Сообщить об ошибке
Александр Расторгуев
режиссер

Родился 26 июня 1971 г. в Ростове-на-Дону. Окончил СПбГАТИ.
Тексты
 

О фильме «Чистый четверг»

[…] чтобы снять войну, совершенно не обязательно лезть под пули. Снять войну — значит найти адекватную точку зрения. Точку, с которой можно что-то увидеть самому и дать возможность увидеть зрителю. Ведь война — это не пули, а люди под пулями. А смотреть на людей наше «горячее» кино не успевает. Или не хочет. Или не умеет. Документалисты смотрят ...

 
 

О фильме «Мамочки»

[…] «Мамочки» — образец натуралистического направления в кино.

Юная пара ждет прибавления семейства. Условия их жизни — люмпенизированное пространство: нищета, алкоголизм. Отец будущего ребенка спорит со своей мамой по поводу возможности жить в ее квартире — она принципиально против, обвиняя сына в воровстве и пьянстве. Сын говорит маме: «...

 
 

НАТУРАЛЬНОЕ КИНО (МАНИФЕСТ)

Выпит весь воздух, в котором живет маленький мальчик, ставший старше на десять минут.

Доккинематограф -

из ныне здравствующих соблазнили авторством два великих чувака: Франк и Косаковский.

Оба они живут в пространстве вины за свой мир. Настоящего, большого горя виновности.

Из этого, почти божественного чувства, возникает их реальность.

Она имеет нравственный императив соп...

 
 

Три года назад я увидела Расторгуева, «Чистый четверг» и «Мамочки», а также «Мирную жизнь» Костомарова и Каттина, на первом фестивале «Кинотеатр dос». Эти документальные работы, с их невиданной близостью к людям, готовым с вопиющим бесстыдством раскрываться на камеру, заменили мне то, чего я не нахо?дила в литературе. Я теперь преданный зритель этого кино, желающий разгля...

 
 

Мнения о режиссере

Владимир ГРИГОРЬЕВ (режиссер, педагог)

Работы, которые он привозил из Ростова, были сплошной радостью.

Помню фильм «Родина» 1994 года. Тогда никто еще не мыслил снимать одним планом — он снял.

Камера стояла на высоком этаже и с одной точки наблюдала разрушающийся дом.

Но как строители его разрушают? Все по-российски. Очень медленно.

Одну плито...

 
 

О фильме «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных»

Виталий Манский, продюсер фильма «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных», назвал этот многочасовой опус Александра Расторгуева «Мертвыми душами». Имея наверняка в виду эпический размах обозрения и галерею новейших — в руссколитературном смысле — типов, настигнутых на черноморском пляже. Но я бы впечатляющий «Пляж» назвала не гоголе...

 
 

О фильме «Чистый четверг»

Лучший эпизод фильма — помывка солдат в банном вагоне.

Мало где люди так беззащитны, как в бане или в кресле стоматолога. Как бы держа это в уме, камера медленно, я бы даже сказал, деликатно, блуждает по телам и лицам молодых людей, с именем, фамилией и биографией. Хочется отвернуться — но не от стыда, а от жалости. От почти нестерпимого со-страдания, которые вызывают эти солдатики. Они долго и тщательно моются, чуть ли не до нутра отскр...

 
 

М. Разбежкина. […] Документалист в России, всем это известно, не публицист по своей природе. Он мечтает быть художником. Тысячам это не удается. Но лучшее кино, действительно, становится художественным актом, а не просто публицистическим выкриком. И именно поэтому оно не попадает на телевизионные экраны.

А. Расторгуев. Я категорически не согласен. Получается так, что, с одной стороны, есть общество, которое нуждается, но не может доверять бесконечному количеству бездарно...

 
 

Иван Голунов. А не приходило вам в голову, что, снимая, вы вторгаетесь в чужую жизнь, меняете ее?

Александр Расторгуев. Здесь уже мера твоей открытости решает этичность этого вопроса. Например, если ты приходишь к ним в барак, воняешь хорошими духами, смотришь на них через камеру, затем уходишь есть дежурный гамбургер, если ты так брезгливо относишься к ним, тогда — да: ты грубо вторгаешься...

 
 

Александр Расторгуев. Документальное кино — поэтический террористический акт задержания, взятия и удержания в заложниках героев и зрителей. Если в художнике находится какая-то точка наблюдения, то он, как занемевший киллер, лежит и не знает: хорошо или плохо убивать этого человека, будут по нему плакать дети… На самом деле понятно, что камера ломает героя. Проблема нравственная состоит в том, чтобы сохранить свою ...

 
 

Мнения о фильме «Мамочки»

Евгений МАЙЗЕЛЬ

Сегодня, когда одни документалисты упиваются бессюжетной фактурой, а другие, рассказывают свои истории без всякого осмысления используемых форм, мастерское сочетание бесстрастного вуайеризма и мрачной интриги, продемонстрированное Александром Расторгуевым, вызывает однозначную симпатию. (Сомнения в этике съемок, впрочем, тоже, но они — перманентный фон при просм...

 
 

Работы
Режиссер
1997До свидания, мальчики
2000Век мой
2000Твой род
2001Гора
2001Мамочки
2003Чистый четверг
2005Дикий, дикий пляж. Жар нежных
2011Я тебя люблю
Продюсер
2003Чистый четверг
продюсер совм. с В. Манским, Э. Сагалаевым


Фестивали и премии
2006МКФ в Амстердаме
Специальный приз жюри (2005  Дикий, дикий пляж. Жар нежных)
2006Премия «Белый Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
За лучший документальный фильм (2005  Дикий, дикий пляж. Жар нежных)
2006Российская независимая премия "Триумф"
(2005  Дикий, дикий пляж. Жар нежных)
2005Премия «Лавр»
За лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео (2005  Дикий, дикий пляж. Жар нежных)
2001Премия «Лавровая ветвь»
За лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм или фильм снятый на видео (2001  Мамочки)
2000ВТК "ТЭФИ-регион"
((2000  Век мой))
2000ВТК "ТЭФИ-регион"
((2000  Твой род))