Сообщить об ошибке
Илья Авербах
режиссер

Родился 28 июля 1934 г. в Ленинграде. В 1958 г. окончил Первый медицинский институт, работал врачом. В 1964 г. окончил Высшие сценарные курсы в Москве (мастерская И. Ольшанского), в 1967 — Высшие режиссерские курсы при к/с "Ленфильм" (мастерская Г. Козинцева). С 1967 г. работал на к/с "Ленфильм".
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Умер 11 января 1986 г.

Будь он жив, вряд ли его современники умудрились бы с такой легкостью подменить все мыслимые и немыслимые критерии в эпоху, на пороге которой он умер. Его внезапный уход окажется символичным, как и всегда бывает в биографии большого художника: после смерти Ильи Авербаха ориентиры сместятся всерьез и надолго, и простая аксиоматика морали, которая сама собой разумелась в нем самом и в его фильмах, будет ...

 
 

[...] именно сейчас пришло время Ильи Авербаха — человека, чьей трагедией всегда был хороший вкус. Именно благодаря ему Авербах навеки остался в тени, в петербургском полупровинциальном статусе, в ряду режиссеров слишком литературных, — хотя мало кто в свое время пропустил «Монолог» и почти все восхищались «Чужими письмами». Пожалуй, «корневой мощи», стихийной силы, гениальной изобретательности в Авербахе ...

 
 

о фильме \"Степень риска\"

Фильм поставлен дебютантом умело и профессионально. Дело не только в том, что автор его, Илья Авербах,—в прошлом медик и, стало быть, говорит на родном языке (а картина поставлена по повести известного хирурга Н. Амосова «Мысли и сердце»), хотя и это важно.

Нетрудно воссоздать на экране обстановку больницы, операционной, точно и подробно воспроизвести на экр...

 
 

о фильме \"Степень риска\"

Откровенный натурализм показанного на экране вызывает одно чувство — ужас. Страшное лицо оперируемого, непонятные огоньки на телевизионном экране и бесконечно капающая в сосуд кровь — все это нам показывают очень долго. Когда, наконец, операция закончена, мы не вздыхаем облегченно — нам жутко. Хорошо еще, что название книги Н. Амосова не стало названием фильма. Хорош...

 
 

о фильме \"Степень риска\"

Вот эта степень ответственности, которая для героя фильма, хирурга Седова, по сути, беспредельна и не измеряется счетом ошибок, и не снимается счетом неудач — эта степень ответственности врача и эта мысль авторов фильма и является глубинным содержанием картины. Нетрудно понять, что это несколько иная ответственность, чем та, что декларируется как расплывчатая «ответственность каждого челове...

 
 

о фильме \"Степень риска\"

Картина ни разу, кроме, на мой взгляд, одной необязательной и прямолинейной сцены в финале, где как символ здоровья и силы возникают бодрые хоккеисты, не уводит нас за пределы больничных сцен, за ограду больничного сада. В этом одна из особенностей фильма. Он не берет на себя обязательства развлечь нас побочным, он берет на себя обязательство увлечь нас главным. Мы не...

 
 

о фильме \"Степень риска\"

Здесь в образе хирурга Седова впервые очертился главный и любимый герой Авербаха — герой, которому суждено было пройти дальше через все картины режиссера, воплотившись в несходных, индивидуально неповторимых и все же родственный между собой характерах.

Интеллигентность для этого героя не признак, связанный с профессией, а качество души. Для него самоотдача делу — цель жизни, а&n...

 
 

О фильме «Монолог»

Я выбираю фильм «Монолог» в память о ленинградском режиссере Илье Авербахе, а вместе с ним выбираю интимность, камерность и спокойную безусловность профессионализма, что некогда была присуща обочине советского мейнстрима. Я выбираю соблюденную в этом фильме золотую середину между жанром и авторством, между демократичностью и элитарностью. Я выбираю негромкую и отнюдь не выдающую...

 
 

о фильме \"Фантазии Фарятьева\"

Фарятьев, каким благородно и строго играет его Андрей Миронов, возможно, чудак, но отнюдь не сумасшедший (а такое слово, брошенное в его адрес, пошло, покатилось — ведь только обмолвись!). Он даже совсем не смешон, и любопытно, что артист, обладающий юмором и комедийной заразительностью, сознательно исключает из своей палитры комедийные и эксцентрические краски. В том-то,...

 
 

о фильме \"Фантазии Фарятьева\"

«Услышь чужую боль», название одной из рецензий на фильм Авербаха «Фантазии Фарятьева», — точно выражает еще один нравственный постулат режиссера.

Уважение к другому предполагает, в качестве обязательного условия, умение слышать — чужую беду, печаль, чужую радость, вообще чужую душевную музыку. Об этом фильм Авербаха «Фантазии Фарятьева».

В ...

 
 

Борис Берман. О чем этот фильм?

Илья Авербах. [...] Это фильм о том, как люди, очень близкие, подчас не понимают друг друга; о том, как они мучительно, трудно продираются к пониманию... каждый из них — в нашей картине это мать и две дочери — ищет свой выход из очевидно драматического положения, предлагает свой вариант. [...] И вдруг появляется странный человек, Фарятьев, ...

 
 

о фильме \"Фантазии Фарятьева\"

Чтобы сделать роль Шуры так, как умеет Неёлова, многое у Неёловой надо было разрушить. И при этом я знал, что никто другой точнее ее не сыграет драму Шуры, это был материал Марины, именно то, что играть ей нынче просто необходимо, чтобы не остановиться на месте.

В каждой роли есть ключевые, главные сцены. Малейшая ошибка в такой сцене может зачеркнуть роль. В «Фантазиях...

 
 

о фильме \"Фантазии Фарятьева\"

С «Фантазиями Фарятьева» [...] не все шло гладко из-за бесконечных организационных трудностей (неудобные сроки записи, необходимость сочинять без инструментов, ибо в гостиничных номерах рояли не водятся). Однако сама работа шла у меня легко, и итог режиссера устроил.

[...] На знаменитых актеров он смотрел собственными глазами, не поддаваясь гипнозу приросших масок, поручая им&n...

 
 

О фильме «Голос»

... Просматривая и вспоминая «Голос», почти невозможно отогнать странное ощущение, что фильм этот снят... не кинематографистом. Киносреда изображена словно не «изнутри», а «извне» — да с такой степенью ледяной отстраненности, доходящей до неприязни, что режиссер кажется посильно стремящимся не быть заподозренным в причастности к ней. [...]

(...) лишение ...

 
 

Элла Аграновская Илья Александрович, герои ваших фильмов, все до единого — интеллигенты. Это совпадение?

Илья Авербах Мне кажется, снимать нужно то, что хорошо знаешь. Разве не так? Кроме того, меня привлекают люди сложно устроенные, с их внутренними поисками, духовной активностью. А впрочем... Моей дипломной работой был фильм о боксерах. Он короткий, всего две части, и играли в нем...

 
 

О. Будашевская Что осталось самым ярким впечатлением ваших детских лет?

Илья Авербах Комфорт и покой в родительском доме — догорает печка, старый диван, еще не прочитанный Тургенев.

О. Б. С чем связано ваше любимое воспоминание о пережитом в юности ощущении счастья?

И. А. На Рижском взморье это было. Дюны. Ранние сумерки. ...

 
 

[...] Пароход плыл, вечерело. Четырнадцатый год, лучистые грани сифона, пледы, лого, игра в китайские палочки. Съемки идут, мне 12 лет. Илья Авербах сидит в парусиновом кресле, рядом в таком же сидит Павел Финн, подперев голову маленьким кулачком. Даша вертится и ждет другого вопроса. Я смотрю за борт и думаю о ерунде. Например — вон то судно, идущее нам наперерез, полно пиратами, и они возьмут нас на абордаж.

...

 
 

После «Объяснения в любви» я надеялся, что все мои сценарии будет ставить Авербах. Он больше не поставил ни одного. Снял «Фантазии Фарятьева» по пьесе Соколовой, документальный фильм о Ленинграде для Италии, «Голос» по сценарию Рязанцевой. И все. Правда, была у нас с ним еще не одна попытка.

Он ведь был совершенный — до наивности — фантазер в смысле творч...

 
 

В молодости мы часто говорили о смерти. Впрочем, мы не считали себя молодыми, когда Илья начал свою первую большую картину по книге хирурга Амосова «Мысли и сердце». Казалось бы, не случайно, как бывшему врачу, именно ему доверили эту экранизацию, но медицинская «фактура» — больничные палаты, белые халаты — совершенно его не привлекала, а в остальном книга чрезвычайно сложна для игро...

 
 

Авербах работал — всегда. И более всего, вероятно, когда находился в своих обидно длительных простоях.

Я не берусь рассказать, какая мучительная невидимая работала в нем самом. Но я знаю, как она отзывалась в других людях, связанных с ним дружбой и общей принадлежностью к кино. Все мы постоянно "или в напряженном творческом поде его замыслов, идей, сомнений, озарений, заблуждений.

Когда пришла печал...

 
 

Первая картина Авербаха была поставлена с абсолютной уверенностью зрелого режиссера, показывающего события, происходящие в гуще нашей жизни. Это была картина совершенно реалистическая, психологическая в самом глубоком смысле слова.

А дальше он сделал фильм по Лескову [«Драма из старинной жизни» (1972) — экранизация рассказа Н. Лескова «Тупейный художник»], где все было другое. Все, что он приобрел в пе...

 
 

Думаю, что все способные актеры так или иначе выбиваются из общего строя, хотя безусловно есть и бездарные, которые тоже оказываются в зените славы. Но это издержки. Бывают случаи сиюминутного попадания в волну среднего зрительского вкуса — чаще всего именно за счет усредненности дарования, среднеарифметической красоты, незадевания, что ли, нервов и эстетических представлений ленивого и нетребовательного зрителя. Такого рода случайные &l...

 
 

Работы
Режиссер
1967Личная жизнь Кузяева Валентина
совм. с И. Масленниковым
1968Степень риска
1971Драма из старинной жизни
1972Монолог
1975Чужие письма
1977Объяснение в любви
1979Фантазии Фарятьева
1982Голос
1983На берегах пленительных Невы
Сценарист
1968Степень риска
автор сценария
1971Драма из старинной жизни
автор сценария совм. с В. Беляевым
1979Фантазии Фарятьева
автор сценария
1983На берегах пленительных Невы
автор сценария совм. с Е. Игнатовой, С. Арановичем
Персонаж
2002Кинорежиссер: профессия и судьба
в серии \"Илья Авербах. Обратная точка\"


Фестивали и премии
1980МКФ в Салониках
Главный приз журнала «Золотая богиня Нике» (1975  Чужие письма)
1976МКФ в Джорджтауне
Почетный диплом (1972  Монолог)
1976МКФ в Неаполе
Спец. приз (1975  Чужие письма)
1974Премия польского журнала "Экран"
Лучшему иностранному фильму года (1972  Монолог)
1973МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1972  Монолог)
1969МФ фильмов, посвященных деятельности Красного Креста и здравоохранения, в Варне
Большой приз по разделу художественных фильмов (1968  Степень риска)
Библиография
  • в разработке