Сообщить об ошибке
Леонид Косматов
оператор, педагог

Родился 13 января 1901 г. в Пензе. Работу в кино начал киномехаником и, поступив на операторское отделение ГТК (мастерская А. Левицкого), продолжал заниматься кинотехникой, участвовал в создании первой советской кинопередвижки и в кинофикации деревни, написал много книг для киномехаников. В 1924-1925 гг. был заведующим киносекцией Главполитпросвета. В 1927 г. окончил ГТК, с 1927 г. работал оператором на к/с "Межрабпом-Русь", "Госвоенкино", "Востоккино", где стал оператором съемочной группы Ю. Райзмана. С 1933 г. — на к/с "Мосфильм". Сотрудничал с Г. Рошалем. Снял с М. Чиаурели три фильма об И. В. Сталине, ставших наиболее характерными образцами барочного монументализма конца 40-х – начала 50-х гг. Активно участвовал в освоении новых систем кинематографа — одним из первых в советском кино снял цветной фильм на многослойной пленке ("Мичурин"), широкоэкранный фильм ("Сестры"), широкоформатный ("Суд сумасшедших").
Автор книг и статей по теории и практике операторского искусств

Тексты
 

О фильмах «Круг», «Каторга», «Земля жаждет»

Три картины [«Круг», «Каторга», «Земля жаждет»], сделанные в различной операторской манере, но рукой, несомненно, одного мастера.Три картины, снятые растрепанно, неровно, но своеобразно, выразительно и подчас необычайно ярко. […]В отличие от огромного большинства наших операторов, Косматов в своей практике оказыва...

 
 

О фильме «Каторга»

Молодая советская кинематография показывает важность безусловной спаянности всего, что делает оператор с тем, что хочет постановщик.

Распределение света.

Тон фотографий.

Увязка общей композиции кадра с композицией движения.

Все это факторы психологического воздействия на зрителя.

Помогать действию, а если нужно, и характеризовать его, было моей целью, когда я работал над ...

 
 

О фильме «Летчики»

[…] Фильм «Летчики» сделан на игре света, на нюансах светового блика и представляет собой интересный образец фотообработки белого тона. Работа с белыми объектами является одной из трудных в техническом отношении. Постановщики фильма, желая использовать выразительные средства кадра, зная, какую роль для восприятия его играет тональное решение, оформили фильм в единой тональной светлой гамме. Технически постановщики проделали большую, интересную ...

 
 

О фильме «Летчики»

Знаменитый летчик того времени Михаил Громов заявил в связи с выходом фильма на экран: «Аэропланы появлялись на экранах часто. Но пилота не было». В том, что на экране появился пилот, огромная заслуга Райзмана и Щукина. И по праву рядом с ними должен быть назван Косматов.В «Летчиках» он нашел свой изобразительный стиль, основанный на светотональном построении, на живописности кадра. В этом фильме «косматовская» живописность была использована дл...

 
 

О фильме «Каменный гость»

Фильм-опера — жанр кино, условный в самой основе своей уже потому, что люди на экране все время поют. Оператор должен найти такие приемы стилизации изображения, которые отвечали бы условности оперы, чтобы зрителя не раздражал неминуемый в противном случае разрыв между поющим актером и натуралистическим изображением. В «Каменном госте» Косматов блистательно решил эту зад...

 
 

О фильме «Мичурин»

Полная зависимость от стихии природы (а потому для Довженко и от истории) еще со времен «Звенигоры» ставит народ на грань исторического небытия, и ощутивший это стремится освободиться от нее, подняться над ней, во что бы то ни стало. С этой самой грани и выкрикивает герой свое знаменитое кредо: "Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у&...
 
 

О фильме «Сестры»

Во всех своих главных частях — это умная, серьезная, добротная работа. Выше мы уже писали о прекрасно снятой оператором Л. Косматовым первой сцене, о чудесных, исполненных настроения волжских пейзажах. Добавим к числу бесспорных достижений фильма еще и отличные крупные планы портретов героев. Вспомним, что еще совсем недавно шли споры, возможно ли использование крупного плана на шир...

 
 

Работы
Оператор
1927Круг
1927Сенька-африканец
1928Альбидум
1928Каторга
1930Земля жаждет
1932Рассказ об Умаре Хапцоко
1935Летчики
1936Зори Парижа
совм. с С. Шейниным
1936Поколение победителей
1938Бакинцы
совм. с Д. Фельдманом
1938Семья Оппенгейм
1939Поднятая целина
1940Концерт-вальс
совм. с М. Гиндиным
1941Дело Артамоновых
1942Тоня (Боевой киносборник «Наши девушки»)
1943Под звуки домбр
совм. с Н. Кононовым
1946Клятва
1948Мичурин
совм. с Ю. Куном
1949Падение Берлина
1951Незабываемый 1919-й
совм. с В. Николаевым
1955Вольница
1957Хождение по мукам. Ф. 1-й: Сестры
1958Хождение по мукам. Ф. 2-й: Восемнадцатый год
1959Хождение по мукам. Ф. 3-й: Хмурое утро
совм. с Б. Арецким
1961Суд сумасшедших
совм. с Б. Арецким
1963Жертва (в к/а Фитиль № 7)
1964Большой фитиль (к/а)
1964Когда казаки плачут
совм. с И. Лукшиным, А. Панасюком
1965Год как жизнь
совм. с А. Симоновым
1966Каменный гость
1967Они живут рядом
совм. с А. Симоновым
1970Морской характер
совм. с В. Захарчуком
Художественный руководитель
1960Сережа


Фестивали и премии
1950Сталинская премия
(1949  Падение Берлина)
1949Сталинская премия
(1948  Мичурин)