Сообщить об ошибке
Павел Лебешев
оператор
 
Родился 15 февраля 1940 г. в Москве. В 1972 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Головни). C 1957 г. работал на к/с "Мосфильм": механиком, ассистентом оператора, оператором-постановщиком.
Народный артист России (1992).
Орден "Знак Почета" (1986).
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (2000).
Умер 23 февраля 2003 г.
Тексты
 

Имя Павла Лебешева, потомственного оператора, сына знаменитого мастера советского кинематографа Тимофея Лебешева, давно обрело статус знатной торговой марки, безусловно и априори гарантирующей качество изделия. Фильм «от Лебешева» — это как платье от Диора и драгоценности от Картье: стильно, дорого и со вкусом. Ирония здесь уместна хотя бы потому, что достижения П.Л. никакой иронией не затронешь — сравнивая «...

 
 

…снимать «Егора Булычева» я собрался пригласить Пашу Лебешева, с которым мы к тому времени прия­тельствовали и который феноменально отработал «Ангела» – выдающуюся, на мой взгляд, картину Андрея Смирнова. А тогда Лебешев с тем же Андреем Смирновым снимал «Белорусский вокзал», работа их двигалась к концу, я поехал к ним на съемку с тем, чтобы в присутствии старшего уважаемого товарища, каким я считал Андрея, затвердить нашу с Пашей предварительную до­говоренность.

Первое, чему я порази...

 
 

Г. Масловский. Как вы стали оператором?

П. Лебешев. Было много всяких увлечений, но к окончанию школы как-то само собой выяснилось, что это мой единственный путь.

Г. М. Видимо, сыграл роль и пример отца?

П. Л. Конечно, влияние отца было сильным. Когда я поступал во ВГИК, я уже представлял, что такое операторская работа, и как это интересно, и как тяжело… Во ВГИК я&nbs...

 
 

О фильме «Ангел»

[…] Экспериментальная студия […] давала ощущение небывалой свободы в организационных делах, и самое главное — в подборе группы. По договору было так: кого хочешь, того и бери. […] Поэтому выбор — оператора уже сам по себе остался светлым воспоминанием. Я сразу заявил: «Я хочу видеть „западное“ изображение в кадре. Чтобы не было...

 
 

О фильме "Белорусский вокзал"

[...] мы сначала придумали совершенно другую картину, — я имею в виду ее пластику, изображение. Она должна была быть черно-белой, очень строгой, аскетичной, "под документ". Мне кажется, что если бы мы ее сняли так, как сначала задумали, получилось бы очень неплохо. Но случилось так, что за три дня до начала съемок было принято решение — не мной, конечно, — делать ее цветной и широкоэкранной. Я к этому был совершенно не готов. Я вообще...

 
 

О фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Делалась она увлеченно и лихо, это был как бы гимн нашему профессиональному самоутверждению. Нам хотелось показать все, на что мы были способны, поэтому картина так изобилует излишествами — мы явно перебрали в отношении насыщенности сюжета, колоритности фактур.

МИХАЛКОВ Н. [«Свой среди чужих, чужой среди своих»] // А. Л...

 
 

Первым фильмом, принесшим оператору громкий и по-настоящему заслуженный успех, стал «Свой среди чужих, чужой среди своих». […]

В этом фильме — корни будущей манеры Лебешева. Пусть эта картина не была для него, как для Михалкова, первой, он с тем же азартом дебютанта пробовал в ней наиразнообразнейшую шкалу операторских решений, экспериментировал со всевозможными световыми режимами, движением камеры, неожиданными тональными соотношениями, то предельно приглушенными, то контрастно сталк...

 
 

О фильме «Раба любви»

«Раба любви» — моя любимая картина. Это ретрофильм, который впервые дал мне возможность заняться киноживописью. Приходилось решать много трудных задач, да и мастерства у меня тогда было маловато. А то, что труднее дается, наверное, и любишь больше.

Очень много пришлось работать над портретами Елены Соловей. Лицо ее кажется сложным для кинематографа, но на са...

 
 

О фильме «Раба любви»

[…] …импульсивная исповедальность утопает во всепронизывающей ауре прекраснодушия, краснобайства и сладостных иллюзий, свидетельствующих, надо полагать, о полной потере чувства реальности.

Эта аура, окутывающая фильм прозрачной паутиной цветного тумана, то сиреневого, как чалма Ольги Николаевны, то блекло-голубого, как ее блузка, то тревожно оранжевого, как занимающаяся заря ф...

 
 

О фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

М. Голдовская. Что важнее всего тебе в характере света? Что ты ищешь в нем? Что хочешь выразить?

П. Лебешев. Изменчивость состояний, как это в жизни бывает. Чтобы движение было — света, цвета, сочетаний холодного и теплого… Я очень люблю, например, когда по ходу обычной сцены человек вдруг входит в комнату, а&nbs...

 
 

О фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Если нужна была антитеза этому суровому Чехову со сжатыми губами [имеется в виду фильм А. Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня»], то уже первые кадры «Неоконченной пьесы для механического пианино» щедро ее предлагают.

Пригорок, покато сбегающий к речному плесу, стол с самоваром, выставленный прямо в густую траву; кружевное платье...

 
 

О фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Интуиция и артистическое чувство движут действие фильма. При всей его рассчитанности в нем мало расчета и много того, что не может быть передано словами!

Оживают и «мертвые предметы». В лихорадочное движение персонажей вплетаются стоп-кадры. То букет, то натюрморт с бокалом, то окно, то сгущенное темное пространство воздуха ...

 
 

О фильме «Кентавры»

Жалакявичус — мастер политического фильма. Игровые эпизоды в «Кентаврах» обретают черты абсолютной документальной достоверности. Это хроника событий. И вместе с тем на «телетайпной ленте кризиса» проставлено множество образных, тонко психологических, бытовых, лирических и остродраматических акцентов, присущих именно художественному кинематографу. В этой киностилистике&n...

 
 

О фильме «Кентавры»

- Операторское мастерство — искусство исполнительское, подчиненное стилю, манере, характеру режиссера. Я работал с разными режиссерами, и только в последнее время мы постоянно сотрудничаем с Н. Михалковым. Но вот я снимал «Кентавры» с В. Жалакявичусом, и, надеюсь, это совсем другая картина.

- Что же, оператор лишен своего стиля, своего почерк...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Каждая картина требует своего светового решения, а оно неотделимо от решения композиционного. Здесь всегда очень много дает обращение к живописной культуре. Скажем, «Раба любви» строилась по цветовой системе «Мира Искусств», «Обломов» — по русской живописи начала XIX века — по Венецианову, Сороке, Федо...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

П. Лебешев изучал живопись Г. Сороки и Ф. Толстого, чтобы постичь те удивительные сочетания, которыми одаривает нас искусство […].

И все-таки, как оператор П. Лебешев приносит в кино прежде всего богатство жизненных ощущений, тех, что дает природа, натура. Лебешев, хотя и изучает живопись той эпохи, работает в конечном счете без посред...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Сегодня он [Павел Лебешев] один из самых интересных профессиональных операторов нашего кино, на редкость свободно владеющий камерой, не боящийся работать в самых критических световых режимах, подчас при освещенности наиминимальной — кстати, именно так обстоит дело в снимающейся сейчас сцене «Обломова»: тусклый свет пасмурного зимнего дн...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Оператор Павел Лебешев находчиво и смело снял солнечный зимний Петербург, гулкие дворцовые залы, уже превращаемые в подобье деловых офисов, проезды саней мимо золоченых решеток и новеньких, желтеньких дворцовых фасадов… И чудится в этом гротеск, ирония, концентрация смысла до густоты знака, почти плакатного. Это — ориентиры того мира, куда н...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

Чувство кинематографической пластики, присущее манере Лебешева, проявляется во всем: в решении колорита, световой среды, построении линейной графики. Эпизод «катания на коньках» в «Обломове», состоящий из одного длинного кадра-отъезда от маленького кружка катка с тремя фигурками до сверхдальнего общего плана, открывающего уди...

 
 

О фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»

«Однажды я видел лихую плотницкую работу, — читаем в „Рабочих заметках“ […] Виталия Семина. — Остро отточенный топор был в такой близости от пальцев левой, придерживающей заготовку руки, что на это нельзя было смотреть. Или, если угодно, глаз от этого невозможно было отвести.

Когда слово бьет впопад, возникает то же завораживающее ощущение„.

“Впопад» то, что делает Павел Лебешев в лентах Никиты Мих...

 
 

О фильме «Спасатель»

В «Спасателе» […] центральная проблема — несоответствие внутреннего внешнему, слова — поступку, чувства — мысли — реализуется не только в сюжете, но прежде всего в способах кинематографического воплощения. Двойственность, внутренняя конфликтность проявляется в откровенном противоречии того, о чем рассказывается, и того, как рассказывает...

 
 

О фильме «Спасатель»

Они показали на экране мир столь красивый, что почти каждый кадр хочется рассматривать специально. Мир маленького городка где-то в глубине России, окруженного буйной, нестриженой, щедро смоченной дождями зеленью. Мир природы в начале осени: еще не начали осыпаться и даже почти не пожелтели деревья, но мы, глядя на экран, почти физически чувствуем, как холодны эти рассветы и какой туг...

 
 

О фильме «Спасатель»

Фильм круто, может быть, чересчур круто замешан на поэтической многозначности каждого кадра, каждой подробности. Течению завораживающих кадров отдаешься как музыке — это, в самом деле, напоминает балет, когда либретто порой выглядит простой условностью, а мелодия, неторопливая, тончайшая и сладчайшая, звучит в изобильной колористической гамме обертонов, как у Скрябина. И растолковывать в...

 
 

О фильме «Родня»

А Михалков работает с оператором от момента возникновения замысла до окончания фильма, работает всерьез. Он вообще потрясающе умеет вытянуть из каждого все, что тот способен дать картине, и при этом безошибочно отбирает, что нужно и что не нужно. Прекрасный, по-моему, в режиссерском деле талант! Основа его — изобразительная культура, огромный кинематографический опыт. Не кажд...

 
 

О фильме «Родня»

Скромную историю Марии Васильевны оператор Павел Лебешев отснял в дразнящем, нервном ритме, с неожиданными резкими сменами масштабов и пропорций. То длиннофокусный объектив сплющивает, сжимает длинный поезд, буквально вминая вагон в вагон, то широкоугольник раздвигает на глазах стены тесной малогабаритной кухоньки.

Подрагивающая камера, явно с руки, способна на пятачке балкона выписыв...

 
 

О фильме «Наследница по прямой»

В «Наследнице по прямой» режиссер в лице главной героини, ни разу в своей правоте не усомнившейся, как бы узаконивает «экстремизм духовности». Тем самым он переводит реальную проблему в русло «общечеловеческого» успокоительного эстетизма. Живописная ткань ленты настолько изысканна, что за ней — в отличие от «Ста дней…» и «Спасателя» — уже трудно ощутить остроту, порой мучительность исканий человека, оказавшегося на возрастном перепу...

 
 

О фильме «Избранные»

Идея фильма родилась у нашего оператора Павла Лебешева, который однажды был в Колумбии, и она ему очень понравилась. Он-то и дал мне прочесть одноименный роман.

СОЛОВЬЕВ С. [О фильме «Избранные»] // Новый фильм. (Алма-Ата) 1983. № 22.

...
 
 

О фильме «Избранные»

Хороша, можно даже сказать изысканна камера Павла Лебешева, нашедшего полное взаимопонимание с художниками А. Адабашьяном и А. Самулекиным. Тверда и расчетлива режиссерская рука.

Однако недаром говорится, что недостатки — суть продолжение достоинств. Фильм «Избранные» изящен, красив, многие кадры хоть в рамку, залюбуешься, но то-то и оно, что усердно наведенная кр...

 
 

О фильме «Избранные»

Высока пластическая культура фильма, восхищает умение оператора П. Лебешева незаметно перейти в одном кадре от искусственного освещения интерьера к простору пронизанной солнечным светом натуры. Глубоки по смыслу уподобления интерьеров театральным подмосткам. […] Но местами пластическая рафинированность в фильме превращается уже в автономную ценность, уводит в сторону аскетизма, даж...

 
 

О фильме «Без свидетелей»

В «Без свидетелей» нам тоже хотелось упростить психологический итог каждого из героев. Каждый с самого начала тот, кто он есть. А если это изначально задано, то двигаться вширь (искать в хорошем дурное и наоборот) уже некуда — надо двигаться вглубь.

С точки зрения профессии эту картину я могу считать для себя этапной. Чтобы двинуться в ней в сторону...

 
 

О фильме «Без свидетелей»

[…] мы расстались после «Без свидетелей»; ему показалось, что я стал работать меньше, чем раньше. Возражать в таких случаях бесполезно: даже просто физически ни один из его сотрудников не способен столько, сколько он, отдавать делу.

«Без свидетелей» очень тяжело шла в работе — как ни одна из прежних картин. Хотя вроде бы сни...

 
 

О фильме «Без свидетелей»

Мерцает, вспыхивает и гаснет матовое стекло в дверях комнаты, будто бы тени сейчас побегут по нему. Освещенный в глубине квартиры дверной проем-прямоугольник кухни, взятый в кадр из темноты прихожей, превращается в дополнительную игровую площадку. Под красной лампой-бра типовая кухня вдруг потеряла свою унылую банальность.

Движение камеры, то незаметное и мягкое, то ...

 
 

О фильме «Без свидетелей»

Здесь […] схема доведена до крайности. Он — олицетворение зла. Она — добра. Режиссерски Михалков тоже разводит героев на разные полюсы: Он снят широкоугольной оптикой, часто с верхней точки от этого выглядит головастиком, с жуткой улыбкой, вставными зубами, и все ухватки у него отвратительные. С Ней все наоборот: мизансцены, ракурс, освещение только помог...

 
 

О фильме «Без свидетелей»

Сегодня уже никого не удивишь «живописностью» экранного изображения — кажется, этому научились все, даже посредственные операторы. Что же касается лидеров, то они проявляют здесь подлинную виртуозность, стоящую уже на грани перехода в иное качество. К примеру, Лебешев в двух последних картинах Никиты Михалкова работает в тесных интерьерах современных картин так, что...

 
 

О фильме «Кин-дза-дза»

Оператор Павел Лебешев, наш безоговорочный триумфатор последних лет, отснял это всё с немыслимой какой-то дозой всамделишности, завораживающе красиво, как полотна сюрреалистов, и вместе с тем плотно, весомо, материально. Что-то, однако, мешает отдаться этой зовущей, иллюзионистски-несомненной природе. Может быть, то, что соавтором Георгия Данелия по сценарию […] выступает Резо Габриадзе, на се...

 
 

О фильме «Асса»

Медсестра из Орла с манерами московской кинозвезды, «звезда» местного отеля с милицейскими погонами, капитан ВВС, который оказывается бандитом, бандит, который оказывается оперативником КГБ, русский негр в зимней Ялте, южные пальмы под русским снегом — весь этот противоестественный мир не только естествен, а даже на редкость гармоничен. Виртуозная камера Павла Лебешева словно упи...

 
 

О фильме «Леди Макбет Мценского уезда»

[…] …звуков плоти и знаков секса в фильме достаточно. Красота плоти — не только тела, но вообще «ткани мира», когда колечки волос так же хочется потрогать, как оборочки на блузке или листочки на дереве, под которым происходит любовь, — это, в общем, еще одна вариация стиля ретро, набравшего у нас силу со времен «...

 
 

О фильме «Леди Макбет Мценского уезда»

Для режиссера, которому так удавались прежде Гамлеты Щигровского уезда, леди Макбет могла стать возможностью обратиться к цельности и скрытой страсти; может быть, вернуться к началу пути — к «Бирюку». Недаром Балаян утверждал, что картина возникла «из ностальгии по сильным чувствам и по такой же сильной нравственности». Если пре...

 
 

О фильме «Ребро Адама»

Картина чем-то напоминает пьесы Чехова, да и снята она нашим оператором-волшебником Павлом Лебешевым в прозрачном свете вишневого сада, хотя действие разворачивается в тесной типовой квартире, — неуловимый дух чеховской атмосферы, а все, что на улице, кажется, таит в себе мрак и духоту барака. Там на улице, точно нечем дышать, а в доме, свежесть и простор усад...

 
 

О фильме «Над темной водой»

[…] Месхиев рисует не «портрет отца», а тот смутный объект, каким отец представляется никогда не видевшему его сыну. И вся суть в том, что не только объект смутен, но и неясны чувства, которые автор испытывает к нему. Ревность, зависть, нежность, надоба, обида? От преодоления этой невнятности и возникает прямолинейность сюжетных ходов, нагромождение общ...

 
 

О фильме «Кавказский пленник»

В. Притуленко. […] Почему ты пригласил на картину Павла Лебешева?

С. Бодров. Он замечательный оператор и хороший человек. Это очень важно. Снимать кино — это как путешествие. И я люблю, чтобы была надежная команда, в противном случае сразу выбрасываю кого-то за борт. […] Я набираю людей, с которыми наверняка преодолею «мар...

 
 

О фильме «Кавказский пленник»

Авторы фильма пошли не за сюжетом Толстого, а за его диалектикой и натурфилософией. С операторской помощью Павла Лебешева, наконец-то позабывшего о колыхании среднерусских былинок и травинок, Кавказ увиден незаштампованным ясным взглядом, не стесняющимся и туристических пейзажных красот, и живописаний местных ритуалов — борьбы и танцев. Да, в ...

 
 

О фильме «Сибирский цирюльник»

Разрыв между замыслом и выполнением приходится чем-то закрывать. Так в фильме […] появляются эпопейные сцены — вроде царского выезда (по извечному принципу «пришей кобыле хвост»). Так оператор […] Павел Лебешев, гений «подробной» съемки, вынужден работать общими планами, которые ему здесь не очень даются (характерно, что камеру приходится фокусировать на&...

 
 

О фильме «Сибирский цирюльник»

Странно, но женщин в этом фильме Никита Михалков не любит. Иначе, отчего все они, включая даже дочь режиссера в роли Дуняши, лишены напрочь той искорки, из которой разжигают настоящее пламя чувств мужчины-артисты.

А уж как ворожит оператор Павел Лебешев, как прядет музыкальную партитуру композитор Эдуард Артемьев — не объяснить на письме. Но монтаж выполнен ген...

 
 

О фильме «Нежный возраст»

Оператор Павел Лебешев, который, на мой взгляд, снял это кино виртуозно, вдруг делает уже то, что сделать труднее всего, но что я, например, ценю больше всего в любимом мной славном операторском деле. Когда камера передает уже не изображение, а ощущение.

ФИНН П. [О фильме «Нежный возраст»] // ИК. 2001. № 6.

...
 
 

О фильме «Нежный возраст»

История эта нежная и тонкая, только такими и бывают подобного рода истории у Соловьева. Фильм и снят нежно, как умеет это делать Павел Лебешев.

ХОХРЯКОВА С. [О фильме «Нежный возраст»] // Культура. 2000. № 1.

...
 
 

Э. Лындина […] нельзя не вспомнить, что наш выдающийся оператор Павел Лебешев снимал с вами картину «Древнее предание», ставшее его последней работой…

Е. Гофман. Да, Павел был великим художником, это хорошо все знают — в России, у нас, в мире. А то, что он был прекрасным, я бы сказал, необыкновенно прекрасным человеком, знают его друзья и люди, которым посчастливилось с...

 
 

На «Спасателе», случившемся почти через 10 лет после начала моей самостоятельной работы на «Мосфильме», сбылась и другая «мечта идиота» – я впервые работал с Пашей Лебешевым, художником, как на этих страницах уже отмечалось, мягко говоря, своеобразным. Шкала лебешевского личного и профессионального своеобразия велика. От почти гениальных прозрений действительно великолепного мастера до черт его знает чего. И «сбоку — бантик». Приходя на каждую картину, еще до оценки ее чисто художественных св...

 
 

Работы
Оператор
1967Ангел (в к/а Начало неведомого века )
1967Начало неведомого века (к/а)
в новелле "Ангел"
1969В тринадцатом часу ночи
1970Белорусский вокзал
1972На углу Арбата и улицы Бабулинас
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
1975Раба любви
1976Восхождение
совм. с В. Чухновым
1976Неоконченная пьеса для механического пианино
1978Кентавры
1978Пять вечеров
1979Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1980Спасатель
1981Родня
1981Февральский ветер
1982Наследница по прямой
1983Без свидетелей
1983Избранные
1983Серафим Полубес и другие жители Земли
1984Время отдыха с субботы до понедельника
совм. с Г. Рербергом
1984Идущий следом
1984Особый случай (в одноим. к/а)
1986Кин-дза-дза
1987Асса
1988Запретная зона
1989Леди Макбет Мценского уезда
1989Трудно быть Богом
1990Мордашка
1990Ночь
1990Ребро Адама
1990Сукины дети
1991Гениальная идея
совм. с Е. Корженковым
1992Официант с золотым подносом
совм. с Ю. Клименко
1993Анна. От 6 до 18
совм. с Э. Караваевым, В. Юсовым, В. Алисовым
1993Грехъ. История страсти
совм. с Д. Шмелевым
1993Над темной водой
1993Настя
1993Тюремный романс
1995Первая любовь
1996Кавказский пленник
1996Привет, дуралеи!
совм. с В. Нахабцевым
1997Возвращение Жар-птицы (трилогия)
в ф. \"Шахерезада\"
1997Страсти в ателье "Шах"
1998Сибирский цирюльник
1999Мама
совм. с С. Козловым
2000Нежный возраст
2000Чек
2002Азаzель
2002Старинное предание
совм. с Дж. Гостиком
Актер
1974Свой среди чужих, чужой среди своих
эпизод
1981Родня
эпизод
1990Мордашка
1990Ночь
1993Тюремный романс
1996Кавказский пленник
эпизод
1996Привет, дуралеи!
1999Мама
2000Чек
эпизод


Фестивали и премии
2002Премия «ТЭФИ»
За лучшую операторскую работу (2002  Азаzель)
1999Государственная премия России
(1998  Сибирский цирюльник)
1997Государственная премия России
(1996  Кавказский пленник)
1995Премия «Ника»
За лучшую операторскую работу (1995  Первая любовь)
1980МКФ в Оксфорде
Приз "Серебряный щит Оксфорда" за лучшую операторскую работу (1979  Несколько дней из жизни И. И. Обломова)
1979ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль)
Приз за изобразительное решение (1978  Кентавры)
Библиография
  • Демин В. Асса
  • СФ. 1988. № 1 (об одноим. ф., в т. ч. о П. Л.); Ивашова Н. Юрий Клименко и другие операторы
  • ТКТ. 1989. № 2 (в т. ч. о П. Л.); Голдовская М. Как всегда у Лебешева
  • СФ. 1989. № 3; Притуленко В. Игра отражений
  • Мнения. 1990. Вып. 1 (о ф. Леди Макбет Мценского уезда, в т. ч. о П. Л.); Аннинский Л. "А если это даже не любовь?"
  • ИК. 1990. № 2 (о ф. Леди Макбет Мценского уезда, в т. ч. о П. Л.); Смирнова Д. В зависимости от независимости
  • ИК. 1991. № 1 (в т. ч. инт. с П. Л.); Е. Ю. По следам утерянных традиций, или "Золотой Дюк" в поисках самого себя
  • ТКТ. 1991. № 1 (в т. ч. о ф. Мордашка и о П. Л.); Демин В. Сто лучших блюд всемирной кухни, или Тайны операторского мастерства
  • Экран. 1991. № 4; Шумило Ю. Павел Лебешев. Инт. с П. Л.
  • Кинопроизводство. 1995. № 1; Реклама как профессия. Анкета ИК
  • ИК. 1996. № 1 (в т. ч. ответы П. Л.); Рубанова И. Лист смородины
  • Сеанс. 1996. № 12 (о ф. Первая любовь, в т. ч. о П. Л.); Колесова Н. Синий платочек последней свободы
  • Рос. вести. 1996. 21 июня (о ф. Кавказский пленник, в т. ч. о П. Л.); Крюкова А. От Ангела до Нежного возраста: П. Лебешеву сегодня исполняется 60 лет
  • НГ. 2000. 15 февр. Лебешев П.: При миллионах свидетелей
  • Сов. культура. 1988. 2 февр.; Сотрудничество
  • В сб.: Никита Михалков. — М., Искусство, 1989; Два слова о главном
  • Экран. 1991. № 17; Счастливый Демин
  • В кн.: Виктор Демин. Не для печати. — М., Лексика, 1996.