Сообщить об ошибке
Павел Лунгин
режиссер, сценарист

Родился 12 июля 1949 г. в Москве. В 1971 г. окончил отделение математической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 г. — режиссерское отделение ВКСР (мастерская Г. Данелия, М. Львовского).
В кино дебютировал как сценарист в 1976 году — фильмом «Все дело в брате» (режиссер В. Горлов). В 1990 году как режиссер поставил по собственному сценарию фильм «Такси-блюз».
В январе 2004 года с единомышленниками организовал Студию Павла Лунгина по производству полнометражных художественных, телевизионных и документальных фильмов.
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз за режиссуру» за 1990 год, фильм «Такси-блюз».
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз за лучший подбор актeров» за 2000 год, фильм «Свадьба».
С начала 1990-х годов живет во Франции и в России.
Тексты
 

До сорока с небольшим Павел Лунгин был тем москвичом, про которого сочиняют страшные истории не-москвичи. Греб шальные гонорары за сценарии про советскую власть в Хакасии (дельные, между прочим, подростковые истерны), купечествовал и краснобайствовал в кабаках творческих союзов. Никто б не удивился, явись он в собрание под цыганское «ай-нанэ» и напои лошадь крюшоном. Москвич, одним словом; видали мы таких. Как вдруг случилась ...

 
 

О фильме «Остров»

В обществе, чьи представления о вере формулируются, в лучшем случае, по Льву Кассилю с патриархом Гематогеном и «Христос Воскрес его фамилия», даже в высшей степени неортодоксальный «Остров» может спровоцировать аллергическую реакцию. С тех пор, как Дрейер экранизировал пастора Мунка, немногим умам доставало беспристрастности Трюффо, чтобы отнестись к фильмам «божест...

 
 

О фильме «Остров»

[…] Петр Николаевич Мамонов, в ватнике без рукавов, с пятнами сажи и седой растительностью на изможденном лице, бормочет на средне-крупном плане. Взгляд его обращен чуть выше камеры, фон затемнен, на лицо, наоборот, падает яркий свет. Мамонов размашисто крестится, потом и вовсе пропадает из кадра — кланяется. Потом все повторяется снова. Наконец, на лице Мамонова &mdas...

 
 

О фильме «Олигарх»

Даже если Лунгин делал картину без всякого заказа со стороны Березовского, у них и без того много общего: Лунгин, как и БАБ, обладает способностью внушать зрителю отменно либеральные идеи с помощью отменно тоталитарных, истинно советских клише. Но другого языка здешние массы и не разумеют! […]«.

БЫКОВ Д. Лохотрон или водка из горлышка // ...

 
 

О фильме «Олигарх»

Если бы правда жизни хоть в какой-то степени владела умом Лунгина, то в главной роли он снял бы ну Газарова или Сухорукова, или другого какого мастера монстров. Однако Лунгин сделал все, чтобы своего героя предельно романтизировать, очистить, приподнять над действительностью. Олигарх — в народе бранное слово типа «аллигатор». […] Если настоящих олигархов в Рос...

 
 

Лет пятнадцать назад, когда я только что пришел во ВГИК и начал преподавать там сценарное мастерство,  я услышал по радио интервью Павла Лунгина. Передача касалась кинематографа, и Павел Семенович с сокрушительной откровенностью обвинил всю нашу музу в чудовищном примитивизме и пошлости: «Что можно экранизировать в кино и что более всего для него подходит? Конечно же, блатная песня. Или кафешантан. Например, «Девушка из Н...

 
 

О фильме «Бедные родственники»

«Бедные родственники» рифмуются со «Свадьбой». Обе работы выполнены в стиле неукротимой витальности, в манере «буря и натиск», «скорость и наглость», на грани потери «хорошего вкуса» — этой сомнительной категории, по наличию которой отечественные образованцы-начетчики опознают своих, «грамотных». Роевое то...

 
 

О фильме «Бедные родственники»

При всех своих бесспорных достоинствах — внятная и энергичная фабула, профессиональные, хоть и не без автоматизма, актерские работы, умелая режиссура, своевременная тема, некоторые даже намеки на катарсис — фильм Павла Лунгина, который выглядит совсем как настоящий, не доставляет малышам особенной радости. Подделка, бутафория, новострой, что еще и по сценарию [&hell...

 
 

…Начались для меня 90-е с того, что я написал «Такси-блюз», первый сценарий, который соответствовал мне и моему внутреннему миру. Первый, написанный не на заказ – я писал о себе, о своих ощущениях. И как-то освободился. […] С перестройкой в стране начались перемены и в моей собственной жизни. Как режиссер я, несколько неожиданно для себя самого, снял фильм. Попал в Канны, взял приз. Я был к этому внутренне не готов. И как бы на ощупь пошел по этой...

 
 

О фильме «Олигарх»

Обыватель представляет себе олигарха круглые сутки жрущим, пьющим и катающимся на слонах и лишь раз в полгода включающим на пять минут свой мозг, чтобы выстроить очередную финансовую пирамиду и снять с обывателя последнюю рубашку. Фильм Павла Лунгина имеет своей благородной целью показать, что все немножко не так, однако после его просмотра усугубляется впечатление, что именно так все и о...

 
 

О фильме «Бедные родственники»

Актерским многообразием и общей позитивной интонацией с привкусом светлой печали «Бедные родственники» напоминают пятилетней давности лунгинскую «Свадьбу», от которой хронологически их отделяет фильм «Олигарх», остающийся каким-то нелюбимым подкидышем, самым бедным и бледным родственником среди бодрых и румяных детищ этого режиссера. Головокружительную исто...

 
 

О фильме «Дело о «Мертвых душах»

Большинство рецензий на телесериал были отрицательными и зачастую содержали каламбуры, обыгрывающие слово «гоголь-моголь». Порой лента действительно может показаться нагромождением разнообразных гоголевских и «под Гоголя» образов и сюжетов. Но имена известных режиссера и сценариста говорят о том, что все не так просто и перед нами отнюдь не&...

 
 

О фильме «Дело о «Мертвых душах»

Зачем вообще берутся за экранизацию? […]

Есть, полагаю, два объяснения.

Первое — совершенно детская потребность приобщиться к любимой книжке, вступить в ее пространство и время, стать сообщником: так мы рисовали картинки к «Всаднику без головы» и «Острову сокровищ», к «Дэвиду Копперфилду» и ...

 
 

О фильме «Дело о «Мертвых душах»

Увиденное на НТВ точнее было бы назвать «Посильные размышления кинорежиссера Павла Лунгина по поводу творческого наследия Николая Гоголя». Забавная тема для сочинения при поступлении в какой-нибудь столичный творческий вуз.

Что же касается гоголевской мистики, которую так старательно визуализировали создатели»Дела о «Мертвых душах», то ...

 
 

О фильме «Дело о «Мертвых душах»

История маленького человека, которого большие дяди из столицы засылают в мутное пространство российской глубинки, откуда, как известно, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь, получилась совсем не смешной, не интригующей, но зато по-своему печальной и затягивающей. Конечно, кунштюков в фильме много больше, чем хотелось бы: например, эп...

 
 

О фильме «Остров»

«Остров» — зрелище слишком специфическое, чтобы можно было хотя бы с минимальной долей уверенности прогнозировать его фестивальные и прокатные перспективы. Сценарий о мучительно кающемся грешнике вышел из-под пера Дмитрия Соболева, ученика Юрия Арабова, и в общем-то содержит многие излюбленные мотивы учителя, только отягощен массой логических неувязок и неудобоваримых диалогов....

 
 

О фильме «Остров»

Не присягая реализму, не претендуя на объективность, увлекаясь допущениями, Лунгин и прежде вовлекал зрителя в истории, где вольготно чувствуют себя правды небольшие, частные. В данном случае, это правда верующего человека, редуцированная в просвещенном обществе из всеобъемлющей истины всех в локальный, под личную ответственность проект. Талант Лунгина и гений Петра Мамонова, пр...

 
 

Ольга Будашевская. […] «Быть знаменитым некрасиво». Или это заблуждение?

Павел Лунгин. Это заблуждение. […] Во Франции меня узнают на улицах. О, такси-блюз, говорят. И все время такое чувство, что двигают, как шахматную фигуру, по каким-то неизвестным линиям и полям. Я теряю, я потерял свою восхитительную -

О. Б.  Иронию?

П. Л.  — сво...

 
 

…я дал Павлу Семеновичу прочитать его интервью двадцатилетней давности, которое мы опубликовали в этом сборнике. Оно было взято Ольгой Будашевской накануне премьеры фильма «Такси-блюз» на Каннском фестивале. Лунгин читал долго и мрачно, пока, наконец, не признался, что ему неприятен этот человек на бумаге.

- Почему?

- Какая-то почти религиозная попытка наслаждаться жизнью сегодня кажется мне чрезмерной. Такое о...

 
 

Работы
Режиссер
1990Такси-блюз
1991ГУЛАГ — секрет счастья
1992Луна-парк
1993Ницца: маленькая Россия
1993Подпольный пионер
1994Эскимосы: Лишний народ
1995Век писателей
в серии \"Маяковский\"
1995Море всех русских (в к/а По поводу Ниццы. Продолжение)
1996Линия жизни
2000Свадьба
2002Олигарх
2005Бедные родственники
2005Дело о «Мертвых душах»
2006Остров
2007Ветка сирени
2009Царь
2012Дирижер
Сценарист
1976Все дело в брате
автор сценария при уч. В. Горлова
1976Тайфун, фас!
автор сценария
1978Конец императора тайги
автор сценария совм. с Б. Камовым
1978Уйти, чтобы вернуться
автор сценария
1979Капитан Соври-голова
автор сценария
1981Все наоборот
автор сценария
1982Кафедра
автор сценария совм. с И. Грековой, С. Лунгиным
1983Непобедимый
автор сценария
1986Попутчик
автор сценария совм. с И. Киасашвили
1990Такси-блюз
1991Христиане
автор сценария
1992Восточный роман
автор сценария совм. с А. Червинским
1992Луна-парк
автор сценария
1994Эскимосы: Лишний народ
автор сценария совм. с А. Лунгиным
1996Линия жизни
автор сценария совм. с В. Ламбером, А. Лераком, П.-А. Сальфати, В. Мережко
2000Свадьба
автор сценария совм. с А. Галиным
2002Олигарх
автор сценария совм. с А.Бородянским, Ю. Дубовым
2005Бедные родственники
адаптация диалогов
2005Дело о «Мертвых душах»
участие в сценарии
2012Дирижер
Художественный руководитель
2007Жестокость
2008Розыгрыш
Продюсер
2005Бедные родственники
продюсер совм. с К. Дрюссар, О. Васильевой
2005Дело о «Мертвых душах»
2006Остров
генеральный продюсер совм. с С. Шумаковым
2007Жестокость
исполнительный продюсер
2008Розыгрыш
продюсер совм. с О. Васильевой
2009Царь
продюсер совм. с О. Васильевой
2012Дирижер
2012Конвой


Фестивали и премии
2009МКФ в Каннах
Участие в программе "Особый взгляд" (2009  Царь)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Лучшие фильмы „Кинотавра“» (2005  Бедные родственники)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Новое кино» (2006  Остров)
2009Фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» в Варшаве
Участие в программе «Новое кино» (2009  Царь)
2007Всероссийский Шукшинский кинофестиваль на Алтае
Гран-при (2006  Остров)
2007МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь»
Гран-при (2006  Остров)
2006Премия «Золотой Орел»
За лучший игровой фильм (2006  Остров)
2006Премия «Золотой Орел»
За лучшую режиссерскую работу (2006  Остров)
2006Премия «Ника»
За лучший игровой фильм (2006  Остров)
2006Премия «Ника»
За лучшую режиссерскую работу (2006  Остров)
2005КФ русских фильмов в Онфлере
Спец. приз (2005  Бедные родственники)
2005ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
Гран-при «Золотая роза», Приз губернатора Кубани (2005  Бедные родственники)
2004Премия «Золотой Овен»
За лучшую режиссерскую работу (2005  Бедные родственники)
2000КФ «Окно в Европу» в Выборге
Приз за лучший игровой фильм (2000  Свадьба)
2000МКФ в Каннах
Приз за Лучший актерский ансамбль (2000  Свадьба)
2000МКФ в Тромсо
Главный приз "Аврора" (2000  Свадьба)
1993МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге
Приз "Серебряный Голубь" в конкурсе видеофильмов ((1991  ГУЛАГ — секрет счастья))
1990МКФ в Каннах
Приз за Лучшую режиссуру (1990  Такси-блюз)
Библиография
  • Юренев Р. Сор из избы
  • Сов. культура. 1990. 18 авг. (о ф. Такси-блюз); Рубанова И. Наш «бедолага–блюз»
  • Сов. культура. 1990. 15 сент. (о ф. Такси-блюз); Вайль П., Генис А. Нетрадиционный взгляд на таксиста и джазиста
  • ЛГ. 1990. 28 ноября (о ф. Такси-блюз); Будашевская О. Что такое, кто такой? Инт. с П. Л.
  • Сеанс. 1991. № 2; Богомолов Ю., Гульченко В., Лаврентьев С. Такси-блюз заказывали?
  • ИК. 1991. № 1 (о ф. Такси-блюз); Бернар Ж.-Ж. Экстремистский фильм
  • Экран. 1991. № 7 (о ф. Такси-блюз); Лунгин П.: «Жизнь горит под ногами...» Инт. М. Дубика
  • Столица. 1991. № 22; Луна-парк. Спектр мнений: Божович В., Демин В., Сулькин О.
  • Культура. 1992. 28 ноября; Михалкович В. «Ствол» имени Фрейда в аллеях Луна-парка
  • ИК. 1993. № 2 (о ф. Луна-парк); Лунгин П.: «Я очень плохой еврей». Инт. А. Титова
  • ИК. 1993. № 2; Горелик М. Лунгин-блюз
  • НГ. 1993. 11 авг.; Лунгин П.: «Продюсер Жорж Бенаюн был влюблен в меня, в мой фильм и дал мне деньги...» Инт. А. Колодижнер
  • Сеанс. 1994. № 9; Спектр мнений о ф. Луна-парк, в т. ч. рецензии В. Белопольской, М. Дроздовой
  • Сеанс. 1994. № 9; Плахова Е. Российская формула киноуспеха: Павел Лунгин
  • Сеанс. 1994. № 9; Литов М. Тюрьма, которая рядом
  • ИК. 1994. № 11 (в т. ч. о ф. ГУЛАГ — секрет счастья); Линия жизни: спектр мнений. Васильева Ж., Капралов Г., Матизен В.
  • Культура. 1996. 6 июля; Киселев С. Три завета
  • ЭиС. 1996. 19 – 26 сент. (о ф. Линия жизни); Шпагин А. Такси-блюз по дороге в Россию
  • ЛГ. 1996. 16 окт.; Тимофеевский А. Теперь остался ты один
  • Домовой. 1996. № 10 (о ф. Линия жизни); Лунгин П.: «Я стал профессионалом». Инт. Л. Масловой
  • ИК. 1997. № 7; Истомина Е. Город-шоу
  • ИК. 1997. № 8 (о ф. Такси-блюз); Спектр мнений о ф. Линия жизни, в т. ч. рецензии С. Ростоцкого, М. Трофименкова
  • Сеанс. 1997. № 15; Горелов Д. Танец с финками
  • РТ. 1998. 28 марта (о ф. Линия жизни). Лунгин П.: Такси-блюз. Сценарий
  • ИК. 1989. № 10; Маршрут «такси-блюз»
  • ЭиС. 1990. 24 мая (о ф. Такси-блюз); Восемнадцать с половиной
  • МН. 1990. 10 июня (о ф. Такси-блюз); Чичиков и другие
  • ИК. 1999. № 1; Блошиный рынок одиночества
  • ИК. 1999. № 2; Добровольные идиоты
  • ИК. 1999. № 3; Свобода, замаскированная под ад
  • ИК. 1999. № 5; Рассказы на нарах
  • ИК. 1999. № 6.