984  Салют)
Библиография
  • Сокуров. Сост. Л. Аркус. — СПб., Сеанс-Пресс, 1994. Плахов А. Километры судьбы
  • СЭ. 1986. № 16; Бокшицкая Е. Поучительная история... Инт. с А. С.
  • Юность. 1987. № 2; Москвина Т. "Я... могу... говорить"
  • Смена. 1987. 26 апр. (о ф. Одинокий голос человека); Плахова Е. Антипоэзия антиутопии
  • Кино (Рига). 1987. № 6 (о ф. Скорбное бесчувствие); Алейников И. Три развернутых тезиса о фильме А. Сокурова Одинокий голос человека (1978 – 1987)
  • Син. Ф. 1987. № 6; Сокуров А. Интервью журналу
  • Син. Ф. 1987. № 6; Туровская М. На корабле капитана Шотовера
  • Сов. культура. 1987. 4 авг. (о ф. Скорбное бесчувствие); Ковалов О., Плахов А. Голос поколения
  • ИК. 1987. № 8; Ямпольский М. Ковчег, плывущий из прошлого
  • ИК. 1987. № 9 (о ф. Скорбное бесчувствие); Ямпольский М. Восхождение к образу. Александр Сокуров в работе над фильмом Спаси и сохрани (Мадам Бовари)
  • ЛО. 1989. № 5; Ямпольский М. Платонов, прочитанный Сокуровым
  • КЗ. 1989. № 5; Попов Д. Космический ракурс
  • ИК. 1989. № 5 (о ф. Дни затмения); Ротенберг Т. Элегия Сокурова памяти Тарковского
  • СФ. 1989. № 6 (о ф. Московская элегия); Митта А. "В аспектах постмодернизма..." Инт. Т. Кукаркиной
  • ИК. 1989. № 7 (в т. ч. об А. С.); Ерофеев В. Скучная история госпожи Бовари
  • МН. 1989. 26 ноября (о ф. Спаси и сохрани); Егорова Т. Кино, музыка и судьба художника. Инт. с А. С.
  • Муз. жизнь. 1989. № 12; ЛДМ. 23. 04. 89. Спаси и сохрани. После...
  • МЖ. 1989. № 28 (отзывы зрителей после просмотра); Галецкий Ю. Инт. с А. С.
  • МЖ. 1989. № 30; Шемякин А. ...И помилуй
  • Сеанс. 1990. № 1 (о ф. Спаси и сохрани); Зервудаки С. Уроки Сокурова
  • СФ. 1990. № 8; Плахов А. Душа и тело
  • СФ. 1990. № 8 (о ф. Спаси и сохрани); Ямпольский М. Истина тела
  • СФ. 1990. № 8 (в т. ч. о ф. Спаси и сохрани); Мурзина М. В Круге втором
  • Известия. 1990. 9 окт.; Сокуров А.: "Я не чувствую себя частью советского кино..." Инт. Е. Бокшицкой
  • ДК. 1990. Окт.; Ямпольский М. Травма молчания
  • СФ. 1990. № 12 (о ф. Советская элегия, Простая элегия); Николаевич С. Уходя из ада, зажгите свет
  • Сеанс. 1991. № 4 (о ф. Круг второй); Листов В. Документальный Сокуров
  • ИК. 1991. № 9; Ямпольский М. Смерть в кино
  • ИК. 1991. № 9 (о ф. Круг второй); Богомолов Ю. Нищий принц
  • СЭ. 1991. № 10 (о ф. Пример интонации); Иенсен Т. Вопрос
  • Сеанс. 1992. № 7 (о ф. Камень); Персов В.: "Будем ждать и надеяться..." Инт. Т. Егоровой
  • ТКТ. 1993. № 2 (в т. ч. об А. С.); Стишова Е. Кто вы, мастера культуры?
  • ИК. 1993. № 6 (в т. ч. о ф. Круг второй); Агишева Н. Одинокий голос Александра Сокурова
  • МН. 1993. 4 июля; Арабов Ю.: "Писатели станут городскими сумасшедшими..." Инт. Р. Ямалеева
  • Киносценарии. 1994. № 3 (в т. ч. об А. С.); Сиривля Н. Три песни о Родине
  • ИК. 1994. № 9 (в т. ч. о ф. Элегия из России... Этюды для сна); Добротворский С. Ноябрьские игры доброй сокуровской воли
  • Ъ. 1994. 5 ноября (о ретроспективе А. С.); Никифорова В. Читая Сокурова
  • НГ. 1994. 8 дек. (о ф. Тихие страницы); Сокуров А.: "Главным искусством по-прежнему остается литература..." (обсуждение ф. Камень)
  • КЗ. 1994. № 23; Островский Д. Одинокий поиск человека
  • ЭиС. 1995. 19 – 26 янв.; Сокуров А.: "...Мгновение, когда на твоих глазах чья-то жизнь тает в воздухе". Инт. Д. Савельева
  • ИК. 1995. № 5; Добротворский С. Кино на ощупь
  • КЗ. 1995. № 25 (в т. ч. об А. С.); Плахов А. Духовные голоса раздаются за полночь
  • Ъ. 1995. 10 окт. (о ф. Духовные голоса); Маслова Л. Звучащая речь в системе киноречи
  • КЗ. 1995. № 26 (в т. ч. о ф. Одинокий голос человека); Сергеева О. Титаны на границе времени: Александр Сокуров и Никита Михалков
  • Урал. 1996. № 1; Плахов А. "Этого острова хватит на все мои сны"
  • Ъ. 1996. 25 янв. (о ф. Восточная элегия); Лемхин М. Из дневников войны
  • Рус. мысль. 1996. 22 – 28 февр. (о ф. Духовные голоса); Сокуров А. Восточные элегии. Лит. запись Л. Донец
  • ИК. 1996. № 3; Шепотинник П. Камни
  • ИК. 1996. № 3 (о ф. Духовные голоса); Лемхин М. Сны одинокой души
  • Рус. мысль. 1996. 13 июня (о ф. Восточная элегия); Сокуров А.: "Они были в неравном положении". Инт. Л. Аркус
  • Сеанс. 1996. № 13; Ямпольский М. Демон и лабиринт. Диаграммы, деформации, мимесис. — М., НЛО. 1996. Вып. VII (в. т. ч. об А. С.); Сокуров А.: "Дорог много — путь один..." Инт. Л. Закржевской
  • В кн.: Фомин В. Кино и власть. — М., Материк, 1996; Александр Сокуров. Творческий алфавит. Сост. И. Гращенкова
  • Кинограф. 1997. № 3; Королева А. Жизнь до самой смерти
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Мать и сын); Савельев Д. Изображение и монтаж. Беседа с А. С.
  • ИК. 1997. № 12; Зензинов А. Физическая реальность: к реабилитации через деформацию
  • КЗ. 1997. № 33; Хренова Д. Лицо и тело в кинематографе Александра Сокурова
  • КЗ. 1997. № 33; Москвина Т. Сумерки, смирение
  • Сеанс. 1997. № 15 (о ф. Мать и сын); Савельев Д. Не надо. Это война
  • Сеанс. 1997. № 15 (в т. ч. о ф. Духовные голоса); Москвина Т. Мы перелистываем время, когда усилиями одиночек что-то и может произойти...
  • ПЧП. 1998. 11 ноября; Аннинский Л. Александр Солженицын в объективе Александра Сокурова
  • ЭиС. 1998. № 48 (о ф. Узел...); Cавельев Д. Узловая элегия Александра Сокурова
  • Культура. 1998. 10 дек. (о ф. Узел...); Ямпольский М. Репрезентация – мимикрия – смерть
  • КЗ. 1998. № 40; Цыркун Н. Там, где охотится Хирон
  • ЛГ. 1999. 26 мая (о ф. Молох); Сокуров А.: "В улыбке Евы — знание того, что случится дальше..." Инт. Л. Аркус, Д. Савельева
  • Сеанс. 1999. № 17-18; Мелихов А. Власть и Воля
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Молох); Москвина Т. Ад и Ева
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Молох); Секацкий А. Горы и Гитлер
  • Сеанс. 1999. № 17-18 (о ф. Молох); Манцов И. Смерть героя
  • ИК. 1999. № 10 (о ф. Молох). Сокуров А.: Феномен культуры
  • Киносценарии. 1988. № 3; Фонограмма
  • В кн.: Альманах "Петрополь" № 1. — Л., Васильевский остров, 1990; Памяти Мераба Мамардашвили
  • Сеанс. 1991. № 3; Заложник русской революции
  • ЛГ. 1998. 28 янв. Более подробную библиографию А. Сокурова с 1987 по 1996 гг. см. в журнале "Кинограф", 1997, № 3.