Сообщить об ошибке
Наталья Рязанцева
сценарист
 
Родилась 27 октября 1938 г. в Москве. В 1962 г. окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская Е. Габриловича). С 1988 г. преподает на ВКСР. С 1996 г. ведет сценарную мастерскую во ВГИКе.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Тексты
 

Впервые я увидел ее на экране, в фильме «Мне двадцать лет». […]

В этом фильме была сцена вечеринки, где снялись многие тогдашние молодые кинематографисты. Там можно было увидеть совсем еще юных Андрея Тарковского, Андрона Кончаловского, Сашу Митту, Пашу Финна. И там же, посреди этой шумной компании, была ослепительной красоты девушка… Мне сказали про нее, что это Наташа Рязанцева, жена Гены Шпаликова и тоже сценаристка. [&hel...

 
 

Я не люблю читать сценарии. Наверно потому, что это моя работа: уже лет двадцать преподаю молодым сценаристам и режиссерам, до этого состояла в худсовете киностудии «Ленфильм», потом в экспертной комиссии Госкино — то есть читала и режиссерские разработки, и заявки, и вариан?ты сценариев — то; что теперь называют смутным словом «проект». Не сосчитать, сколько я их прочла. Больше тыся...

 
 

Известный сторонник острой и напряженной фабулы Валерий Фрид назвал однажды Наталию Рязанцеву и Юрия Клепикова мастерами бессюжетного кино. Сама Рязанцева признается, что в прозе и кинодраматургии ее занимает прежде всего не фабула, а конфликт. Конфликт этот — разумеется, с известной долей приближения — может быть определен как столкновение априорной, нерассуждающей правоты и рефлексии. В более общем виде — как...

 
 

В нашей кинодраматургии за последнее время довольно отчетли?во обозначились как бы три течения.

К первому я бы отнес монументальные полотна, где самое течение широких исторических, политических, военных или производ?ственных эпизодов образует инструмент художественного, эмоци?онального воздействия.

Теми же политическими, гражданскими и производственными проблемами, притом наиболее острыми, дискуссионными, занима?ется и второе течение. Но е...

 
 

Работы
Сценарист
1966Крылья
автор сценария совм. с В. Ежовым
1967Личная жизнь Кузяева Валентина
автор сценария
1971Долгие проводы
автор сценария
1972Холодно-горячо
автор сценария
1973Открытая книга
автор сценария совм. с В. Кавериным
1975Чужие письма
1977Аленький цветочек
автор сценария
1981Портрет жены художника
автор сценария
1981Родительский день
автор сценария
1982Голос
автор сценария
1984Букет мимозы и другие цветы
автор сценария
1984Я не умею приходить вовремя
автор сценария
1992Дымъ
автор сценария
1994Никто не хотел уезжать
автор сценария
1994Я свободен, я ничей
автор сценария
2000Собственная тень
автор сценария совм. с М. Шептуновой
Актер
1964Застава Ильича
Персонаж
2001Наталья Рязанцева (в цикле "Острова")


Библиография
  • Рязанцева Н.: Подтексты Китая
  • СЭ. 1987. № 15; Взгляд с обратной точки
  • В cб.: Илья Авербах. — Л., ВБПСК, 1987; Предназначение
  • В кн.: Лариса. Книга о Ларисе Шепитько. — М., Искусство, 1987; Долгие проводы. Сценарий
  • Киносценарии. 1988. № 1; За что?
  • Киносценарии. 1988. № 1; Собственная тень. Сценарий
  • ИК. 1988. № 3; Я не феминистка, но...
  • ИК. 1988. № 12; Театр Галича
  • Театр. 1989. Апр. – июнь; "Живыми не сдаваться"
  • СЭ. 1990. № 2; "В воздухе стояло тихо..."
  • Сов. культура. 1990. 3 февр.; Астенический синдром Киры Муратовой
  • СЭ. 1990. № 3; "Поговорим о странностях любви. Не мыслю я другого разговора"
  • СЭ. 1990. № 11; Примерка женской логики на мужскую политику
  • ИК. 1991. № 6; За все, что ему второпях не сказали
  • В сб.: Заклинание добра и зла. Александр Галич — М., Прогресс, 1992; Эффект Дориана. Сценарий
  • Киносценарии. 1993. № 5; Обман зрения
  • Сеанс. 1993. № 7; Никто не хотел уезжать. Сценарий
  • Киносценарии. 1994. № 4; Заметки о русском
  • ИК. 1996. № 4; Воспоминание о рассказе. Послесловие к кн.
  • В кн.: В. Фрид. 5812. Записки лагерного придурка. — М., Изд. Дом Русанова, 1996; Здесь и сейчас
  •  В сб.: Виктор Демин. Не для печати. — М., Лексика, 1996; Далеко от Москвы
  • ИК. 1997. № 10; Размышления в "зале ожидания"
  • ИК. 1998. № 7; Американец Парамонов и "низкие истины"
  • ИК. 1998. № 8; Как карта ляжет
  • ИК. 1998. № 10; Плоды покаяния
  • ИК. 1998. № 11; Школа невозможного
  • ИК. 1998. № 12; Завтра — завтрак на траве. Рассказ
  • Континент. 1998. № 96. Крымова М. Обломок трех империй. Инт. с Н. Р.
  • Киносценарии. 1993. № 5; Рязанцева Н.: "Взгляд Бергмана на человечество весьма нелицеприятен". Инт. Л. Масловой
  • Сеанс. 1996. № 13; Рязанцева Н. Незабываемый 1958-й. Лит. запись Л. Пустынской
  • В сб.: Кинематограф оттепели. — М., Материк, 1998; Рязанцева Н.: "Не случайно, что главной героиней семидесятых стала женщина". Инт. Д. Быкова
  • Новая газета. 2000. 10 – 16 янв.