Сообщить об ошибке
Алексей Баталов
актер
 
Родился 20 ноября 1928 г. во Владимире. В 1950 г. окончил Школу-студию МХАТа (мастерская В. Станицына). Работал во МХАТе, на к/с "Ленфильм".
С 1975 г. преподает во ВГИКе, профессор. С 2004 г. — президент Благотворительного фонда содействия театру и телевидению "Маски" им. Смоктуновского.
Автор книг "Диалоги в антракте" (1975, совм. с М. Кваснецкой), "Судьба и ремесло" (1984).
Народный артист СССР (1986).
Золотая звезда Героя Соц. Труда (1988).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (1998).
Международная премия "Юнона" (1997).

Он в кино снимался редко, роли всегда выбирал щепетильно. Случайных и проходных среди них почти нет. В этой разборчивости не было ни кокетства звезды, ни суетливой опаски намозолить глаз и сбить цену (оборотной стороны столь же суетливого стремления предъявлять себя везде и во что бы то ни стало). Но был и есть внутренний покой неспешного служения делу, основательность мужика-интеллигента. Мужское начало в Ал...

 
 

Дмитрий Савельев Алексей Владимирович, пятнадцать лет назад Вы с режиссером Владимиром Меньшовым вольно или невольно обманули миллионы советских женщин. После фильма «Москва слезам не верит» они садились в пригородные электрички с единой надеждой: встретить вот такого слесаря Гошу. Они даже были согласны на то, что у него будут нечищенные ботинки. Разумеется, никакого Гоши там не оказывалось. Как Вы считаете, хорошо...

 
 

Судьба актера — это и первая порученная ему роль, и талант режиссера, и совпадение внешних данных с воображением или вкусами публики, и неожиданно пригодившиеся способности к какому-тонеобходимому для героя делу. Он жертва и баловень случая, то возносящего его на вершину, го швыряющего в пропасть, из которой невозможно подняться ни по ступеням прошедшей лавы, ни силой опыта, ни обходным путем! [......

 
 

Баталов, как мало кто из актеров, умеет молчать. Его паузы на экране, его упрямый взгляд сильного, верного своим принципам человека едва ли не содержательней того, что сказано в тексте. В какой мере это соответствует личности актера, знает только его близкое окружение. Баталов мало кого к себе подпускает. Объект публичной профессии, он субъект принципиально непубличный. Его редко увидишь в тусовке, он не любит юбилейных шумих. Как рассказ...

 
 

Первое, что поражает в Баталове, — это обманчивая мягкость голоса, чьи обворожительно-отеческие, чуть насмешливые даже в грусти интонации слух улавливает и отыскивает среди прочих голосов моментально, — так легкие ждут глотка свежего воздуха, чтобы надышаться или, как минимум, чтобы убедиться в том, что этот воздухкто-тоназывает его экологически чистым,кто-то — естественно-природным, существует. Обманчивая, потому что в этой мягкости е...

 
 

О фильме \"Большая семья\"

Сколько чудесного обаяния в самом облике юноши, глядящем на нас с экрана! Что-то непередаваемо милое и простое выразилось здесь, такое, что, наверно, рождается только на нашей родине и потому так трогает сердце. Оно больше громких слов говорит о чистоте и внутреннем благородстве нашей молодежи, об ее стремлениях, об ее отношении к жизни.

ЛУКИН Ю. Журбины...

 
 

О фильме \"Большая семья\"

Эту роль можно было бы сыграть и так: хороший простой парень в чем-то зарвался, отстал от жизни, и наступили для него тяжелые дни, а тут еще любимая девушка ушла,— совсем плохо: но поскольку Алексей простой хороший парень, он на­шел в себе силы исправиться и вновь занять место в строю, а любовь, чего и следовало ожидать, вернулась к нему. В общем-то об этом ...

 
 

О фильме \"Большая семья\"

Вероятно, так же прочитывался бы и фильм, будь на месте Баталова другой актер. Но его присутствие на экране т сцены к сцене укрепляет впечатление, что Алексей Журбин не такой, как все. И свой и чужой — одновременно. [...] Баталовский взгляд из-под резко выдвинутого вперед козырька бровей заставляет почувствовать, что внутри этого человека происходит нечто более важное и значит...

 
 

О фильме \"Большая семья\"

Семья Журбиных была уже в сборе, кроме одного, — Алеши-младшего. Все лето искали этого Алешу и не находили. Все тянуло моих ассистентов на вихрастых затейников, шустрых «оптимистов», не менявшихся с «трамовских» времен.

Надвигались съемки. Художник Виктор Волин начал уже строить дом Журбиных, а Алеши у нас все еще не было. Однажды мне принесли фотографию молодо...

 
 

О фильме \"Большая семья\"

[...] В лице Алексея Баталова я нашел умного, интеллигентного, способного актера с настоящей мхатовской школой.

Критики писали, что Алеша Журбин в исполнении Алеши Баталова открывает совершенно новый характер молодого рабочего, современного, опрокидывающего начисто штамп, установившийся на сцене и в кино, ограниченного энтузиаста, «бодрячка» и танцора.

Но молодой актер не ...

 
 

О фильме \"Дорогой мой человек\"

Устименко в фильме Ю. Германа и И. Хейфица как раз не хватает этой «гари». Не хватает остроты индивидуальности. Нет-нет да и проскользнет в нем что-то от героя-монумента, героя-иконы. Главной же чертой подобного героя является его личная «собирательность». Ведь, если вдуматься, он никого не представляет и ничего не «олицетворяет», ...

 
 

О фильме \"Дорогой мой человек\"

[...] При рассуждениях об Устименко всегда вспоминают «положительного героя». И сразу — котурны, дистилляция, рецепты, муляж, ссылка на классику.

Лучше всего ответил на это Чернышевский: «Я держу пари, что Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности п...

 
 

Работы
Режиссер
1959Шинель
1966Три толстяка
совм. с И. Шапиро
1972Игрок
Сценарист
1966Три толстяка
автор сценария совм. с М. Ольшевским
1977Зайчонок и Муха
автор сценария
1985Чужая шуба
автор сценария
1989Поездка в Висбаден
автор сценария
Актер
1944Зоя
Алеша
1954Большая семья
Алексей Журбин
1954Служу Советскому Союзу
солдат
1955Дело Румянцева
Саша Румянцев
1955Мать
Павел Власов
1955Михайло Ломоносов
рыжий мужик
1957Летят журавли
Борис
1958Дорогой мой человек
Владимир Устименко
1960Дама с собачкой
Дмитрий Гуров
1961Девять дней одного года
Дмитрий Гусев
1963День счастья
Александр Березкин
1964Свет далекой звезды
Петр Степанович Лукашов
1966В городе С.
Шергов
1966Три толстяка
Тибул
1967Седьмой спутник
комиссар
1967Слово о России
текст за кадром
1967Твое щедрое сердце
текст за кадром
1968Живой труп
Федя Протасов
1969Внимание, черепаха!
дедушка Тани Самохиной
1970Бег
Сергей Павлович Голубков
1971Страницы жизни Леонида Красина
Онегин-Отто
1972Звездная минута
читает текст от автора
1973Возврата нет
Алексей Владимирович Егоров
1974Загадочная планета
озвучание
1974Чисто английское убийство
доктор Ботвинк
1975Ежик в тумане
озвучание, текст от автора
1975Звезда пленительного счастья
Сергей Трубецкой
1975Рикки-тикки-тави
Роберт Лоусон
1975Сгореть, чтобы светить
русский эмигрант
1979Москва слезам не верит
Гоша
1979Поздняя встреча
Гущин
1983Скорость
Лагутин
1984Время отдыха с субботы до понедельника
Павел
1985Крококот
озвучание
1986Досье человека в "Мерседесе"
Григорьев
1986Зонтик для новобрачных
Краснов
1986Приключения пингвиненка Лоло
текст от автора
1986Урок музыки
текст от автора
1987Вреднюга
текст от автора
1990Похороны Сталина
отец Жени
1991Верный Руслан
текст от автора
1991Полтергейст-90
1994Железный занавес
текст от автора
1995Первая любовь
текст от автора
1997Маленькая принцесса
текст от автора
1998Чехов и К
1999Россия. ХХ век. Взгляд на власть
текст от автора
2004Жадная мельничиха (в цикле Гора самоцветов)
озвучание вступления
2004Как обманули змея (в цикле Гора самоцветов)
озвучание вступления
2004Как пан конем был (в цикле Гора самоцветов)
озвучание вступления
2004Лиса-сирота (в цикле Гора самоцветов)
озвучание вступления
2004Толкование сновидений (в цикле Гора самоцветов)
озвучание вступления
2005Далеко от Сансет-бульвара
Кoнcтaнтин Дaлмaтoв
2005Казус Кукоцкого
текст от автора
2006Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
Персонаж
1978Профессия — киноактер


Фестивали и премии
2008МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Золотая медаль С. Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» ((  ))
2001Премия «Ника»
«За честь и достоинство» ((  ))
1997ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз Президента России «За вклад в российское кино» ((  ))
1994КФ «Созвездие»
Приз «За выдающийся вклад в профессию» ((  ))
1981Государственная премия СССР
(1979  Москва слезам не верит)
1967Премия Ленинского комсомола
"За создание образа молодого советского человека в ряде фильмов" ((  ))
1966Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1961  Девять дней одного года)
Библиография
  • Крымова Л., Осико М. Алексей Баталов. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. Черных В. Завидую его ученикам
  • СЭ. 1986. № 9; Львов-Анохин Б. Радиоспектакли Баталова
  • Известия. 1986. 4 авг.; Масловский Г. Розыгрыш
  • ИК. 1987. № 3 (о ф. Зонтик для новобрачных,  в т. ч. об А. Б.); Рощин М. И все-таки мы победили
  • Известия. 1988. 15 ноября; Баталов А.: "Красота в свободе". Инт. Е. Ямпольской
  • Культура. 1992. 25 янв.; Плахов А. Спринтеры и стайеры: сквозь шум времени
  • ИК. 1994. № 6 (в т. ч. об А. Б.); Старосельская Н. "Счастье только знающим дано"
  • ЭиС. 1994. 8 – 15 сент.; Баталов А.: "Кино живет за счет героя. Оно сокращает расстояние между ролью и живым человеком..." Инт. Д. Савельева
  • Сеанс. 1994. № 10; Кваснецкая М. Нужны ли сегодня киноартисты? Инт. с А. Б.
  • Культура. 1996. 19 окт.; Хейфиц И. Алеша
  • В кн.: Пойдем в кино! — СПб., Искусство, 1996; Кваснецкая М. "Юнона" и авось Алексея Баталова. Инт. с А. Б.
  • ОГ. 1997. 27 февр. – 5 марта; Баталов А. На взгляд автолюбителя. Лит. запись Н. Балыниной
  • ИК. 1997. № 8; Баталов А. "Вот это и есть самое главное". Лит. запись О. Луньковой
  • Огонек. 1997. № 22; Шепотинник П. Его главная роль — Баталов
  • ЛГ. 1998. 18 ноября (в т. ч. инт. с А. Б.); Ардов М. Народный артист нашей квартиры
  • НГ. 1998. 20 ноября; Сухин Г. Между Гуровым и Гошей. Инт. с А. Б.
  • НГ. 1998. 20 ноября. Баталов А.: Выступление на V съезде СК СССР
  • ИК. 1986. № 10; Честь актера
  • В сб.: Экран’89. — М., Искусство, 1989; Случайный отрывок
  • ИК. 1994. № 6; Моя невидимая жизнь
  • Культура. 1995. 14 окт.; Мужское и женское
  • ИК. 1997. № 5.