Сообщить об ошибке
Александр Митта
режиссер, сценарист

Родился 28 марта 1933 г. в Москве. В 1955 г. окончил инженерно-строительный факультет Московского инженерно-строительного института. В 1960 г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). Работал графиком-карикатуристом в юмористических и общественно-политических журналах, в т. ч. "Крокодил", "Огонек". С 1991 г. преподает в киношколе Aufbaustudium-film Гамбургского университета. С 1998 г. ведет мастерскую "Автор-режиссер кино и телевидения" на ВКСР.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974).
Народный артист России (2004).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).
Тексты
 

Александр Митта, шестидесятник и лирик, начинал с фильмов, которые проходили по разряду "кино для детей и молодежи", имели так называемую широкую аудиторию и одновременно приносили своему автору кастовое признание коллег. Эти фильмы —Друг мой, Колька! и Звонят, откройте дверь — были плоть от плоти оттепельного кино: человечность, поэтичность, влюбленность в милые частности, в славные подробности будничн...

 
 

О фильме «Граница. Таежный роман»

[…] Мифологический сюжет так и хочется экстраполировать на кинематографическую судьбу Александра Митты. Он изменил идеалам авторского кино, хлебнув […] кассового успеха, и как раз в конце 70-х пережил свой звездный час как создатель народного киношлягера «Экипаж». Спустя двадцать лет Митта пытается вторично войти в ту же воду и выйти из нее сухим. И хотя улицы не совсем опустели и не на каждой кухне говорят о «Границе», ее можно без отв...

 
 

Постмодернизм в широком смысле — это общая ситуация развития художественной культуры, ее очередной этап, который пришел на смену модернизму и явился его альтернативой. [...] Модернизм отчетливо делит художественную культуру надвое. С одной стороны, элитарная культура, с другой — массовая. [...] С одной стороны — художественный авангард, который открывает небывалые эстетические ценности, творит новые формы, создает нетленные шеде...

 
 

История, которую мы рассказываем, должна обладать энергией, заряжающей аудиторию. В хорошо рассказанной истории энергия растет и передается зрителям. Если повезет, в кульминации они забывают обо всем. В состоянии максимальной внутренней энергии зрители могут достигнуть вершины счастья, дарованного искусством, — катарсиса. Но мы не можем рассчитывать на везение, на интуицию. Нам необходимы расчет и структура энергии вовлечения.

 
 

[...] Мы — товар на рынке развлечений. Раньше наши фильмы имели товарный знак: безрассудно расточительные. Сейчас мы и этого не можем себе позволить. [...] Остается преуспеть в сочинении истории.

Первые шаги делаются. Таким шагом был путь Валеры Тодоровского от дебютного фильма "Любовь" к "Подмосковным вечерам". [...] если историю первого фильма написал для...

 
 

[...] Тамара Сергеева. Что кино — это сказка, вы поняли сразу?

Александр Митта. У меня, видимо, было предрасположение к сказочному восприятию мира, все само собой получалось в таком ключе. "Гори, гори, моя звезда" — миф о художнике и революции, о том, как власть пытается приструнить художника и вовлеч...

 
 

[...] "Раскаленная Суббота" — скомпилированная лента, сделанная по лекалам. [...] Но это не претензия: зрительское кино и должно строится на стереотипах. Хуже другое: мелкие неточности. [...] В соседних кадрах герои одеты то в свитера, то в майки, в кадре, продолжающем сцену, они уже в куртках под дождем жгут костер, а потом вновь на солнце в легком трикотаже. Убийцы, преследующие депутата, отпускают жену и дочь, оставляя себе в...

 
 

О фильме "Раскаленная суббота"

[...] Плохо принятый критикой, фильм страдает от сценарной неточности, но доказывает, что классик отечественного развлекательного, ориентированного на западные образцы кино А. Н. Митта ("Экипаж") по-прежнему хочет квалифицированно развлекать публику. Кто ж виноват, что западные образцы в применении к русским 90-м годам ...

 
 

Работы
Режиссер
1961Друг мой, Колька!
совм. с А. Салтыковым
1961Солнце, воздух и вода
1962Без страха и упрека
1965Звонят, откройте дверь
1969Гори гори моя звезда
1972Точка, точка, запятая...
1974Москва, любовь моя
совм. с К. Есида
1976Клоуны и дети
1976Сказ про то, как царь Петр арапа женил
1980Экипаж
1982Сказка странствий
1988Шаг
1991Затерянный в Сибири
1994Портрет с друзьями
2000Граница. Таежный роман
2002Раскаленная суббота
2004Лебединый рай
Сценарист
1969Гори гори моя звезда
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом
1972Точка, точка, запятая...
автор сценария совм. с М. Львовским
1974Москва, любовь моя
автор сценария совм. с Э. Радзинским
1976Клоуны и дети
автор сценария
1976Сказ про то, как царь Петр арапа женил
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом
1980Экипаж
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом при уч. Б. Уриновского
1982Сказка странствий
автор сценария совм. с Ю. Дунским, В. Фридом
1988Шаг
автор сценария совм. с В. Мережко, В. Цветовым, Е. Ивама
1990А в России опять окаянные дни
участие в сценарии
1991Затерянный в Сибири
автор сценария совм. с В. Фридом, Ю. Коротковым, Дж. Брабазоном
1994Портрет с друзьями
автор сценария
2000Граница. Таежный роман
автор сценария совм. с З. Кудрей
2002Раскаленная суббота
автор сценария совм. с З. Кудрей
2004Лебединый рай
автор сценария
2008Холодное солнце
автор сценария совм. с Ю. Израновой
Художественный руководитель
1983Мужское воспитание
1992Развод
совм. с К. Худяковым
Продюсер
2000Граница. Таежный роман
ведущий продюсер совм. с А. Гуськовым, С. Зерновым; продюсер киноварианта совм. с А. Гуськовым
2002Раскаленная суббота
продюсер совм. с А. Гуськовым
Актер
1964Застава Ильича
1966Июльский дождь
Владик


Фестивали и премии
2002КФ «Новое кино России»
Приз зрителей за киновариант (2000  Граница. Таежный роман)
2001Государственная премия России
(2000  Граница. Таежный роман)
2001ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз президентского совета фестиваля за киновариант (2000  Граница. Таежный роман)
2001Премия «ТЭФИ»
За лучшую режиссуру (2000  Граница. Таежный роман)
2001Премия «ТЭФИ»
За лучший телевизионный художественный/игровой сериал (2000  Граница. Таежный роман)
2001Премия «ТЭФИ»
За лучший сценарий (2000  Граница. Таежный роман)
2001РТФ "Сполохи" в Архангельске
Приз за лучшую режиссуру (2000  Граница. Таежный роман)
1972Премия Ленинского комсомола
(1965  Звонят, откройте дверь)
1966МКФ детских фильмов в Венеции
Приз «Золотой Лев» (1965  Звонят, откройте дверь)
Библиография
  • Кагарлицкая А. Александр Митта. — М., Союзинформкино, 1988. Гурьянова Н. Рисунки Александра Митты
  • Кино (Рига). 1986. № 5; Ермакова Е. Киноискусство и вопросы кинозрелища. Инт. с А. М.
  • ТКТ. 1987. № 6; Караколева Е. Шаг навстречу
  • Сов. культура. 1988. 10 сент. (о ф. Шаг); Лаврентьев С. Такой такую не полюбит, или Запас прочности
  • ИК. 1988. № 12 (о ф. Шаг);Митта А.: "В аспектах постмодернизма..." Инт. Т. Кукаркиной
  • ИК. 1989. № 7; Донец Л. Кое-что о кинокритике
  • ИК. 1990. № 1 (в т. ч. об А. М.); Плахов А. Легкость самообмана
  • ИК. 1990. № 10 (в т. ч. полемика с А. М.); Морсунова И. Режиссеры и джентльмены
  • ЭиС. 1991. 24 янв. (о ф. Затерянный в Сибири); Туровский В. По фене ботаешь?
  • Столица. 1991. № 33 (о ф. Затерянный в Сибири); Стольников В. Трагедия недоразумения на сталинском материале
  • Ъ. 1993. 17 марта (о ф. Затерянный в Сибири); Сагалова В. Человек и ГУЛАГ
  • Видео-Асс. Premiere. 1993. № 10 (о ф. Затерянный в Сибири); Митта А.: "Возродить советское кино невозможно". Лит. запись В. Мелик-Карамова
  • Огонек. 1995. № 21; Митта А.: "Кэмерон опередил Спилберга, но отстал от Эйзенштейна". Инт. В. Белопольской
  • Ъ. 1998. 22 янв.; "Времена великого кинематографа нам еще предстоят". Ответы на анкету
  • ИК. 1999. № 3; Митта А.: "Нет, нет, нет. Хватит книг". Инт. Л. Московкина
  • НГ. 1999. 29 апр.; Митта А.: "Какие-то взрослые мешаются под ногами". Инт. Н. Ивановой-Гладильщиковой
  • ОГ. 1999. 22 – 28 июля; Проклова Е. В роли себя самой. — М., Алгоритм, 1999 (в т. ч. об А. М.). Митта А.: Экипаж. Сценарии. — М., Крим-пресс, 1994 (в соавт. с Ю. Дунским, В. Фридом); Кино между адом и раем. — М., Подкова, 1999. Шоковая терапия
  • ИК. 1986. № 5; Кукушонок в гнезде
  • Сов. культура. 1988. 9 янв.; Цена успеха
  • Сов. культура. 1988. 16 апр.; Ломом в рельсу, а не кулаком в подушку
  • ИК. 1988. № 7; Три кроны
  • Сов. культура. 1988. 29 ноября; Культура оптом и в розницу
  • Огонек. 1989. № 9; "Изгнание из рая", или Год с учителем
  • СЭ. 1989. № 17; Компромисс для него был невозможен
  • В сб.: Вспоминая Владимира Высоцкого. — М., Сов. Россия, 1989; Будет излучать тепло и свет
  • В сб.: Владимир Высоцкий в кино. — М., Киноцентр, 1989; Сто лет безумия
  • Обозреватель. 1995. № 1; Стереотипы драматургии
  • Киносценарии. 1995. № 4 – 6, 1996. № 1 – 5, 1997. № 1, 2, 4 – 6; Сорок дней перед вечностью
  • ЛГ. 1998. 9 сент.