Сообщить об ошибке
Леонид Оболенский
актер, режиссер, звукорежиссер
 
Родился 21 января 1902 г. в Арзамасе. В 1918-1920 гг. служил в Политотделе штаба Красной Армии. В 1920-1921 гг. учился в Госкиношколе (мастерская Л. Кулешова). В 1920-х гг. — актер Детского театра, Театра Сатиры, Театра Красной Армии. В 1925-1930 гг. — режиссер к/с “Межрабпомфильм”. В 1929-1930 гг. в Берлине изучал технику звукозаписи. В 1930-1936 гг. — звукорежиссер к/с “Межрабпомфильм”. Был незаконно репрессирован. Работал на студиях и в театрах Ашхабада, Печоры, Минусинска и др. В 1956-1962 гг. — режиссер и звукорежиссер Свердловской к/с. В 1962-1970 гг. — режиссер Челябинской студии телевидения. В 1970-1972 гг. — режиссер студии научно-популярных фильмов в Свердловске. С 1972 г. — режиссер-методист клуба кинолюбителей ДК "Прометей" в г. Миассе Челябинской обл. В 1922-1941 гг. преподавал во ВГИКе (мастерские Л. Кулешова, С. Эйзенштейна), доцент кафедры режиссуры по технике и теории звукооформления (1940). В 1925-1927 гг. преподавал актерское мастерство и сцен. движение в киноактерской студии им. Б. Ч
Тексты
 

Юрий Тынянов в знаменитом вступлении к "Смерти Вазир-Мухтара" писал о людях "двадцатых годов с их прыгающей походкой" — имея в виду не только второе десятилетие ушедшего XIX в., но и современные ему 1920-е гг. По этой прыгающей походке мы узнаем людей нашего революционного кинематографического авангарда. Недаром же Леонид Оболенский именно на занятиях по чечетке свел знакомство с Сергеем Эйзенштейном, которого затем...

 
 

Леонид Леонидович Оболенский в буквальном смысле слова ровесник нашего советского кино. Он начал свой путь в 1919-м, в мастерской Льва Кулешова, этой ныне всемирно признанной, первой в истории профессиональной школе киноактера. Вместе с «кулешовцами» он стал зачинателем и первопроходцем неизведанных путей молодого искусства кино. […]

В ту пору Оболенский полностью разделял пристрастия и принципы кулешовской мастерской. Там слово «актер» предпочитали заменить словом «натурщик», там тр...

 
 

Легендой уже стала вполне реальная история о том, как в Кремлевском дворце на каком-то очередном съезде кинематографистов Оболенский с Хохловой в фойе продемонстрировали Н. Клейнману несколько сцен из знаменитых «фильмов без пленки», чем повергли в совершенное остолбенение официантов, милиционеров и топтунов: такого в серьезных сценах они отродясь не видели.

Цена, которой все это сохранено — чудовищна в общем-то: закрытые и непоставленные картины, фронт, плен, несколько отсидок, забв...

 
 

Воспоминания о Л. Оболенском

— А Оболенского вы помните?

Ярополк Лапшин: Я познакомился с ним еще до войны. Когда мы поступили в институт, он появился у нас как преподаватель, по-моему, на втором курсе и произвел колоссальное впечатление.

— Он тогда был ассистентом Эйзенштейна?

Я.Л.: Уже нет. Он явился какой-то жар-птицей: сухой, поджарый, в роскошном спортивном пиджаке, в брюках гольф, гетры клетчатые. Невообразимы...

 
 

В «Луче смерти» Кулешов дал мне эпизод какого-то полицейского чина. Единственное действие, которое он потребовал из моего «запаса» — это тупо смотреть мимо партнера и «косить-сводить» глаза. «Почему, Лева?» — «Так ты страшнее», — говорит. «А ушами шевелить не надо?..» — «Нет», — говорит…

«Я могу быть Вам интересен как кинозритель начала века». Три письма Леонида Оболенского. (Публикация В. М. Короткого) // Киноведческие записки. 2001. № 51.

...
 
 

Интервью с Л. Оболенским

— Нам было трудновато жить. Барнет боролся в цирке под красной маской. Комаров преподавал гимнастику и акробатику. Пудовкин конструировал духи — «Сок эльфа», «Букет королевы» — и продавал их на Сухаревке. Сделает флакончик, продаст, покушает немножко. Мне они завидовали, потому что я питался в ресторане, где бил чечетку. Научился чечетке на эстраде во время нэпа — жить-то надо было. А после представлений в качестве наемного танцора вальсировал в...

 
 

Интервью с Л. Оболенским

После амнистии

Хлынули мы, получив паспорта в Москву. Амнистирован. Оказывается, никаких преступлений не совершал. Всех отпустили, реабилитировали. Понятно, ошиблись, бывает. Бывает, мелочи…

Приехал во ВГИК и увидел… что все там заплесневело. Все хорошее словно убито было войной. Кулешов выглядел как человек другой эпохи. Будто его вынули из сундука с нафталином. Эйзенштейна нет. Анатолий Головня, обучая оп...

 
 

Работы
Режиссер
1925Кирпичики
совм. с М. Доллером
1926Эх, яблочко...
совм. с М. Доллером
1928Альбидум
1929Торговцы славой
1961Люди пытливой мысли
1962Пленник железного кристалла
Сценарист
1929Торговцы славой
автор сценария совм. с Н. Равичем
Звукорежиссер
1932Горизонт
совм. с Н. Озорновым
1932Две встречи
1933Великий утешитель
1933Окраина
совм. с Н. Озорновым
1934Марионетки
Актер
1920На красном фронте
красноармеец
1924Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
франт
1925Луч смерти
майор Хард, главарь фашистов
1928Потомок Чингис-Хана
эпизод
1929Преступление Ивана Караваева
1930Праздник святого Йоргена
1932Просперити
1934Четыре визита Самуэля Вульфа
1958Очередной рейс
1960Ждите писем
1965Перекличка
1972Вид на жительство
1972Страдания молодого Геркулесова
1973Молчание доктора Ивенса
1974Дорогой мальчик
1974Скворец и Лира
1974Чисто английское убийство
1976Красное и черное
1977Обмен
1977Ореховый хлеб
1978Чужая
1979На исходе лета
1979Прости-прощай
1980Вспоминая Менделеева
1980Ларец Марии Медичи
1981Душа
1981Россия молодая
1981Факт
1982Забытые вещи
1983Легенда о княгине Ольге
1983Подросток
1983Чужие страсти
1984Зудов, вы уволены!
1984Меньший среди братьев
1985Иван Бабушкин
1986Была не была
1986Миллион в брачной корзине
Персонаж
1990Ваш "уходящий объект" Леонид Оболенский
1992Таинство брака


Фестивали и премии
1980МТФ в Монте-Карло
Приз "Золотая Нимфа Монте-Карло" за лучшую мужскую роль ((1979  На исходе лета))