Сообщить об ошибке
Юрий Тынянов
сценарист, теоретик кино
 
Родился 18 октября 1894 г. в г. Режице Витебской губернии (ныне — г. Резекне в Латвии). В 1918 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1921-1930 гг. читал лекции по истории русской поэзии в Ленинградском институте истории искусств.
Литературную деятельность начал в 1921 г. Член ОПОЯЗа. Первые сценарии написаны для ленинградской творческой группы ФЭКС. Профессор литературы.
В 1926-1927 гг. возглавлял сценарный отдел "Севзапкино". В 1926 г. организовал кинофакультет в Институте истории искусств.
Выступал как переводчик Г. Гейне и др.
Один из создателей серии "Библиотека поэта". Принял участие в сборнике статей "Поэтика кино".
Автор книг "Достоевский и Гоголь. (К теории пародии)" (1921), "Проблема стихотворного языка" (1924), сборника статей "Архаисты и новаторы" (1
Тексты
 

В 1925 году пришел в кинематограф Ю. Н. Тынянов, писатель и ученый, редактор и переводчик. В то время ему было всего 30 лет, но он по праву был признан одним из самых блестящих теоретиков и историков литературы. Имя его пользовалось равной популярностью и в студенческих аудиториях. На его лекции о поэзии на Высших курсах искусствоведения собирались «не только всех поколений студенты Высши...

 
 

Стилизация, предполагающая стилистический сдвиг сюжета, была ближе к сфере стилистических исканий молодой прозы 20-х гг. Для Тынянова и Шкловского стилизация классики представляла еще и особый интерес как экспериментальная база, где могли быть проверены в действии уникальные модели конструктивных теоретических посылок.

Тыняновская теория кинематографа рассматривала «стилистическое преображение видимого мира» как способ создания его «смысловой ...

 
 

Писатели по-разному работали в кинематографии. Одни сочиняли сценарии как прозу, печатали их в журналах, издавали отдельными книгами. […]

Тынянов написал несколько сценариев, но никогда не стремился их издать. Сочинения эти, на мой взгляд, были отличными, однако не только ими измеряется труд Тынянова в кино. Он, как и другие литераторы той поры, пришел в здание бывшего кафешантана не писать сценарии, а создава...

 
 

Тыняновские теоретические концепции кинематографа целиком базировались на немом кино и приходящие качества для них были основополагающими. Тынянов считал, что суть языка кино определяет именно немота. Звукового кино не может быть по определению. Вот почему как только кино стало звуковым Тынянов ушел из кинематографа. Козинцев и Трауберг говорили, что для поколения 20-х гг. была очень важна эрудиция, владение основами высокой культуры. Тынянов был носителем т...

 
 

О фильме «Поручик Киже»

Нужно вначале говорить о сценарии Тынянова. Вы недоучли, что являет собой этот сценарий. Я утверждаю, что этот сценарий с точки зрения сценарной техники и целого ряда сценарных проблем является одним из лучших сценариев советской кинематографии. Я говорю об этом с абсолютной уверенностью, потому что я имел огромное удовольствие работать с Юрием Николаевичем.

Говоря о картине,...

 
 

Тынянов не только любил кино, он по-настоящему знал его, хотя был специалистом-литературоведом.[…]

Так и не пойму, почему сдружились мы, Козинцев и я, с автором «Кюхли». Мы были родом с Украины: Козинцев — Киев, я — Одесса. Оба были бойкими, шумливыми, любящими, чтоб была вокруг абсолютно слушающаяся нас молодежь. Ничего этого не было у Тынянова: мягкий, спокойный, даже медлительный и&n...

 
 

Я решила сделать документальный фильм о Пушкине. Виктор Шкловский советует мне повидаться с Юрием Тыняновым. […]

Сестрорецк… И вот мы ходим с Юрием Николаевичем по взморью. Он говорит о Пушкине. Общаться с ним более чем интересно. […] Его интересовали возможности документального кино в создании такого биографического фильма. К концу дня я получаю его согласие писать сценарий. […]

По существу,...

 
 

Дорогой и несравненный Юрий!

С громадным удовольствием прочел, сидя в доме отдыха в горах на китайской границе, Вашего Пушкина (часть III, «Знамя», № 7—8).

В свое время меня в полный восторг привела Ваша гипотеза, изложенная в «Безыменной любви», и развитие этой темы здесь не менее увлекательно.

Восторг этот имел и свои personliche Grunde [личные основания (нем.)].

Примерно...

 
 

Кино и театр не борются друг с другом. Кино и театр обтачивают друг друга, указывают друг другу место, самоограничивают друг друга. Младшее искусство сохранило всю непринужденность младшего («а не пойти ли нам в кино?»), но приобрело угрожающую силу. По силе впечатлений кино обогнало театр. По сложности оно никогда его не обгонит. У них разные пути.

Прежде всего: пространство. Как бы ни углублять сце...

 
 

Работы
Сценарист
1926Шинель
1927С. В. Д.
автор сценария совм. с Ю. Оксманом
1928Ася
автор сценария совм. с М. Блейманом, Ю. Оксманом
1934Поручик Киже
автор сценария