Сообщить об ошибке
Владимир Машков
актер, режиссер

Родился 27 ноября 1963 г. в Туле. В 1990 г. окончил Школу-студию МХАТ (мастерская О. Табакова). Работал во МХАТ им. Чехова, с 1990 г. — в Театре под рук. О. Табакова. 
Среди театральных работ:
"Ундина" (1990, МХАТ им. Чехова); "Звездный час по местному времени" (1990, реж.), "Матросская тишина" (1990), "Учитель русского" (1990), "Ревизор" (1991), "Билокси-блюз" (1993), "Страсти по Бумбарашу" (1993, реж.), "Смертельный номер" (1994, реж.), "Анекдоты" (1996) — Театр под руководством О. Табакова; "Трехгрошовая опера" (1996, "Сатирикон", реж.); "№ 13" (2001, МХТ им. Чехова, реж.).
Премия Станиславского (1995, сп. "Смертельный номер").
Премия "Хрустальная Турандот" (1995, сп. "Смертельный номер").
Заслуженный артист России (1996).
Тексты
 

Быть актером — иногда не профессия, а участь, доля, судьбинушка. Однажды созданный образ может заслонить живую самость, а требовательное время приклеить маску к лицу. Был бы Владимир Машков бездарен, и разговор о нем был бы короткий. Но это деятельное и одаренное дитя своего времени явно вошло в общественное сознание с собственными мелодиями — а время само выбрало, чему звучать.

Быть актером — иногда не профессия, а участь, доля, судьбинушка. Однажды созданный образ может заслонить живую самость, а требовательное время приклеить маску к лицу. Был бы Владимир Машков бездарен, и разговор о нем был бы короткий. Но это деятельное и одаренное дитя своего времени явно вошло в общественное сознание с собственными мелодиями — а время само выбрало, чему звучать.

Быть актером — иногда не профессия, а участь, доля, судьбинушка. Однажды созданный образ может заслонить живую самость, а требовательное время приклеить маску к лицу. Был бы Владимир Машков бездарен, и разговор о нем был бы короткий. Но это деятельное и одаренное дитя своего времени явно вошло в общественное сознание с собственными мелодиями — а время само выбрало, чему звучать.

"Человек — прежде всего, зоологический тип!" — утверждает в пьесе Горького "Дачники" инженер Суслов. Такое животное мужского рода, даже и не собирающееся развиваться до общечеловеческой степени, и увидел кинематограф в образе смуглого разбойничка, роль которого взял на себя В. М. Многозначительные паузы, подтексты, психологические нюансы не для него. Он играет людей, идущих туда, куда они хотят. Дурная, лихая энергия сверкает в разбойничьем цыганском глазу, темная беззаконная сила прет из крепко очерченного хищного облика. Вот уж мужчина так мужчина — и все-таки что-то смутное есть в его герое, какая-то обманка, мнимость, подлог. Лишь однажды острый глаз Павла Чухрая вполне уловил суть подобного героя и дал ему исчерпывающее определение: "вор". Вор — это мужчина, во всеоружии мужских доблестей пошедший по темному, левому пути, пути разрушения и безответственности; подмена и перевертыш идеальной ипостаси Создателя, что-то вроде ложного белого гриба. И если новые времена вынесли на поверхность подобный тип хищного, беспредельного, животного эгоизма, то чести первооткрытия у этих времен нет ни малейшего: вор-разбойник, Ванька Каин, ловкий самозванец есть один из главных героев русского фольклора и бессменный персонаж русской действительности. Нет переводу этим персонажам, о которых еще в детстве, махнув рукой, говорят сердобольные старушки — "тюрьма по тебе плачет". Такие гоняют на вонючих мопедах по притихшей деревне, а потом, в пьяной драке, суют кому-то нож под ребро. Такие всплывали во времена всех смут и революций, ухмыляясь недоброй усмешкой, — недаром В. М. в конце девяностых получает роль Емельяна Пугачева в экранизации "Капитанской дочки". Проблема экранного существования В. М. заключается в стилистике тех фильмов, в которых он участвует. Он не знает, что делать в протяженных сценах с "подробностями" и не выдерживает долгих планов. Большую часть времени, проведенную в Подмосковных вечерах и Американской дочери, В. М. просто присутствует в роли. Жизнь для него — это прямое действие, выброс энергии. Поэтому в стремительно-энергичной клиповой Лимите, где его герой, компьютерный взломщик, не раздумывает над своими действиями и секунды, или в Воре, где найден киноэквивалент эстетике сиротской песни с ее живописным эпическим минимализмом, — В. М. как рыба в воде. В нем есть талантливая наблюдательность — остро и точно, к примеру, сыграна им та сцена в Воре, где мальчик-герой встречает своего мнимого отца Толяна после долгой разлуки. В. М. дает моментальный портрет русского вора на излете его дурной жизни, съевшего зубы в бесчисленных ходках, гаденького и циничного до изумления, но все еще соблюдающего декоративную приличность "фасада". Есть у В. М. и живой, бесхитростно-цирковой юмор — в обыгрывании, скажем, этапов дикого опьянения и крутого похмелья (Двадцать минут с ангелом). Но девяностые годы затребовали от актера прежде всего то лукавое свойство экранных теней, ту обманную фигуру соблазна, что условно именуется "быть секс-символом". Когда нечто обозначает что-то и им не является — а так можно расшифровать понятие "символ", — рождается параллельная действительности миражная жизнь. Здесь русскому Ваньке Каину, цыгану-конокраду, самозванцу, пишущему указы от имени царя, вполне раздолье. И если Михалков создает в эти годы из самого себя грандиозный иллюзионный образ Отца нации, то его младший современник В. М. — вариант воображаемого Любовника нации. Вряд ли случайно в эпизоде "Русского проекта" ОРТ оба двое изображают космонавтов, парящих в невесомости, разглядывающих просторы отечества и с несколько наигранным, но все-таки живым интересом обсуждающих, где водятся самые красивые девушки. Мнимость — естественное и непременное условие этой игры, а эрзац-реальность — удел грядущего века. Правда, для настоящего соблазнителя массового сознания В. М. слишком простодушен.

Орлом-разбойничком налетел В. М. и на кинорежиссуру, сняв в боевой самодеятельной стилистике опус Сирота казанская. Русская эрзац-реальность обогатилась еще одной аляповатой сказочной обманкой — к героине под Новый год являются сразу три претендента на роль отца. Призраки мнимой мужественности — всех этих несуществующих отцов и нереальных любовников — самый ходовой товар на фабриках грез, и возмущаться подлогом на чертовой ярмарке так же нелепо, как спрашивать совести у вора. Впрочем, азартный характер В. М. сулит биографию, полную приключений и сюрпризов: любимый девиз пионерских костров — "бороться и искать, найти и не сдаваться" — вдохновенно сияет на его челе пассионария, оказавшегося в плену инерционной фазы развития своего этноса (терминология Льва Гумилева). Ветер добычи неравнодушен к джентльменам удачи.

Татьяна МОСКВИНА

Владимир Машков // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 2. СПб, 2001

 
 

О фильме "Папа"

Машков удачно "выкручивается", снимая довоенную Москву бегущей, летящей камерой, давая картины праздничного гулянья или проездов по бульварному кольцу (надо быть очень внимательным в поисках просчетов и несоответствий, чтобы обратить, к примеру, внимание на то, что вместо привычной в то время брусчатки трамвайные пути вымощен...

 
 

О фильме "Папа"

"Матросская Тишина" для Владимира Машкова, поднаторевшего в изображении Абрама Шварца на театральной сцене,– не более чем предлог для собственного бенефиса, предпринятого с целью позиционировать себя в качестве не только собирающего кассу секс-символа, но и серьезного драматического актера, прекрасно функционирующего в возра...

 
 

О фильме "Папа"

"Папа" — театрального толка трехактовик. Он снят довольно близко к тексту пьесы Александра Галича "Матросская Тишина", написанной в оттепельные времена, а в постоттепельные запрещенной за мистицизм и еврейскую тематику. Снят безыскусно и вместе с тем не без потаенного пижонства, с монтажными и операторскими красивостями (особ...

 
 

О фильме "Идiотъ"

Ирма Каплан: Да, вы как-то даже говорили, что история Рогожина — история про вас, а в чем параллели? Или вы это на экране высказали?

Владимир Машков: У меня не было особых противоречий с ролью. Мне бы...

 
 

О фильме "Идiотъ"

Машков, актер, для которого игра — это прямой короткий выброс энергии, который не выдерживает долгих крупных планов и не знает, как держаться в протяженных ролях "с психологией", получил свою роль. Дикий, сумрачный, воспаленный, говорящий коротко, фразами, точно рубленными топором...

 
 

О фильме "Олигарх"

Несколько слов об исполнителе главной роли. Машков старается, и кое-что у него получается — особенно удаль и кураж в сценах из юности героев. Но когда он видит по телевизору человека, похожего на Александра Лебедя, и, набрав на мобильном номер Ларри, говорит ему что-то вроде: "Включи НТВ. Вот из кого мы сделаем президент...

 
 

О фильме "Олигарх"

Машков, пожалуй, идеально выполняет поставленную задачу: свой хваленый мачизм он совершенно пригасил. Наоборот, перед нами тихоня, интеллигент, терпящий катастрофическую неудачу при первой же попытке сделать что-нибудь крутое (пароход на мель посадил). Вся сила — в интеллекте, в неотразимом шарме, в нежности, с равной щедростью изливаем...

 
 

Работы
Режиссер
1997Сирота казанская
2004Папа
Сценарист
2004Папа
автор сценария совм. с И. Рубинштейном
Вокал
1995Американская дочь
Продюсер
2004Папа
продюсер совм. с И. Толстуновм, М. Зильберманом
Актер
1989Зеленый огонь козы
Никита
1990Делай — раз!
Шипoв
1990Ха-би-ассы
Xa-би-acc
1991Казус импровизус
Toля
1991Любовь на острове смерти
Стив
1992Аляска, сэр!
Андрей Львов
1993Я — Иван, ты — Абрам
Аарон
1994Лимита
Иван
1994Подмосковные вечера
Сергей
1995Американская дочь
Алексей
1996Двадцать минут с ангелом
1997Вор
Толян
1997Сирота казанская
Ларечник Федор
1998Две луны, три солнца
Алексей
1998Сочинение ко Дню Победы
1999Мама
Николай
2000Русский бунт
Емельян Пугачев
2000Танцы в "Голубой игуане"
200115 минут славы
2001Американская рапсодия
2001Давай сделаем это по-быстрому
Oлeг Вoлкoв
2001За линией фронта
2002Олигарх
Платон Маковский
2003Идиот
Парфен Рогожин
2004Папа
Абрам Шварц
2005Статский советник
Козырь
2006Охота на пиранью
Мазур
2006Питер FM
Мужик в тапках
2007Ликвидация
Давид Маркович Гоцман
2008Домовой
Домовой
2010Кандагар
Газинур Хайруллин
2010Край
Игнат


Фестивали и премии
2008Премия «Золотой Орел»
За лучшую мужскую роль на телевидении (2007  Ликвидация)
2008Премия «ТЭФИ»
в номинации «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале» (2007  Ликвидация)
2004КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз за лучшую мужскую роль (2004  Папа)
2004Открытый фестиваль социального кино и телепродукции в Вятке
Гран-при за лучший игровой фильм (2004  Папа)
2001МКФ в Москве
Приз «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль (2001  Давай сделаем это по-быстрому)
1999КФ «Созвездие»
Приз за лучшую главную мужскую роль (1997  Вор)
1999Премия деловых кругов «Кумир»
Специальный приз (1997  Вор)
1997ОКФ «Киношок» в Анапе
Приз за лучшую мужскую роль (1997  Вор)
1997Премия «Золотой Овен»
За лучшую мужскую роль (1997  Вор)
1997Премия «Ника»
За лучшую мужскую роль (1997  Вор)
1995МКФ «Звезды завтрашнего дня» в Женеве
Гран-при, Приз молодежного жюри (1994  Лимита)
1994КФ русского кино в Сан-Рафаэле
Приз «Синий парус» за лучшую мужскую роль (1994  Лимита)
1994ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Приз за лучшую мужскую роль Большого конкурса (1994  Лимита)
Библиография
  • Плахова Е. Былинная прелесть застоя...
  • ЛГ. 1990. 22 июля (о сп. "Звездный час по местному времени"); Борщаговский А. Из плена лет
  • ЭиС. 1991. 3 янв. (о сп. "Матросская тишина", в т. ч. о В. М.); Шемякин А. Вполне постмодернистская ситуация
  • НГ. 1993. 22 окт. (о сп. "Страсти по Бумбарашу"); Кулиш А. Негодяи в смокингах
  • НГ. 1994. 22 июля (о ф. Лимита, в т. ч. о В. М.); Плахова Е. Если б знали вы, как мне дороги...
  • ИК. 1994. № 8 (о ф. Подмосковные вечера, в т. ч. о В. М.); Машков В.: "У этого времени — мой ритм". Инт. Н. Ртищевой
  • Экран. 1994. № 8; Агишева Н. Лимита не подведет
  • МН. 1994. 4 – 11 сент. (о ф. Лимита, в т. ч. о В. М.); Маршанская К. Владимир Машков, принесенный ветром
  • Огонек. 1995. № 1-3; Павлова И. Радиация
  • Экран. 1995. № 2 (о ф. Подмосковные вечера, в т. ч. о В. М.); Алексеев И. Допрос. Инт. с В. М.
  • Матадор. 1995. № 3; Владимирова А. Владимир Машков не знает, что такое звездная болезнь. Инт. с В. М.
  • Экран. 1995. № 4; Плахов А. Американский жанр охотно становится русским — хотя и не новым
  • Ъ. 1995. 28 апр. (о ф. Американская дочь, в т. ч. о В. М.); Должанский Р. Циркачи из табакерки
  • Моск. наб. 1995. Май (о сп. "Смертельный номер"); Машков В.: "Самое невыносимое — бездействие". Инт. Л. Малюковой
  • ИК. 1995. № 7; Москвина Т. В поисках любовника
  • Сеанс. 1995. № 10 (в т. ч. о В. М.); Шумяцкая О. От тюрьмы до народной любви. Инт. с В. М.
  • Стас. 1996. № 2; Шумяцкая О. Звездный час по местному времени
  • ОГ. 1996. 21 – 27 ноября; Москвина Т. Единственная добродетель
  • ЧП. 1996. 18 дек. (о сп. "Трехгрошовая опера"); Добротворский С. Алиса в беспределе
  • Сеанс. 1996. № 12 (о ф. Американская дочь, в т. ч. о В. М.); Плахов А. Любить по-русски: 20 секс-символов российского кино
  • Premiere. 1997. № 2 (в т. ч. о В. М.); Туровская М. "Трехгрошовая опера" в эпоху мыльных опер
  • Моск. наб. 1997. № 3-4 (о сп. "Трехгрошовая опера"); Мужское и женское. Анкета ИК
  • ИК. 1997. № 5 (в т. ч. ответы В. М.); Любарская И. Владимир Машков — человек Energizer
  • Premiere. 1997. № 5; Савельев Д. Держи Вора, или Не пойман — не Вор
  • ЭиС. 1997. 11 – 18 дек. (о ф. Вор, в т. ч. о В. М.); Груева Е. Сирота народная
  • Итоги. 1997. № 48 (о ф. Сирота казанская); Аннинский Л. Достояние обворованных
  • ИК. 1998. № 1 (о ф. Вор, в т. ч. о В. М.); Маслова Л. Thief of hearts, или Похититель сердец
  • Сеанс. 1998. № 16 (о ф. Вор, в т. ч. о В. М.); Малюкова Л. О бедной сиротке замолвите слово...
  • ЭиС. 1998. № 2 (о ф. Сирота казанская); Машков В.: "Хочу поработать артистом". Инт. Ю. Фелицыной
  • Premiere. 1998. № 3; Юсипова Л. Грань между мачизмом и мочизмом
  • РТ. 1998. 7 апр. (о ф. Две луны, три солнца, в т. ч. о В. М.); Маслова Л. О праздничном торте, денежном круговороте и русском Голливуде
  • ИК. 1998. № 4 (в т. ч. о ф. Сирота казанская); Шишков В. Восточная элегия в московских переулках
  • ЭиС. 1998. № 16 (о ф. Две луны, три солнца, в т. ч. о В. М.); Михалев В. Декада Машкова
  • Культура. 1998. 4 – 10 июня; Быков Д. День Победы! Как он стал от нас далек...
  • ИК. 1998. № 11 (о ф. Сочинение ко Дню Победы, в т. ч. о В. М.); Быков Д. "Вынесет все..."
  • ИК. 1999. № 7 (о ф. Мама, в т. ч. о В. М.).