Сообщить об ошибке
Марина Неелова
актриса

Родилась 8 января 1947 г. в Ленинграде. В 1969 г. окончила актерское отделение факультета драматического искусства ЛГИТМиКа (мастерская В. Меркурьева, И. Мейерхольд). Работала в Театре им. Моссовета, с 1973 г. — в театре "Современник".
Среди театральных работ:
"Вечно живые" (1974), "Белоснежка и семь гномов" (1974), "Валентин и Валентина" (1974), "Из записок Лопатина" (1974), "Эшелон" (1975), "Двенадцатая ночь" (1975), "Вишневый сад" (1976, 1997), "Фантазии Фарятьева" (1977), "НЛО" (1978), "Лорензаччо" (1980), "Спешите делать добро" (1980), "Три сестры" (1982), "Ревизор" (1983), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1984), "Близнец" (1986), "Звезды на утреннем небе" (1989), "Крутой маршрут" (1989), "Анфиса" (1991), "Смерть и дева" (1992), "Адский сад" (1994), "Играем… Шиллера!" (2000), "Сладкоголосая птица юности" (2002) — театр "Современник"; "Шинель" (2004, театр "Современник", Центр им. Мейерхольда).
Гос. премия РСФСР (1990, сп. "Крутой маршрут").
Премия "Хрустальная Турандот" (1998, сп. "Вишневый сад").
Премия им. Станиславского (1998, сп. "Вишневый сад").
Гос. прем

В театре "Современник" она была из второго поколения. Ленинградка, выпускница Театрального института, Марина Неелова вскоре стала московской актрисой в одном из лучших театров начала семидесятых.

Если бы в Ленинграде ей нашлось применение, то быть бы ей второй Алисой Фр...

 
 

Ролей у Марины Нееловой много, хороших и разных, — в кино, в театре, на телевидении. И едва ли не в каждой столько творческой страсти, столько бьющей через край, заразительной, эмоциональной энергии, такой яростный напор артистизма!

Мир кино открылся для выпускницы Ленинградского института театра, музык...

 
 

Юрий Коваленко. Когда вы начинаете работать с новым режиссером, что вы от него ждете?

Марина Неелова. Я всегда себя представляю белым листком бумаги, на котором один напишет...

 
 

Константин Райкин. ...она может играть Гертруду, Вассу Железнову, Аркадину. Все роли взрослых женщин — ее. Она же актриса без диапазона. Еще ей нужно сыграть какую-нибудь клоунессу. Что-то очень экстравагантное — на драматической основе, но клоунское. Когда-то у Валеры Фокина была задумка сделать спектакль про Тулуз-Лотрека, про...

 
 

[...]...это большая артистка, с большой судьбой, и отношения у нас многообразные. [...] ...в ней всегда был этот нерв, и это помножилось на жизненный опыт, на какую-то мудрость. Но все равно, она невероятно эмоциональный человек, актриса по природе своей. Она родилась актрисой, и это будет в ней всегда.

[...]...

 
 

Она ввела в кинематограф точный тип, точный характер своего времени, тип современной городской — я это подчеркиваю — городской молодой женщины, почти девочки, которая, впрочем, так и останется девочкой чуть ли не до старости. Этакое дитя века "бита", в джинсах и свитерке, но с такой скрытой внутренней жизнью, что для того, чтобы уловить ее про...

 
 

[...] Неелова встревожила меня какой-то своей душевной незащищенностью и, как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им. И она все время в его власти, даже во время самого простого разговора. Ее талант нуждается в заботе режиссера, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность, которой ...

 
 

Я знаю одну очень талантливую и очень требовательную актрису, которую снимал и буду снимать. Это Марина Неелова. Для нее вопросом стало не где сниматься, а у кого сниматься. Если режиссер не может ей дать ничего нового, то она отказывается от предложенной им роли. И ей, надо сказать, довольно часто приходится отклонять присланные для ознакомления сценарии. Но я&nbs...

 
 

[...]очень хороша Неелова, она значительно лучше, чем актрисы, исполняющие другие женские роли, потому, что в ней я вижу взросление,— она проходит через разные возрасты жизни. Я вижу ее девочкой, подростком, женщиной. У других героинь этого нет.[...]


КОЗИНЦЕВ Г. Собрание сочинений в...

 
 

о фильме \"Фантазии Фарятьева\"

Только женщина, любившая сильно и долго, или только большая актриса может подарить миру это пленительное зрелище, этот взрыв торжествующей жизни: налетающие, обгоняющие друг друга, испуг, надежду, страх, восторг и ликование, и снова испуг, и ах, как подкашиваются ноги и пересыхает во рту, и голос звенит и прерывается, понижается до глухого, страстного шепота, и глаза нежно, влажно вспыхивают,...

 
 

Чтобы сделать роль Шуры так, как умеет Неёлова, многое у Неёловой надо было разрушить. И при этом я знал, что никто другой точнее ее не сыграет драму Шуры, это был материал Марины, именно то, что играть ей нынче просто необходимо, чтобы не остановиться на месте.

В каждой роли есть ключевые, главные сцены. Малейшая ошибка в такой сцене может зачеркнуть роль. В «Фантазиях Фарятьева» у Шуры таких сцен две &m...

 
 

[...] Марину Неелову я увидел в курсовой работе своего ученика по режиссерским курсам — там она играла работницу метро. Она мне очень понравилась, и я все время думал: "Надо обязательно снять эту девочку". И когда приступили к "Осеннему марафону", сказал Леночке, чтобы на Аллу она разыскала девушку, которая играла в курсовой работе моего ученика. Фамилию актр...

 
 

Работы
Актер
1968Старая, старая сказка
две роли: дочт трактирщика и Принцесса
1970Цвет белого снега
Надя
1971Тень
Аннунциата
1972Ждем тебя, парень
Люся
1972Монолог
Нина
1972Принц и нищий
принцесса Елизавета
1973С тобой и без тебя
Степанида Базырина
1973Сломанная подкова
Лейда Петерсон
1975Из записок Лопатина
Ника
1975Ольга Сергеевна
Нина
1975Спешите делать добро
Оля
1975Шагреневая кожа
Полина
1976Двенадцатая ночь
Виола, Себастьян
1976Просто Саша
Саша Неродова
1976Слово для защиты
Валентина Костина
1977Враги
Татьяна
1978Красавец-мужчина
Окаемова
1978Ошибки юности
Люся
1978Фотографии на стене
актриса
1979Осенний марафон
Алла
1979Фантазии Фарятьева
Александра
1980Дамы приглашают кавалеров
Аня Позднякова
1981Алиса в Стране чудес
озвучание
1982Алиса в Зазеркалье
озвучание
1982Транзит
Татьяна
1983Карусель
Анна
1984Ночь ошибок
Кэт
1984Чужая жена и муж под кроватью
Лизанька
1985Следствие ведут знатоки. Дело № 18. Полуденный вор
Раечка
1986Банкет
озвучание
1986Мы веселы, счастливы, талантливы!
Ляля
1988Дорогая Елена Сергеевна
Елена Сергеевна
1991Тень, или Может быть, все обойдется
Юлия Джули
1993Анфиса
Анфиса
1993Кто боится Вирджинии Вульф
Хани
1993Ты у меня одна
Наташа
1993Тюремный романс
Елена Шемелова
1994Рядом
актриса
1995Первая любовь
актриса
1996Двадцать минут с ангелом
1996Ревизор
Анна Андреевна, жена городничего
1998Сибирский цирюльник
Мать Толстого
1999Граф Нулин
в главной роли
2001Леди на день
Анни
2002Азаzель
леди Эстер


Фестивали и премии
1994МКФ мелодрамы "Хрустальная слеза" в Магнитогорске
Спец. диплом президента фестиваля (1993  Ты у меня одна)
1993МКФ в Каире
Приз "Серебряная пирамида" (1993  Ты у меня одна)
1993Премия «Ника»
За лучшую женскую роль (1993  Ты у меня одна)
1981Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
(1979  Осенний марафон)
1977ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Первая премия за лучшую женскую роль (1976  Слово для защиты)
1976Премия Ленинского комсомола
"За создание образа современника в театре и кино" ((  ))
1975МКФ авторского кино в Белграде
Премия зрительского жюри ((1973  С тобой и без тебя))
Библиография
  • Бескоровайная В., Павлович М. "Утверждаю своих героинь каждой ролью"
  • В сб.: Панорама’86. Молодежь. Искусство. Время. — М., Молодая гвардия, 1986 (о М. Н., в т. ч. инт. с М. Н.); Сурин А. Мы веселы, счастливы, талантливы! Лит. запись М. Андреева
  • СФ. 1987. № 4 (об одноим. ф., в т. ч. о М. Н.); Копылова Р., Авербах И. Актер как высшая образность
  • В сб.: Илья Авербах. — Л., ВБПК, 1987  (в т. ч. о М. Н.); Силина И. Послушайте!
  • Театр. 1988. № 7 (в т. ч. о М. Н. в ф. Дорогая Елена Сергеевна); Кузьменко П. Женщина плачет...
  • СЭ. 1988. № 16; Демин В. Дорогая Елена Сергеевна
  • СФ. 1988. № 10 (об одноим. ф., в т. ч. о М. Н.); Пайкова Л. Марина Неелова
  • СФ. 1988. № 10; Соколянский А. Приглашенная на казнь
  • Сов. культура. 1989. 7 марта; Гульченко В. Тень отца Якова
  • Театр. 1990. № 2 (в т. ч. о М. Н. в сп. "Крутой маршрут"); Ульянова М. "Тень, знай свое место!"
  • Телерадиоэфир. 1991. № 8 (о ф. Тень, или Может быть, все обойдется, в т. ч. о М. Н.); Рост Ю. Марина Неелова. Инт. с М. Н.
  • Огонек. 1991. № 17; Веселовский Г. Воскресение из "живых"
  • Театр. 1992. № 1 (о сп. "Анфиса", в т. ч. о М. Н.); Верник В., Церковер Э. Вам рассказывает артист. Монологи и диалоги. — М., Искусство, 1993 (в т. ч. инт. с М. Н.); Павлова И. Романс о влюбленных
  • Экран. 1994. № 1 (о ф. Тюремный романс, в т. ч. о М. Н.); Стишова Е. Дым отечества
  • ИК. 1994. № 4 (о ф. Ты у меня одна, в т. ч. о М. Н.); Дроздова М. Жестокий романс
  • ИК. 1994. № 6 (о ф. Тюремный романс, в т. ч. о М. Н.); Вульф В. Марина Неелова
  • В кн.: Идолы — "звезды" — люди. — М., Искусство, 1995; Груева Е. Как им было, наверное, весело!
  • ИК. 1996. № 11 (о ф. Ревизор, в т. ч. о М. Н.); Вульф В. Полет Марины Нееловой
  • Культура. 1997. 11 янв.; Черняев П. Крутой маршрут одиночества
  • Рос. вести. 1997. 15 февр.; Соколянский А. Неелова, сигнал тревоги
  • ОГ. 1997. 22 – 28 мая; Фридштейн Ю. Монолог
  • ЭиС. 1998. № 22 (о М. Н. в тв-прогр. "Кинескоп"); Николаевич С. Девочка и дама
  • Premiere. 1999. Февр.- март; Сиривля Н. Смеялся Лидин, их сосед, помещик 23 лет
  • ОГ. 1999. 3 июня (о тсп. "Граф Нулин", в т. ч. о М. Н.); Казьмина Н. Без романтических затей
  • Культура. 1999. 24 – 30 июня (о тсп. "Граф Нулин", в т. ч. о М. Н.). Неелова М.: Мой первый учитель
  • В сб.: Василий Васильевич Меркурьев. Воспоминания. Статьи. — М., ВТО, 1986; О Раневской
  • В сб.: О Раневской. — М., Искусство, 1988.