Сообщить об ошибке
Станислав Любшин
актер
 
Родился 6 апреля 1933 г. в Москве. В 1959 г. окончил Театральное училище им. Щепкина (мастерская К. Зубова, затем — В. Цыганкова).
Работал в театре "Современник", Театре на Таганке, Театре им. Ермоловой, Театре на Малой Бронной, с 1980 г. — во МХАТе (ныне — МХТ им. Чехова).
Среди театральных работ:
"Пять вечеров" (1959), "Голый король" (1960), "Два цвета" (1959) — театр "Современник"; "Добрый человек из Сезуана" (1964), "Герой нашего времени" (1964) — Театр на Таганке; "Конец Дон-Жуана" (1973), "Веранда в лесу" (1976) — театр на Малой Бронной; "Прошлым летом в Чулимске" (1974, Театр им. Ермоловой); "Тартюф" (1981), "Обвал" (1982), "Иванов" (1986), "Чокнутая" (1986), "Колея" (1987), "Вишневый сад" (1989), "Из жизни дождевых червей" (1991), "Возможная встреча" (1992), "Борис Годунов" (1994), "Мишин юбилей" (1994), "Три сестры" (1997), "Сирано де Бержерак" (2000), "Немного нежности" (2003), "Ю" (2001), "Художник спускающийся по лестнице" (2005) — МХАТ (ныне — МХТ им. Чехова).
Орден Трудового Красного Знамени (1972).
Н
Тексты
 

Актер уникальных и великих возможностей, Станислав Любшин труден для любого режиссера и для любой истории. Где бы он ни очутился, какими бы фабульными обстоятельствами ни был призван, С. Л. не даст сюжету ни единого шанса подчинить, "переварить" себя и будет ревностно охранять собственную суверенность. Он способен нагрузить фильм балластом не предполагавшегося в замысле, он готов поломать жанр, и он всег...

 
 

Любшин со своей неброской красотой, с тихим достоинством, с неподражаемым умением молчать в кадре или сценическом эпизоде, когда это молчание выдавало внутреннюю работу души и вызывало уважение к личности, стал идеальным героем в не трескучем понимании этого слова.

КАМИНСКАЯ Н. Человек, поднимающийся по лестнице // Газета «Культура». . 2008. № 14 (7627).

...
 
 

Станислав Любшин появляется на экране в усеченной, замученной, переименованной «Заставе Ильича» Марлена Хуциева - именно этот фильм можно считать началом его кинобиографии. Играет Славку, о котором писали потом, что вроде парень простой, свой, с соседнего двора, а запросто не подойдешь и по плечу не похлопаешь. Слова эти применимы, пожалуй, ко всем героям Любшина. Удивительным образом в них сочетаются народность и интеллигентность, внешняя простота и внутренняя сложность, понятность и неодно...

 
 

Александр Володин о Станиславе Любшине

Меня всегда поражали и восхищали его глаза. Он говорил и говорит ими больше, чем текстом. Помню потрясающий эпизод в «Пяти вечерах». Там его герой, оставшись совсем один, в какой-то столовой пьет горькую, а потом начинает петь: «Не для меня поет весна, и в небе жаворонок вьется…» Для меня эта сцена автобиографична: как-то, облепленный черными мыслями, я вот так же сидел со стаканом и мурлыкал песенку, но никак не мог вспомнить слова...

 
 

...Когда вышел фильм «Щит и меч», то это была моя мечта — бороться с фашизмом, с самым страшным злом. Это все для меня всерьез было. Моя мечта детства осуществилась. Я перед фильмом «Щит и меч» еще снимался в «Третьей ракете» по повести Василя Быкова, потом была «Альпийская баллада» — там из плена убегал, за мной собаки гнались, трагически закончилась жизнь этого персонажа. [...]

...Но главное, что мне стали предлагать такие же роли. Разведчики, офицеры. А это конец всему. Я понимаю...

 
 

Работы
Режиссер
1977Позови меня в даль светлую
совм. с Г. Лавровым
1980Три года
совм. с Д. Долининым
Актер
1959Сегодня увольнения не будет
Николай Солодовников
1962Конец света
отец Михаил
1963Если ты прав...
Алексей
1963Третья ракета
Лозняк
1964Большая руда
Антон
1964Застава Ильича
Слава Костиков
1964Какое оно, море?
Евгений-Звездочет
1965Альпийская баллада
Иван
1966Ожидания
геолог
1968Первая любовь
Лушин
1968Щит и меч
Иоганн Вайс-Белов
1970Красная площадь
Дмитрий Амелин
1971Пристань на том берегу
Алексей
1972Монолог
Котиков «Самсон»
1972Моя жизнь
Полознев
1972Печки-лавочки
Иван Степанов
1974Вольц — жизнь и преображение немецкого анархиста
Людвиг
1974Ксения, любимая жена Федора
Федор Петров
1976Сентиментальный роман
Кушля
1976Слово для защиты
Виталий Федяев
1977Позови меня в даль светлую
Владимир Николаевич
1977Степь
Константин
1978Острова в океане
1978Пять вечеров
Ильин
1979Встреча (в к/а Молодость № 3)
Васильев
1979Тема
Бородатый
1980Не стреляйте в белых лебедей
Егор Полушкин
1980Три года
Алексей Лаптев
1986Кин-дза-дза
Машков
1986Мы веселы, счастливы, талантливы!
Клюев
1987Забавы молодых
Горшков
1988Черный монах
Коврин
1989Канувшее время
Онисимов
1989Тартюф
1990Вечный муж
Пал Палыч
1991Нелюбовь
фотограф
1991Царь Иван Грозный
боярин Морозов
1991Шкура
Митрич
1992Большой капкан, или Соло для кошки при полной луне
Арзамасский
1992Дымъ
Потугин
1992Женщина в море
Виктор
1992Увидеть Париж и умереть
Солодов
1993Мечты идиота
Паниковский
1997Царевич Алексей
1998Кадриль
1998Чехов и К
1999Одна любовь души моей
2001Обнаженная натура
2002Кино про кино
2003Формула
2004Земное и небесное
ведущий в ф. \"Благоверный князь\"
2004Усадьба
2004Шахматист
Дядя Федя, учитель Павла, шахматист
2005Риэлтор
2005Умножающий печаль
Палей
2009Антикиллер ДК: любовь без памяти


Фестивали и премии
1979МКФ молодых кинематографистов в Йере
Премия за лучшую мужскую роль (1978  Пять вечеров)
1977МКФ в Мангейме
Большой приз г. Мангейма, Премия FIPRESCI (1977  Позови меня в даль светлую)
Библиография
  • Сабашникова Е. Станислав Любшин. — М., Киноцентр, 1990. Климoнтович Н. Станислав Любшин: нота, гамма, аккорд...
  • В сб.: Актеры и роли. — М., Союзинформкино, 1986; Труснова Е. Станислав Любшин
  • СФ. 1987. № 5; Гуревич Л. Многозначность здравого смысла
  • ИК. 1987. № 7 (о ф. Кин-дза-дза, в т. ч. о С. Л.); Кушниров М. На третьем дыхании
  • ИК. 1987. № 7 (о ф. Кин-дза-дза, в т. ч. о С. Л.); Бачелис Т. Метаморфозы Мольера
  • В сб.: Классика и современность. Проблемы режиссуры 60 – 70-х годов. — М., Наука, 1987 (о сп. "Тартюф", в т. ч. о С. Л.); Агишева Н. Вечные скитальцы Станислава Любшина
  • СЭ. 1988. № 9; Агишева Н. Стоит ли идти на Голгофу?
  • ИК. 1988. № 11 (о ф. Черный монах, в т. ч. о С. Л.); Шемякин А. Черный монах
  • СФ. 1988. № 9 (об одноим. ф., в т. ч. о С. Л.); Дмитриева Н. Время личности
  • Культура и жизнь. 1988. № 12; Плахова Е. Свидетель незримого
  • Кино (Рига). 1989. № 2 (о ф. Черный монах, в т. ч. о С. Л.); Гарон Л. Любшин – Иванов
  • Культура. 1989. 28 ноября (о С. Л. в сп. "Иванов"); Зоркая Н. Кануло ли в вечность время?
  • Мнения. 1990. Вып. 4 (о ф. Канувшее время, в т. ч. о С. Л.); Зайцева Л. Роль на всю жизнь
  • ЭиС. 1990. 6 дек. (о ф. Вечный муж, в т. ч. о С. Л.); Мурзина М. Два существа в беспредельности
  • ЭиС. 1991. 18 апр. (о ф. Вечный муж, в т. ч. о С. Л.); Колбовский А. "Я одинок"
  • Экран. 1992. № 5 (о ф. Вечный муж, в т. ч. о С. Л.); Плахова Е. Аспекты нелюбви
  • Экран. 1992. № 7 (о ф. Нелюбовь, в т. ч. о С. Л.); Левинская Е. Почему они не уходят? Инт. с С. Л.
  • ТЖ. 1993. № 1; Свободин А. Встретились!
  • ЛГ. 1993. 20 янв. (о сп. "Ужин в четыре руки", в т. ч. о С. Л.); Гульченко В. Преодоление одиночества
  • ЭиС. 1993. 11 – 18 февр. (о сп. "Возможная встреча", в т. ч. о С. Л.); Шах-Азизова Т. Артист
  • Культура. 1993. 10 апр.; Демин В. Значит, "они" против "своих"?
  • Культура. 1993. 22 мая (о ф. Увидеть Париж и умереть, в т. ч. о С. Л.); Любшин С.: "Театр, в котором я живу". Инт. И. Корнеевой, О. Фукс
  • МН. 1993. 11 июля; Крымова Н. Если бы знать...
  • ЛГ. 1997. 5 марта (о сп. "Три сестры", в т. ч. о С. Л.); Фридштейн Ю. Пустое пространство дома Прозоровых
  • ТЖ. 1997. № 5-6 (о сп. "Три сестры", в т. ч. о С. Л.); Хохрякова С. Мужчинам идет заниматься делом. Любшин и его сыновья
  • Культура. 1998. 17 – 23 сент. Любшин С.: Он был...
  • В кн.: Артист. Книга о Евгении Александровиче Евстигнееве. — М., Культура, 1994.