Сообщить об ошибке
Кира Муратова
режиссер
 
Родилась 5 ноября 1934 г. в Сороках, Молдавия. В 1952-1953 гг. училась на филологическом факультете МГУ. В 1959 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова, Т. Макаровой). С 1962 г. — режиссер-постановщик Одесской к/с.
Народная артистка Украинской ССР (1990).
Премия "Триумф" (1995).
Орден Ярослава Мудрого IV степени (2004).
Тексты
 

Тридцатилетний лирический эпос Киры Муратовой — ее самодержавное творение. Пользуясь вполне нормативным киноязыком, К. М. создала собственную киноречь, узнаваемую в каждом фрагменте и подчиненную только ей. Речь К. М. обладает иррациональным свойством "прелести", чужда назывным смыслам и прописным моралям и передает внутреннюю музыку жизни, музыку времени так, как это слышно автору. Прелестен влюбленный задор Коротких встреч, но по...

 
 

О фильме «Два в одном»

[Евгений] Голубенко, и [Рената] Литвинова [авторы сценария] пишут для понимающего глаза, а Муратова считывает в прозе близких людей что-то свое, муратовское. И все равно поражает: замысел начинает жить только в завершенном кинематографическом обличье. Первая половина сценария/фильма – возня вокруг трупа артиста, повесившегося прям...

 
 

О фильме «Два в одном»

Истерия налицо – в этом фильме может произойти решительно все, что угодно. Дегенерат  рабочий сцены в исполнении Александра Баширова может зашибить, а может и пощадить издевающегося над ним декоратора. А может и живьем его сожрать, очень запросто. При таком градусе истерики можно расц...

 
 

Мнения о фильме «Два в одном»

Антон ДОЛИН

«Два в одном» — удивительный фильм, хотя удивляет в нем очевидный и давно всем известный факт: невзирая на воз­раст,...

 
 

Дмитрий Десятерик Давайте начнем с самого начала — с ВГИКа.

Кира Муратова Это замечательный момент в моей биографии, но я бы его сузила. Взяла бы только то, что связано с Сергеем Герасимовым. Герасимов — мой мастер, он меня разбудил. Будучи великим педагогом, он умел пр...

 
 

[…] Ася Колодижнер […] Вы едва ли можете испытывать ностальгию по временам тотальной государственной опеки важнейшего из искусств?

Кира Муратова Для меня государственная опека была смертельна, когда мне не давали снимать. Потом ...

 
 

В гостях у меня побывала Кира Муратова. Мы с ней вместе учились у Сергея Аполлинариевича Герасимова в институте кинематографии. У нас была объединенная мастерская актеров и режиссеров. Кира была режиссером. Я часто играла на курсе в работах, которые режиссировала она. Мы давно не виделись, и нам было что вспомнить, о чем поговорить.

К нам заглянул папа.

В гостях у меня побывала Кира Муратова. Мы с ней вместе учились у Сергея Аполлинариевича Герасимова в институте кинематографии. У нас была объединенная мастерская актеров и режиссеров. Кира была режиссером. Я часто играла на курсе в работах, которые режиссировала она. Мы давно не виделись, и нам было что вспомнить, о чем поговорить.

К нам заглянул папа.

В гостях у меня побывала Кира Муратова. Мы с ней вместе учились у Сергея Аполлинариевича Герасимова в институте кинематографии. У нас была объединенная мастерская актеров и режиссеров. Кира была режиссером. Я часто играла на курсе в работах, которые режиссировала она. Мы давно не виделись, и нам было что вспомнить, о чем поговорить.

К нам заглянул папа.

— Извиняюсь, не помешаю?

— Нет, что Вы, наоборот. Люся о Вас так много рассказывала…

— Ето она можить. Про роднога отца нагаварить, чего, можить, и не нада… А ты чечеточку бьешь?

— Что?

— Чечеточку, гаварю, бьешь?

— Н нет…

— А на аккордевончике играешь?

— Н нет…

— А Люська усе чисто вмеить. И чечеточку, и на аккордевончике. Ну, я пойду вам чайку поставлю…

— Пап! Так Кира же не актриса. Она режиссер!

— Ах ты, мамыньки родныи! Я вот так близко и не видев женщину, якая режиссер. Я хочу у Вас попросить… Знимите меня у кино! Хай у Харькуви и у деревни меня увидять! Я любую роль могу зыграть — что хошь! Дочурка — она ж в меня!

Кира смотрела на него, и я чувствовала, что папа ей чрезвычайно интересен. И точно. Она сказала, что хотела бы его снять.

— Вы знаете, если только у меня будет картина, мы обязательно с Вами встретимся. Обязательно… […]

В 1978 году я снялась в небольшой эпизодической роли в фильме Киры Муратовой "Познавая белый свет".

Она мне показывала отснятый материал. На экране шла сцена знакомства главного героя с характерным, эксцентричным вторым героем. Главный герой называет свое имя и ждет ответа. "А ты чечеточку бьешь?" — неожиданно спрашивает второй герой. В просмотровом зале раздался смех, а на экране этот второй герой стал проделывать замысловатые каскады чечетки…

— Кира! Как здорово! Приглашали балетмейстера? Правильно, ради этого стоит. Прекрасный ход! — Я хохотала от удовольствия, а потом вдруг осеклась и посмотрела на Киру.

— Узнала?

Я заплакала…

ГУРЧЕНКО Л. Аплодисменты. М., 1996.

 
 

О фильме "Настройщик"

[…] Напомню те сцены, о которые, как я думаю, спотыкается действие: возвращение Анны Сергеевны с Андреем от Любы, подтасовка "Желтых страниц", последний план в банке, сцена у следователя, финал — трамвай.

Эпизод возвращения не продолжает действие, а начинает его с нуля, как если бы ...

 
 

О фильме "Настройщик"

[…] "Настройщик" — картина мира, где правит бал сложившийся и прочно укрепившийся на российском пространстве Обман, в первую очередь связанный с получением заветных "бабок" в обход закона и создавший столь прочное пространство Понятий, что заповедь "Не укради" из него автоматически вычеркивается. И — как странно! — вдруг в ее новом ф...

 
 

О фильме "Настройщик"

"Настройщик" — черно-белый, камерный фильм, чье действие происходит вроде бы "здесь и сейчас", если судить по отдельным деталям (предметом вожделения, к примеру, служат доллары), с четким сюжетом и отлично вылепленными характерами. […] Жанр картины я бы определила как "трагикомедию нравов", причем границы современности тут разомкнуты...

 
 

О фильме "Настройщик"

[…] "Настройщик" предлагает некий традиционный нарратив, любимую Голливудом криминальную аферу. Молодые любовники, чьи роли исполняют не актеры, но талантливые натурщики Георгий Делиев с Ренатой Литвиновой, вознамерились элегантно обмануть стареющую гранд-даму, обладательницу славных антикварных вещиц, покровительницу искусств и симп...

 
 

О фильме "Чеховские мотивы"

Привыкнув к радикальности Киры Муратовой, как к рутине, мы перестали удивляться ее фильмам. Но "Чеховские мотивы" ошарашивают. Своей прозрачностью, сложностью, неожиданной кантиленой. И все это, несмотря на знакомые ужимки персонажей, откровенную пародийность и механистичность фирменных приемов. При этом общее настроение картин...

 
 

О фильме "Второстепенные люди"

[…] История […] рассказывается очень старая: дураки прячут труп.

[…] С трупом надо что-то делать, его надо куда-то деть, он не вызывает уже никаких сакральных чувств, не говоря уж об элементарной жалости, он просто мешает. В общем, ситуация трагикомическая. Абсолютно живой ...

 
 

О фильме "Астенический синдром"

...И вот, наконец, в 1989 году стало ясно, каким режиссером была бы Кира Муратова, если бы ей не мешали. Нет, это мягко сказано — мешали всем, но всем по-разному, расстояние от свободы до осознанной необходимости каждый сокращал как умел. Судьба Муратовой, изнемогавшей в борьбе с инстанциями, надолго отлученной от своей реж...

 
 

О фильме "Познавая белый свет"

Сейчас у нас в объединении Кира Муратова снимает фильм по сценарию Г. Бакланова "Познавая белый свет". Главная героиня, строитель, довольно вульгарная женщина, встретив чистого, светлого парня, становится другой. Любовь ее перекраивает, переиначивает. Режиссер стремится передать всю сложность, противоречивость характера геро...

 
 

О фильме "Короткие встречи"

Кира Муратова необычайно последовательна в своем желании понять человека. Все, что она делала во ВГИКе (а это были самые различные работы, — и инсценировки, и самостоятельные сочинения), все было направлено к исследованию человека. Жизнь в ее созидательном процессе со всеми элементами борьбы живого с мертвым, нового с уходящим....

 
 

[…] Мир фильмов Муратовой лишен ориентиров — само пространство, как и последовательность событий, разрушается автором. Кадры ее фильмов начинают существовать автономно по отношению друг к другу, как некие случайные снимки действительности, сделанные в разное время, в разных местах, — их случайно перетасовали, и они окончательно утратили последовательность чередования событий.

[…] Муратова не только...

 
 

Одна из первых акций Конфликтной комиссии — письмо в Одессу режиссеру Кире Муратовой, в котором ей высказана полная и безоговорочная поддержка нового секретариата и дано обещание в ближайшее время сделать все возможное для легализации ее запрещенных или полузапрещенных произведений. Либеральные московские критики (авторы письма — Ирина Рубанова и Андрей Плахов) получают возможность поддержать Муратову теперь ...

 
 

Обвал призов ("Ники", "Триумфы" и др.), один за другим достающихся в последние годы Кире Муратовой, окончательно утвердил статус режиссера из Одессы как живого классика постсоветского кино, которое еще недавно было советским.

Кино, но не сама Муратова: едва ли не единственная из отечественного "отряда кинематографистов", она двигалась не напролом, а по касательной к историческому времени. Ее творче...

 
 

В ряду других режиссеров нашего кино Киру Муратову нельзя рассматривать никак. В том числе с точки зрения международного успеха. Не потому, что она и здесь самая выдающаяся. Муратова не лидер и не аутсайдер. Она — антигерой, антигероиня любого предлагаемого сюжета. Кроме того сюжета, который сама создает на экране. Этот сюжет и есть антимир. В нем, и только в нем она является законным персонажем. Вместе с тем, как это ни странно...

 
 

Работы
Режиссер
1961У крутого яра
совм. с А. И. Муратовым
1964Наш честный хлеб
совм. с А. И. Муратовым
1967Короткие встречи
1971Долгие проводы
1978Познавая белый свет
1983Среди серых камней
1987Перемена участи
1989Астенический синдром
1992Чувствительный милиционер
1994Увлеченья
1997Три истории
1999Письмо в Америку
2001Второстепенные люди
2002Чеховские мотивы
2004Настройщик
2004Справка
2007Два в одном
2009Мелодия для шарманки
2012Вечное возвращение
Сценарист
1961У крутого яра
автор сценария совм. с А. И. Муратовым
1967Короткие встречи
автор сценария совм. с Л. Жуховицким
1978Познавая белый свет
участие в сценарии
1983Среди серых камней
автор сценария
1987Перемена участи
автор сценария
1989Астенический синдром
автор сценария совм. с С. Поповым, А. Черных
1992Чувствительный милиционер
автор сценария при уч. Е. Голубенко
1994Увлеченья
автор сценария при уч. Е. Голубенко
1997Три истории
участие в сценарии новеллы "Девочка и смерть"
2001Второстепенные люди
участие в сценарии
2002Чеховские мотивы
автор сценария совм. с Е. Голубенко
2004Настройщик
участие в сценарии
2009Мелодия для шарманки
2012Вечное возвращение
Актер
1967Короткие встречи
1969Опасные гастроли
1993Посторонний. Полемические фрагменты к портрету
Персонаж
2003Кира
2006Сергей Герасимов. Богатырская история


Фестивали и премии
2009КФ "Темные ночи" в Таллине
Участие в программе "Новые российские фильмы" (2009  Мелодия для шарманки)
2009МКФ в Москве
Приз жюри Федерации киноклубов России за лучший фильм из Основного конкурса (2009  Мелодия для шарманки)
2009МКФ в Москве
Приз жюри F.I.P.R.E.S.C.I. (2009  Мелодия для шарманки)
2009ОКФ «Киношок» в Анапе
Гран-при (2009  Мелодия для шарманки)
2007КФ «Московская премьера»
Приз жюри киноклубов (2007  Два в одном)
2007Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучшую режиссуру (2007  Два в одном)
2006Премия «Ника»
За лучший фильм стран СНГ и Балтии (2007  Два в одном)
2005КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
Приз прессы (2004  Настройщик)
2005МКФ goEast в Висбадене
Главный приз «Золотая лилия» (2004  Настройщик)
2005МКФ «Лiстапад» в Минске
Приз «Серебро „Лістапада“» (2004  Настройщик)
2005МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (2004  Справка)
2004Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (2004  Настройщик)
2003РКФ «Литература и кино» в Гатчине
Специальный приз жюри (2002  Чеховские мотивы)
2002Гос. премия Украины им. Довженко
За весомый вклад в развитие отечественного кинематографа ((  ))
2002КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз за лучшую режиссуру (2002  Чеховские мотивы)
2002КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз имени А. Тарковского (2002  Чеховские мотивы)
2002МКФ в Москве
Приз российской кинокритики (2002  Чеховские мотивы)
2002Премия «Золотой Овен»
За лучшую режиссуру (2002  Чеховские мотивы)
2001ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз FIPRESCI (2001  Второстепенные люди)
1999МКФ «Молодость» в Киеве
Приз за лучший украинский фильм года (1999  Письмо в Америку)
1999Премия Берлинской академии искусств
Приз «За вклад в киноискусство» ((  ))
1997МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (1997  Три истории)
1997ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри Большого конкурса (1997  Три истории)
1994КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз «Поддержка в прокате» (1994  Увлеченья)
1994МКФ в Берлине
Участие в Программе «Panorama» (1994  Увлеченья)
1994МКФ в Локарно
Приз «Почетный Леопард» (1994  Увлеченья)
1994ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри (1994  Увлеченья)
1994ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз гильдии киноведов и кинокритиков (1994  Увлеченья)
1994Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (1994  Увлеченья)
1994Премия «Ника»
За лучшую режиссуру (1994  Увлеченья)
1992ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Специальный приз жюри в конкурсе «Кино для избранных?» (1992  Чувствительный милиционер)
1992Приз кинопрессы
За лучшую режиссерскую работу (1992  Чувствительный милиционер)
1990МКФ в Берлине
Участие в Основной программе (1989  Астенический синдром)
1990МКФ в Западном Берлине
Приз «Серебряный Медведь» (1989  Астенический синдром)
1990Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (1989  Астенический синдром)
1988ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Специальный приз жюри (1987  Перемена участи)
1988МКФ в Каннах
Участие в программе «Особый взгляд» (1983  Среди серых камней)
1987ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Большой приз (1971  Долгие проводы)
1987МКФ в Локарно
Приз FIPRESCI (1971  Долгие проводы)
Библиография
  • Божович В. Кира Муратова. — М., Союзинформкино, 1988. Кира Муратова-98. Мастерская киноведов Е. Громова. Сб. — М., ВГИК, 1999. Арефьева И. Час Киры Муратовой
  • Кино (Вильнюс). 1986. № 11; Щербаков К. Долгие встречи
  • Сов. культура. 1987. 29 янв.; Божович В. Рентгеноскопия души
  • ИК. 1987. № 9; Агишева Н. Любить, чтобы любить
  • Неделя. 1988. № 1; Шитова В. Перемена участи
  • СФ. 1988. № 6 (об одноим. ф.); Плахов А. Перемена декораций
  • ИК. 1988. № 7 (о ф. Перемена участи); Шилова И. В поисках утраченной любви
  • Киносценарии. 1989. № 2; Божович В. Кира Муратова вчера и сегодня
  • Сов. культура. 1989. 1 авг.; Шервуд О. Кира Муратова. Смотрите, как ей стало хорошо. Инт. с К. М.
  • ВЛ. 1989. 23 сент.; Злобина Н., Карасев Л. Открытия и парадоксы
  • ЛО. 1989. № 10 (в т. ч. о К. М.); Божович В. Астенический синдром, или Что с нами происходит?
  • МН. 1989. 29 окт. (о ф. Астенический синдром); Зоркий А. "Белеет парус одинокий..."
  • В сб.: Экран’89. — М., Искусство, 1989; Диагноз. Астенический синдром: документы, цитаты без комментариев
  • ЭиС. 1990. 11 янв.; Тимофеевский А. Уродливая роза
  • ЭиС. 1990. 8 февр. (о ф. Астенический синдром); Хлоплянкина Т. Шок
  • ЛГ. 1990. 14 февр. (в т. ч. о ф. Астенический синдром); Рязанцева Н. Астенический синдром Киры Муратовой
  • СЭ. 1990. № 3; Попов Д. Бог умер
  • ИК. 1990. № 3 (о ф. Астенический синдром); Аннинский Л. Муратовский диагноз
  • Мнения. 1990. Вып. 3 (о ф. Астенический синдром); Шпагин А. Край
  • ИК. 1991. № 2 (в т. ч. о ф. Перемена участи); Гульченко В. Между "оттепелями"
  • ИК. 1991. № 6; Муратова К.: "Жанне д’Арк просто нравилось гореть на костре". Инт. Е. Женина
  • ЭиС. 1991. 5 дек.; Кузьминский Б. Одесский меловой круг
  • НГ. 1992. 25 марта (о ф. Чувствительный милиционер); Аннинский Л. Уточнение диагноза?
  • ЛГ. 1992. 1 апр. (о ф. Чувствительный милиционер); Тимофеевский А. Адам в погонах
  • МН. 1992. 5 апр. (о ф. Чувствительный милиционер); Быков Д. Вещунья, или Детки в клетке
  • Собеседник. 1992. № 24; Чувствительный милиционер: спектр мнений. Берман Б., Липков А., Рубанова И.
  • Культура. 1992. 18 июля; Божович В. Из жизни фантомов
  • ИК. 1992. № 7 (о ф. Чувствительный милиционер); Гульченко В. Бедный Толя
  • ИК. 1992. № 7 (о ф. Чувствительный милиционер); Шепотинник П. Описание ребенка прилагается
  • ИК. 1992. № 7 (о ф. Чувствительный милиционер); Кира Муратова отвечает зрителям. Лит. запись Л. Герсовой
  • КЗ. 1992. № 13; Быков Д. Кира Муратова. Что-то другое... Инт. с К. М.
  • ЛГ. 1992. 16 дек.; Плахов А. Увлеченья Муратовой становятся все более невинными
  • Ъ. 1994. 5 марта (о ф. Увлеченья); Божович В. Синдром, но оптимистический
  • Культура. 1994. 26 марта (о ф. Увлеченья); Быков Д. Развлеченья любимой
  • ЛГ. 1994. 6 апр. (о ф. Увлеченья); Горелов Д. Лед и пельмень
  • Сегодня. 1994. 23 апр. (о ф. Увлеченья); Муратова К.: "Давали бы снимать фильмы..." Лит. запись А. Крюковой
  • НГ. 1994. 5 мая; Муратова К.: "Я не кошка и не Господь Бог". Инт. Д. Быкова
  • Столица. 1994. № 20; Абдуллаева З. Шарко – Муратова: двойной портрет
  • ИК. 1994. № 6; Абдуллаева З. Пропущенный авангард
  • ИК. 1994. № 8 (о ф. Познавая белый свет); Манцов И. Коллективное тело как романтический герой-любовник
  • ИК. 1994. № 8 (о ф. Увлеченья); Плахов А. Легкая муза, или Эстетический синдром
  • ИК. 1994. № 8 (о ф. Увлеченья); Плахов А. Муратова вошла в историю, хотя, к счастью, еще не знает об этом
  • Ъ. 1994. 11 ноября; Спектр мнений о ф. Чувствительный милиционер, в т. ч. рецензии В. Матизена, Е. Плаховой
  • Сеанс. 1994. № 9; Муратова К.: "Я прельстилась сладкими речами, но меня соблазнили и обманули..." Инт. А. Колодижнер
  • Сеанс. 1994. № 9; Плахова Е. Российская формула киноуспеха: Кира Муратова
  • Сеанс. 1994. № 9; Каравайчук О. Порядок нот. Лит. запись П. Сиркеса
  • ИК. 1995. № 2; Карюк Г.: "Она научила меня снимать". Инт. П. Сиркеса
  • ИК. 1995. № 2 (о К. М.); Муратова К.: "Искусство родилось из запретов, стыда и страха". Инт. П. Сиркеса
  • ИК. 1995. № 2; Попов С.: "Кинематограф — это сама ее сущность". Инт. П. Сиркеса
  • ИК. 1995. № 2 (о К. М.); Плахов А. Кира Муратова верит в страсти, но не в прогресс
  • Ъ. 1995. 13 дек.; Зоркий А. От милиционера до миллионера
  • Стас. 1996. № 4; Муратова К.: "Я такой же народ, как и другие". Инт. А. Плахова
  • Сеанс. 1996. № 12; Любарская И. Три пробирки с преступлениями
  • ОГ. 1997. 30 янв. – 5 февр. (о ф. Три истории); Гладильщиков Ю. Убивцы
  • Итоги. 1997. 4 февр. (о ф. Три истории); Аннинский Л. Трупы как факт эстэственный
  • МН. 1997. 23 февр. – 2 марта (о ф. Три истории); Быков Д. Смех и грех
  • ЭиС. 1997. 27 февр. – 6 марта (о ф. Три истории); Архангельский А. Тема и рема
  • ИК. 1997. № 6 (о ф. Три истории); Аронсон О. Между приемом и аттракционом
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Плахова Е. Муратова и Мадонна
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Рубанова И. Ты, Моцарт...
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Рутковский А. Ноль за цивилизацию
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Цыркун Н. "Горло бредит бритвою..."
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Ерофеев В. Прощание с гуманизмом. Лит. запись Н. Сиривли
  • ИК. 1997. № 9 (о ф. Три истории); Муратова К.: "Я — здоровый организм с оптимистическим устройством". Инт. С. Хохряковой
  • Культура. 1997. 11 сент.; Муратова К.: "Мне всегда хотелось сделать тихий, скромный, нормальный фильм..." Инт. Дж. Нокс-Война и В. Войны
  • ИК. 1997. № 11; Спектр мнений о ф. Три истории, в т. ч. рецензии А. Королевой, Н. Сиривли
  • Сеанс. 1997. № 15; Изволова И. Звук лопнувшей струны
  • ИК. 1998. № 8; Муратова К.: "Мне нужна ложка дегтя". Инт. А. Плахова
  • Ъ. 1998. 4 ноября. Муратова К.: Искусство — это утеха, отрада и опиум
  • ИК. 1992. № 7.