Сообщить об ошибке
Григорий Рошаль
режиссер
 
Родился 21 октября 1898 г. В 1918 — сотрудник Наркомпроса Украины, Крыма, затем – Азербайджана и Москвы. В 1923 закончил Высшие режиссерские мастерские под руководством В. Мейерхольда. Художественный руководитель мастерской Педагогического театра, заведующий кафедрой художественного воспитания академии им. Н.Крупской и 2-го МГУ. С 1921 - директор Центрального Детского театра в Москве. С 1925 — режиссер 3-й фабрики Госкино, киностудий: Белгоскино, «Меж рабпомфильм», ВУФКУ. С 1931 - режиссер к/с «Мосфильм», с 1947 по 1954 –к/с «Ленфильм». В 1935—1964 — руководитель режиссерской мастерской ВГИКа. С 1957 — председатель Всесоюзной секции кинолюбителей при Союзе кинематографистов СССР.

Народный артист РСФСР (1959)

Народный артист СССР (1967)

Умер 11 января 198З г.

Мне кажется, что главная тема творчества Г. Рошаля — это поэтическое раскрытие человеческой души, которая крепнет, развивается и раскрепощается в борьбе против духовного угнетения. На этой теме построены у него прежде всего наиболее привлекательные женские образы: Настенька, Катя и Даша Смоковниковы, Агриппина Чебрец, Катрин Миллер и Матушка Пишо... Иногда герои Рошаля гибнут в неравной борьбе с темными силами, как Бертольд Оппенгейм, но...

 
 

Как музыкант я глубоко ценю в Григории Львовиче удивительную для немузыканта музыкальность, способность услышать и почувствовать музыку тем внутренним слухом, который обычно бывает присущ только очень тонким музыкантам. Вот почему созданная [...] Рошалем картина «Мусоргский» оказалась, с моей точки зрения, единственной в огромном ряду картин о музыкантах, где по-настоящему правдиво и глубоко раскрыта природа музыкального творчества.

<...
 
 

В 1928 году я стал работать на Одесской киностудии. В те годы я по-настоящему сдружился со многими мастерами украинской кинематографии и до сих пор ношу в своем сердце самые теплые чувства к этой небольшой, но чем-то сразу очаровывающей киностудии. Она и до сих пор связана в моей памяти с чудесным садом, с клумбами цветов, со свежим черноморским ветерком...

Встретился я там со своеобразн...

 
 

Почти сорок лет назад мы сидели с ним в просторной и холодной комнате, пытаясь согреться у маленькой железной печки, подтапливая ее испорченными и ненужными дублями. Тут же находился монтажный стол, лежала несклеенная пленка, нам было некогда подумать, что все это может вспыхнуть.

Мы были молоды, хотели работать, остальное было неважно.

Однако уже в то время Григорий Львович Рошаль ходил в мэтрах. Его театральные постан...

 
 

[...]Сейчас кажется смешным, что многие критики довольно долго называли иные удачные фильмы произведениями новаторскими в том смысле, что они, эти фильмы, полностью порывали с традицией русского искусства и противопоставляли себя так называемому передвижничеству и прочему.

Двадцатые годы были тем удивительны, что различные течения на турнирах фильмов, спектаклей, выставок непрерывно и властно влияли друг на друга. «ФЭКСы» — Кози...

 
 

Режиссер больше всего похож на конструктора или архитектора с тем существенным различием, что он создает свое здание, учитывая и поведение человека в качестве важнейшего материала.

Пожалуй, можно сказать, что режиссеру дана возможность конструировать свой мир. Причем не мир, описанный в словах, как это приходится делать писателю, а мир реальный, то есть такой, который будет действительно существовать в короткий миг съемки, а потом ...

 
 

Мне уже приходилось говорить о том, что по собственному опыту я знаю допустимость разнообразных путей в экранизации того или иного произведения — прозы пли драматургии театральной. Мне самому некогда пришлось в сложном сочетании новелл Достоевского решать тему картины «Петербургская ночь» и пытаться в картине «Дело Артамоновых» проникнуть в ткань произведения Горького, стараясь не наруштить в ней ни язык...

 
 

О фильме «Господа Скотинины»

Бережное перенесение классики на экран было тогда не и моде. [...]

Решили воспользоваться отдельными персонажами Фонвизинской комедии и дать сатирическое изображение эпохи.

Истории о Митрофанушке, благородном Милоне и чувствительной Софье отодвигается на второй план. На первый выходят крепостные крестьяне. [...] В центре повествования оказываются беглый холоп Тришка, персонаж в пье...

 
 

О фильме «Саламандра»

Рошаль долго и упорно работал над режиссерским сценарием. Он старался не просто раскадровать литературное произведение Луначарского и Гребнера, но и придать ему свое режиссерское Толкование.

В сценарии «Саламандра» было написано: «Внутри собора». Как показать его? Фотографически восстановить интерьер? Конечно, нет. Действие фильма происходит в вымышленной стране, но на...

 
 

О фильме «Петербургская ночь»

Большую роль в «Петербургской ночи» играет изобразительное решение. Оператор Д. Фельдман, художники И. Шпинель и П. Бейтнер очень хорошо почувствовали эпоху. Лучше всего оператору удались городские пейзажи — перед нами старый Петербург, над которым плывет белая ночь.

Незабываемы кадры, передающие первое впечатление от столицы, увиденной глазами пришедшего в нее человека со&nbs...

 
 

О фильме «Дело Артамоновых»

Рошаль работал над «Делом Артамоновых» с большим подъемом, много и удачно импровизировал. Случилось, что впервые в своей жизни он пришел к съемочному периоду без подробных раскадровок — дирекция очень торопила с началом работы. Обычно он рисовал кадр за кадром, заранее представляя себе расположение актеров на экране. Но засесть на месяц-другой за рисование не ...

 
 

О фильме «Хождение по мукам»

[...] сценарий, написанный Б. Чирсковым, страдал некоторой иллюстративностью, фрагментарностью. Автор стремился во что бы то ни стало сохранить сюжетную многолинейность первоисточника и иногда делал это за счет психологической глубины образов, так как большой и сложный роман нелегко поддается переводу на киноязык: трудно сохранить эпичность повествования в сочетании с детальной разр...

 
 

О фильме «Академик Иван Павлов»

«[...] Мы начали с малого. Я предложил Борисову этюд.

— Вообразите себе человека,— сказал я ему,— который имеет непреодолимое желание все переделывать и изменять; он хочет переставлять стоящие на столе предметы, мебель в комнате, перешивать дурно сшитые костюмы на людях и даже самих людей, часто совсем не совершенных, перекраивать и улучша...

 
 

Работы
Режиссер
1926Господа Скотинины
1927Его превосходительство
1928Саламандра
совместно с М. Доллером
1929Две женщины
1930Человек из местечка
1934Петербургская ночь
1936Зори Парижа
1938Семья Оппенгейм
1939В поисках радости
1941Дело Артамоновых
1942Батыры степей
1945Песня Абая
1949Академик Иван Павлов
1950Мусоргский
1952Римский-Корсаков
1955Вольница
1957Хождение по мукам. Ф. 1-й: Сестры
1958Хождение по мукам. Ф. 2-й: Восемнадцатый год
1959Хождение по мукам. Ф. 3-й: Хмурое утро
1961Суд сумасшедших
1965Год, как жизнь
1967Они живут рядом
Сценарист
1935Новый Гулливер
автор сценария совм. с С. Рошаль, А. Птушко
1936Зори Парижа
1938Семья Оппенгейм
1950Мусоргский
1952Римский-Корсаков
1953Алеко
1955Вольница
1961Суд сумасшедших
1965Год как жизнь
1983Букет фиалок


Фестивали и премии
1953МКФ в Венеции
Участие в Основной программе ((1952  Римский-Корсаков))
1950Сталинская премия
I степени (1949  Академик Иван Павлов)
1934МКФ в Венеции
Участие в Основной программе ((1934  Петербургская ночь))