Сообщить об ошибке
Владимир Наумов
режиссер

Родился 6 декабря 1927 г. в Ленинграде. В 1952 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И. Савченко). В 1952-1956 гг. работал на к/с им. Довженко, с 1957 г. — режиссер-постановщик к/с "Мосфильм". В 1961-1983 гг. (совм. с А. Аловым) — худ. рук. ТО писателей и киноработников к/с "Мосфильм" (ныне — ТО "Союз"), с 1989 г. — председатель правления ТО "Союз". С 1980 г. руководит режиссерской мастерской во ВГИКе. С 2002 г. — президент Национальной академии кинематографических искусств РФ.
Орден "Знак Почета" (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1977).
Народный артист СССР (1983).
Орден Дружбы народов (1987).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997).
Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (2007).
Тексты
 

Принадлежа всецело эпохе оттепели, кинематограф Владимира Наумова и его многолетнего соавтора Александра Алова есть все же нечто большее, чем просто кино оттепели. В некотором смысле это — сама оттепель как последний живой и глубокий вздох советского мифа перед его окончательным превращением в бессмысленную и мертвую ритуальную скороговорку. Это — острейшее ощущение причастности ко времени первопредков-творцов, вдох...

 
 
январь 1987 Конфликтная комиссия рекомендует выпустить на экран фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Скверный анекдот». Однако общий тон дискуссии на заседании секретариата носит по отношению к фильму едва ли не более негативный характер, чем 20 лет назад

История мытарств Скверного анекдота — одна из самых парадо...

 
 

август 1990 Владимир Наумов в фильме "Десять лет без права переписки" экранизирует "слухи и сплетни московских подворотен". И обильно цитирует сам себя

Десять лет… — первый фильм Владимира Наумова с начала перестройки и гласности (если не брать в расчет ...

 
 

А если, как это делают реставраторы, смочить специальным раствором ватный тампон и слегка потереть им какой-нибудь уголок [...] там, где хвалебные отзывы свидетельствуют о благополучной творческой судьбе... [...] и из-за поздних напластований на картине проступят буквы горько иронического титула, которым удостоили молодых Алова и Наумова их друзья после того, как тем, едва дав начать работу, закрыли подряд несколько картин, — титул «мас...

 
 

Теперь, ретроспективно, вы угадываете в «Тревожной молодости» основные черты стиля Алова и Наумова:

— ненависть к охотнорядству, к тупой плоти, к опереточному самодовольству, сытости... то самое, что потом, в «Ветре», даст парадоксальную и нелепую фигуру проститутки, вываливающейся в революцию прямо из кортежно-кружевных бантов, а еще позднее, в «Мире входящему», выявится у&n...

 
 

«Тревожная молодость» оказалась одной из первых картин-ласточек, обозначивших начала перемен. В ее приподнесенности, в ее счастливой талантливости отразилось мироощущение молодежи первой половины пятидесятых годов предвкушавшей перемены. [...] И очень хотелось верить, что «пробьемся». «Пробьемся штыками» — это была любимая поговорка Саши Алова и Володи Наумова, она возникла в те самые пятидесятые, но&n...

 
 

Ю. Бондарев. В фильме [«Берег»] возникла несколько иная конструкция. Я бы сравнил ее с готическим сооружением, имея ввиду пронзительность, остроту построения картины. В этой конструкции, оттеняя, подчеркивая мысль, возникают метафоры чисто кинематографические, визуальные, которые не могли быть в романе.

В. Наумов. Как в «Тегеране-43», мы активно использовали военную кинохронику и вновь по...

 
 

О фильме «Тревожная молодость»

Бурный темперамент и строгая достоверность в воссоздании эпохи, чувство целостности и богатство деталей, который тонко подмечают и передают режиссеры, — этим сразу привлекла «Тревожная молодость». Быт был воскрешен на экране так точно и живо, с таким обилием колоритных подробностей, что порой кажется, будто бы фильм снимали непосредственные свидетели тех лет.

...
 
 

О фильме «Павел Корчагин»

Сейчас уже ясно: новое поколение пришло в искусство и заявляет о себе все более решительно и внятно... [...] В лучших произведениях молодых, созданных за последнее время, привлекает именно смелость, определенность трактовки материала, четкая концепция жизни. Таков фильм «Павел Корчагин», поставленный молодыми режиссерами Аловым и Наумовым. [...] Центральное место в экранизации з...

 
 

О фильме «Мир входящему»

Идея снять фильм о войне давно мучила нас. Вернее, даже не о войне, а о той грани, которая отделяет войну от мира. Об этих нескольких днях, может быть, даже часах, когда ломается ход истории, разрываются сложившиеся и необходимые на данный период отношения и связи и душа человеческая обретает нравственную чистоту и покой. [...] Мы стремились сделать так, чтобы безусл...

 
 

О фильме «Мир входящему»

[...] Шестидесятники ворвались в войну с эффектным кличем: «Мир входящему» — влетели вместе с Аловым и Наумовым в разрушенный мир, чтобы он обрел пацифистские очертания. Тем более что в названии их фильма помимо эффектности было заложено еще и нечто метафизическое, отдающее не Религией Войны, а подлинной религией — христианской. Тем более что ...

 
 

О фильме «Скверный анекдот»

Январь 1987. Конфликтная комиссия рекомендует выпустить на экран фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Скверный анекдот»

История мытарств Скверного анекдота — одна из самых парадоксальных и печальных «рифм» перестройки с «оттепелью». В1966 г. журнал «Советский экран» успел даже отрецензировать снятый по ...

 
 

О фильме «Скверный анекдот»

Перегружен фильм [«Скверный анекдот»] и символикой — алгеброй искусства. Эта чрезмерная алгеброизация, многозначительная, апеллирующая к рассудку, а не к сердцу, приводит к жестковатой рационалистичности. [...] Я убежден, что эти [...] дополнительные трудности, нагроможденные для нас авторами фильма, стоит перетерпеть. Терпение окупится. [...] «Скверному анекдоту&r...

 
 

О фильме «Бег»

Речь идет об одном из начальных эпизодов второй, «эмигрантской» серии фильма [«Бег»], снятого по мотивам одноименной пьесы (а также ряда других произведений М. А. Булгакова) и вышедшего на экраны в 1970 году — на несколько десятилетий прежде того времени, когда само словосочетание «техника продаж» вошло в русский язык, а обозначае...

 
 

О фильме «Тегеран-43»

[...] сопричастность личности с событиями, которые оказывали и продолжают оказывать существенное воздействие на ход современного исторического развития, и интересовали нас в первую очередь при работе над картиной «Тегеран-43». [...] Действие ленты постоянно развивается в двух планах — прошлом и настоящем; мы стремились к тому, чтобы их взаимодействие выявляло см...

 
 

О фильме «Тегеран — 43»

герой Филозова — Шернер — вызывающе чужд активности и неукротимой активности соседствующих персонажей. При том, что именно он является в конечном счете злым гением всей террористической операции, именно он держит руку [...] на пульсе заговора, именно он организует покушение на «Большую Тройку». [...]

Филозов играет здесь нечто большее, чем реальн...

 
 

О фильме «Берег»

Если взять практически любой из наших фильмов, то нетрудно заметить, что нас всегда, независимо от времени и места действия картины, прежде всего интересовал момент сопряжения человеческой судьбы с явлением исторического масштаба. [...] Личность в столкновении, во взаимодействии с историческим потоком! В «Береге» это есть. [...] «Берег» — это призыв к доб...

 
 

Работы
Режиссер
1954Тревожная молодость
совм. с А. Аловым
1956Павел Корчагин
совм. с А. Аловым
1958Ветер
совм. с А. Аловым
1961Мир входящему
совм. с А. Аловым
1963Монета
совм. с А. Аловым
1966Скверный анекдот
совм. с А. Аловым
1970Бег
совм. с А. Аловым
1976Легенда о Тиле
совм. с А. Аловым
1980Тегеран-43
совм. с А. Аловым
1984Берег
совм. с А. Аловым
1986Алов
1987Выбор
1989Закон
1990Десять лет без права переписки
1994Белый праздник
1996Любимое кино Сталина
1999Тайна Нардо, или Сон белой собаки
2001Часы без стрелок
2007Джоконда на асфальте
Сценарист
1958Ветер
автор сценария совм. с А. Аловым
1961Мир входящему
автор сценария совм. с Л. Зориным, А. Аловым
1963Монета
автор сценария совм. с А. Аловым
1966Скверный анекдот
автор сценария совм. с Л. Зориным, А. Аловым
1970Бег
автор сценария совм. с А. Аловым
1973Как закалялась сталь
автор сценария совм. с А. Аловым
1976Легенда о Тиле
автор сценария совм. с А. Аловым
1980Тегеран-43
автор сценария совм. с А. Аловым, М. Шатровым
1982Похождения графа Невзорова
автор сценария совм. с А. Аловым
1984Берег
автор сценария совм. с Ю. Бондаревым, А. Аловым
1986Алов
автор сценария
1987Выбор
автор сценария совм. с Ю. Бондаревым
1989Закон
автор сценария совм. с Л. Зориным, А. Аловым
1990Десять лет без права переписки
автор сценария совм. с А. Кабаковым
1994Белый праздник
автор сценария совм. с Т. Гуэрра
1999Тайна Нардо, или Сон белой собаки
автор сценария совм. с Т. Гуэрра при участии Г. Кушнира
2001Часы без стрелок
автор сценария совм. с Т. Гуэрра при участии Г. Кушнира
2007Джоконда на асфальте
автор сценария совм. с Т. Гуэрра
Продюсер
1994Белый праздник
продюсер совм. с А. Вульфовым, Г. Гендиным
1999Тайна Нардо, или Сон белой собаки
продюсер совм с Г. Кушниром
2001Часы без стрелок
продюсер совм с Г. Кушниром
2004Год Лошади — созвездие Скорпиона
продюсер
2007Джоконда на асфальте
продюсер


Фестивали и премии
2007Премия «Золотой Орел»
За выдающий вклад в кинематограф ((  ))
2001КФ русских фильмов в Онфлере
Почетный диплом (2001  Часы без стрелок)
1995МКФ в Римини
Приз "Амаркорд" (1994  Белый праздник)
1985Государственная премия СССР
(1984  Берег)
1984ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз и Диплом (1984  Берег)
1981ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Главный приз (1980  Тегеран-43)
1981МКФ в Москве
Золотой приз (1980  Тегеран-43)
1981МКФ в Москве
Приз Общества «Родина» (1980  Тегеран-43)
1978ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Специальный приз жюри (1976  Легенда о Тиле)
1961МКФ в Венеции
Специальный приз жюри (1961  Мир входящему)
Библиография
  • Городецкий А. Владимир Наумов. — М., Союзинформкино, 1988; Александр Алов, Владимир Наумов. Статьи. Свидетельства. Высказывания. Сост. Л. Алова. — М., Искусство, 1989. Вишняков В. Кинорежиссер Владимир Наумов
  • Труд. 1987. 11 окт.; Михалкович В. Выбор
  • СК. 1988. № 3 (об одноим. ф.); Розенблюм Л. Свадьба или похороны?
  • СЭ. 1988. № 4 (о ф. Скверный анекдот); Рунин Б. Какая пуля слаще?
  • ИК. 1988. № 5 (о ф. Выбор); Ерохин А. Выбор натуры
  • СЭ. 1988. № 9 (о ф. Выбор); Алова Л. Как это делалось в 1961-м
  • СЭ. 1990. № 3; Тимофеевский А. Сумерки номенклатурного эпоса
  • Столица. 1991. № 1 (о ф. Десять лет без права переписки); Горелов Д. Уберите эту Берию!
  • Экран. 1991. № 4 (о ф. Десять лет без права переписки); Манцов И. Угрюмая поступь истории
  • ИК. 1992. № 4 (о ф. Закон); Тирдатова Е. Мир уходящему
  • ЭиС. 1995. 12 – 19 янв. (о ф. Белый праздник); Трояновский В. Благая весть природы
  • ИК. 1995. № 5 (о ф. Мир входящему); Батаен Н. Свет в кадре
  • ЭиС. 1997. 11 – 18 дек. (М. Ульянов, В. Сергачев, Н. Белохвостикова, В. Лановой о В. Н.). Наумов В.: Закон. Сценарий
  • ИК. 1987. № 6, 7 (в соавт. с Л. Зориным, А. Аловым); Перестройка на "Мосфильме"
  • СФ. 1988. № 5; "Нарисовал я..."
  • СФ. 1990. № 6; Форс-мажорные обстоятельства в правительственном туалете в Доме приемов на Ленинских горах во время встречи партии и правительства с интеллигенцией
  • ИК. 1991. № 11; "Савченко был "Кутузовым"
  • ИК. 1996. № 8.