Сообщить об ошибке
Александр Зархи
режиссер
 
Родился 18 февраля 1908 г. в Петербурге. Работал в типографии "Омега". В 1925-1927 гг. учился в Ленинградском техникуме экранного искусства, в 1927-1928 гг. — на киноотделении Ленинградского Пролеткульта. В 1930 г. возглавил (с И. Хейфицем) молодежное объединение — Первую комсомольскую постановочную бригаду. В 1927-1955 гг. — режиссер к/с Ленинграда, Ташкента, Тбилиси, Баку, Минска. С 1955 г. — режиссер к/с "Мосфильм".
Народный артист СССР (1969).
Герой Соц. Труда (1978).
Умер 27 января 1997 г. в Москве.
Тексты
 

Конец 20-х — начало 30-х годов — трудное время для советского кино. Заканчивал свое существование типажно-монтажный кинематограф. Звуковых фильмов еще не ставили, но идея звука реяла в воздухе. Кинематограф стоял на пороге создания новой эстетической системы, сориентированной на актера и звучащее слово, на героя и драматургию. […] Противоречивость этого периода сказалась на творческих поисках И. Хейфица и А.&n...

 
 

 В годы, когда Александр Зархи и Иосиф Хейфиц работали над своей картиной «Ветер в лицо», еще звучали последние отголоски споров о том, что такое «комсомольский поэт» (а также режиссер, художник, прозаик) и не является ли его «спецификой» ограничение своих творческих интересов исключительно комсомольской тематикой. […]

«Ветер в лицо» — фильм о рабочей молодежи. «По...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Однажды Адриан Иванович сказал мне: «А не поставить ли нам картину про Тимирязева?»

 — А в чем смысл ее? — ответил я вопросом.

Пиотровский заговорил горячо и убежденно: «Как в чем? Вы только подумайте! Семидесятилетний ученый прожил всю жизнь в старом обществе, мировая знаменитость — и пришел к пролетарской ...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Г. Васильев. […] у каждого режиссера есть какой-то круг, где он наиболее может выразиться. Мне кажется, что для Зархи и Хейфица их зона — это область картин, которые по-настоящему выявили лицо режиссеров — это такие картины, как «Моя родина», «Горячие денечки».

Я не совсем уверен, что если это вещь нужная, то ставить ее ...

 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Это было […] весной 1936 года.

Однажды в коридоре фабрики «Совкино», нынешней студии «Ленфильм», ко мне подошел режиссер Иосиф Хейфиц и сказал:

 — Знаешь, Майк, — так меня называли в группе, — пока не готов сценарий «Наши знакомые», мы, очевидно, будем ставить небольшой фильм о старике-ученом.

...
 
 

О фильме «Депутат Балтики»

Творческая история фильма «Депутат Балтики» во многом поучительна и может представлять значительный интерес как для историков, так и для современных кинематографистов. […]

 В сценарии было немало подробностей, взятых их биографии Тимирязева. Первые слова, произносимые Изборским, — точные слова, которыми он начал в Лондонском Королевском обществе лекцию о &l...

 
 

Положение на киностудии «Мосфильм» «никакое». Растерянность руководства. Многие чувствуют себя временными. Оглядываются все время на Союз кинематографистов. Директор студии чуть ли не согласовывает с СК кандидатуры художественных руководителей объединений. Звонки в Союз с жалобами. Неуверенность руководства студии впрямую связана с неуверенностью руководства Госкино СССР. На что держит курс Госкино? Кинематографисты эт...

 
 

О фильме «Анна Каренина»

Тогда Зархи был одним из первых, кто осмелился по-новому, по-своему взглянуть на классику в кино.

 — […] Александр Григорьевич — тот человек, который открыл мне глаза.

 — И что же Вы увидели?

 — Увидела, что Анна — и не трагедийная героиня, и не жертва страсти. Это существо какого-то третьего порядка, д...

 
 

Звенит звонок, я беру трубку, уже зная, кто может звонить в это вечернее время.

 — Это некто Зар-хи, — немолодой баритон, прикидывающийся официальным. — А это некто…

 — Он, Александр Григорьевич. Какие новости?

 — Смотря из какой области. Как дела?

 — Как сажа бела. — Традиционная игра, для разгона.

 — А я думал: госзаказы, сцена...

 
 

Наша кинематографическая жизнь началась одновременно и развилась в основном одинаково. Поэтому и свой творческий путь мы расскажем, как путь одного человека.

[…] Мы впервые вошли в киноателье как мальчишки на побегушках и на самих себе изведали все радости и горести служения сложному и многообразному кино. Кинематографическая теория в 1927 году начинала только слагаться; нигде не учили кинематографу и н...

 
 

Искусство не может, не должно оставаться в стороне от важных событий, явлений, процессов жизни. Кинематография же, как искусство массовое, народное, влиятельное, может играть в этом смысле важную роль и вопросы «текущей повестки дня» поднять до огромных художественных обобщений. […]

Пронзающее око кинообъектива, направленное в глубины явлений, характеров, социальных и личных проблем, должно обладать зоркостью персп...

 
 

[…] Разумеется, ни о какой подмене литературы кинематографией и речи быть не может, язык кино ни в коей мере не заслоняет исконную прелесть и силу печатного слова, и, скорей, наоборот, фильм, созданный по роману, способен вызвать интерес к литературной первооснове, желание перечитать снова, а в иных случаях экранизация и вовсе возвращает из забвения произведения, бесславно дряхлеющие в «Историях миро...

 
 

Я слишком долго работаю в кино, чтобы укрыться равнодушием от его нынешней незавидной участи. […]

Для зрителя герой — зеркало. И если оно служит не пассивному созерцанию, а внушает стремление в личному совершенствованию — это и определяет значение фильма. […]

Думаю о кино: грустно наблюдать, как, обретя с перестройкой свободу творчества, кинематографисты предают духовный мир зрителей, занима...

 
 

Работы
Режиссер
1928Песнь о металле
режиссер монтажа совм. с М. Шапиро, В. Гранатманом, И. Хейфицем
1930Ветер в лицо
совм. с И. Хейфицем
1931Полдень
совм. с И. Хейфицем, А. Колбановским
1933Моя Родина
совм. с И. Хейфицем
1935Горячие денечки
совм. с И. Хейфицем
1936Депутат Балтики
совм. с И. Хейфицем
1940Член правительства
совм. с И. Хейфицем
1944Малахов курган
совм. с И. Хейфицем
1945Разгром Японии
1946Во имя жизни
совм. с И. Хейфицем
1948Драгоценные зерна
совм. с И. Хейфицем
1950Огни Баку
совм. с И. Хейфицем, Р. Тахмасибом
1951Колхоз "Рассвет"
1952Павлинка
1955Нестерка
1957Высота
1959Люди на мосту
1962Мой младший брат
1967Анна Каренина
1973Города и годы
1976Повесть о неизвестном актере
1980Двадцать шесть дней из жизни Достоевского
1986Чичерин
Сценарист
1931Полдень
автор сценария совм. с И. Хейфицем, А. Колбановским
1933Моя Родина
автор сценария совм. с М. Блейманом, И. Хейфицем
1935Горячие денечки
автор сценария совм. с И. Хейфицем
1936Депутат Балтики
автор сценария совм. с Л. Любашевским, И. Хейфицем, Л. Рахмановым
1940Член правительства
участие в сценарии
1944Малахов курган
автор сценария совм. с Б. Войтеховым, И. Хейфицем
1946Во имя жизни
автор сценария совм. с И. Хейфицем, Е. Габриловичем при участии С. Ермолинского
1962Мой младший брат
автор сценария совм. с В. Аксеновым, М. Анчаровым
1967Анна Каренина
автор сценария совм. с В. Катаяном
1973Города и годы
автор сценария совм. с В. Валуцким
1976Повесть о неизвестном актере
автор сценария совм. с В. Валуцким
1986Чичерин
автор сценария совм. с В. Логиновым


Фестивали и премии
1981МКФ в Берлине
Участие в Основной программе ((1980  Двадцать шесть дней из жизни Достоевского))
1968МКФ в Каннах
Участие в Основной программе (1967  Анна Каренина)
1958ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Особый приз за комбинированные съемки (1957  Высота)
1957МКФ в Карловых Варах
Главный приз (1957  Высота)
1957МКФ в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве
Золотая медаль (1957  Высота)
1947Сталинская премия
II степени (1946  Во имя жизни)
1946МКФ в Венеции
Латунная медаль (1936  Депутат Балтики)
1946Сталинская премия
((1945  Разгром Японии))
1941Сталинская премия
II степени (1936  Депутат Балтики)
1937Международная выставка декоративных искусств в Париже
Гран-при (1936  Депутат Балтики)