Сообщить об ошибке
Ольга Преображенская
актриса, режиссер
 
Родилась 24 июля 1881 г. в Москве. В 1901-1904 гг. училась в актерской школе МХТ. С 1905 г. — актриса театров Полтавы, Тифлиса, Риги, Одессы, Воронежа, театров п/р А. Таирова, В. Мейерхольда в Москве. В 1923 г. окончила школу-студию МХТ. С 1923 г. — режиссер к/с "Госкино".
В 1918-1925 гг. преподавала в созданной ею актерской мастерской ГИКа (ныне — ВГИК). 
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Умерла 31 октября 1971 г.
Тексты
 

Актриса и начинающий режиссер русской дореволюционной кинематографии Ольга Преображенская первые годы революции работала главным образом в качестве педагога в Московской государственной школе кинематографии и частных киноучебных заведениях.

Лишь с 1925 года она возобновляет режиссерскую деятельность. В 1925—1927 годах она ставит три детских фильма: короткометражку «Федькина правда» (по сценарию А. Перегуды) и полнометражные — «Каштанку» (по мотивам одноименного рассказа А. Чехова) и ...

 
 

О фильме «Тихий Дон»

Преображенская и Правов не принадлежали к группе новаторов. Они убереглись от ошибок, неизбежно сопутствующих всякому поиску, но по той же причине не сделали и открытий. Они шли проторенными путями. Стремясь раскрыть социальные противоречия, режиссеры пользовались привычным «рецептом» — делали упор на личные, бытовые мотивы. Объективно они хотели прийти к жизненной правде, а приходили порой к натуралистической достоверности, к локальной этнографично...

 
 

О фильме «Бабы рязанские»

Ее фильмы пользовались успехом у зрителей. «Бабы рязанские» полгода шли с аншлагом в кинотеатре на Пушкинской площади столицы, люди семьями приезжали смотреть его даже из Подмосковья. Сюжет, казалось бы, незамысловат: пока сын на фронтах первой мировой войны, его отец-кулак насилует невестку, та не переносит позора, накладывает на себя руки, но правда в финале торжествует: негодяю воздает по заслугам…

В чем же секрет успеха этого на пе...

 
 

Нам, молодым, критически настроенным зрителям того времени, в режиссерской манере Преображенской сразу же приглянулись такие подкупающие черты, как человечность, душевная взволнованность, пристальное внимание к, казалось бы, самым простым и естественным человеческим чувствам, отсутствие назидательности, стремление заменить поясняющую надпись выразительным лицом актера. […]

В первых трех фильмах Ольги Преображенской, рассчитанных, кстати, не только на детскую аудиторию, бросалось в гл...

 
 

О фильме «Степан Разин» по роману Алексея Чапыгина «Степан Разин»

Работа над фильмом была нелегка, ибо достоинства романа становились трудностями на путях экранизации. Сила романа — чапыгинское слово — мешала кинематографическому его прочтению. Заговори Разин, его сподвижники и противники стилизованным чапыгинским языком — родилась бы неудобоваримая лента, полная искусственности. Пришлось «выпрямлять», модернизировать язык, призванный передать разнообразные чувства дейс...

 
 

О фильме «Бабы рязанские»

Теодор Драйзер, посетивший СССР осенью 1927 года, называл показанный ему фильм «Бабы рязанские» чудом. «Никогда не видел такой прекрасной операторской работы. Фильм захватывает, характеры героев, сцены очень правдивы… Весь фильм отмечен большой художественной правдой. Колышутся поля пшеницы, поспевающей под лучами солнца, живописны костюмы крестьян, хороши деревенские улицы… И, как во всякой серьезной картине Совкино, в основе — социальная идея...

 
 

О фильме «Аня»

Все, кто высказывается по поводу будущего фильма, пытаются всячески уменьшить количество эффектных «ужасов» и «подвигов», задуманных в сценарии. […]

Характерно, что при разборе фильма «Аня» поминается — и во внутренних рецензиях и в газетных публикациях — фильм «Красные дьяволята». И это позволяет кое-что уяснить. Лента Преображенской выпущена на экраны в 1927 году. В области детского кино, среди приключенческих фильмов о революции и гражданской ...

 
 

О фильме «Каштанка»

Социальность в рамках той поэтики, которой следовала Преображенская, означала прежде всего разделение персонажей на «хороших» и «плохих», что было эквивалентно разделению на «богатых» и «бедных». Этот несколько прямолинейный взгляд на вещи заставил при экранизации «Каштанки» усилить линию мальчика Феди…

В итоге в «Каштанке» на первый план вышла история бедного мальчика, потерявшего собачку. Сама же Каштанка была фотогеничным четвероногим, и ...

 
 

О фильме «Федькина правда»

Если же говорить о жанровых особенностях фильма, о его стилистике, то они больше всего соответствовали понятиям «мелодрама» и «лубок». Слова эти обычно воспринимаются и произносятся с уничижительным оттенком. Однако в 20-х годах такой авторитетный теоретик искусства, как А. В. Луначарский, провозглашал мелодраму и лубок необходимыми новому советскому искусству формами для овладения новой тематикой. […]

«Камерность» событий, о которых ...

 
 

Ни один фильм Преображенской, созданный в советское время, не был в целом благожелательно встречен критикой. Режиссера — если Преображенская работала самостоятельно, режиссеров — если Преображенская снимала в соавторстве с Гардинным или Правовым, ругали в печати резко и последовательно. Пожалуй, эти упреки критики сравнимы только с тем успехом, какой выпадал на долю фильмов Преображенской в зрительской массе.

КИСУНЬКО В. Ольга Преображенская // 20 режиссерских биографи...

 
 

О фильме «Степан Разин»

[…] Авторы-режиссеры отказались от «осовременивания» образа Разина, чем грешили не одна картина, не одно литературное произведение на исторические темы. Они показали Разина правдиво, они показали крестьянское движение XVII века в основе таким, каким оно было. Суровые, мрачные и жестокие были времена. […]

Авторы не ставили себе целью воспроизвести в хронологической последовательности всю историю разинского восстания, биографию Разина. Мат...

 
 

О фильме «Аня Гай», воспоминания О. Преображенской

«Аня Гай» фильма не детская, и не специально дли детей, в ней только участвуют дети. В противоположность слащавым фильмам с Джейки Куганом, мы хотели показать детей участниками революционной борьбы. В «Ане» дети умирают за революцию, фильма «Аня» героическая романтика — революция, воспринятая и преломленная детскими душами.

В Москве моросил дождь, осень подходила к городу и любовно поливала его мелким дождем. К...

 
 

Работы
Режиссер
1916Барышня-крестьянка
совм. с В. Гардиным
1917Виктория
1919Железная пята
1923Помещик
сорежиссер
1923Слесарь и канцлер
сорежиссер
1925Федькина правда
1926Каштанка
1927Аня
1927Бабы рязанские
1928Светлый город
совм. с И. Правовым
1929Последний аттракцион
совм. с И. Правовым
1930Тихий Дон
совм. с И. Правовым
1933Одна радость
совм. с И. Правовым
1935Вражьи тропы
совм. с И. Правовым
1939Степан Разин
совм. с И. Правовым
1941Парень из тайги
совм. с И. Правовым
Сценарист
1926Каштанка
автор сценария совм. с Ю. Болотовым
1927Аня
автор сценария совм. с И. Правовым
1928Светлый город
автор сценария совм. с И. Правовым
1930Тихий Дон
автор сценария совм. с И. Правовым
1939Степан Разин
автор сценария совм. с И. Правовым, А. Чаплыгиным
Актер
1913Ключи счастья
1914Дворянское гнездо
1915Война и мир
1915Гранатовый браслет
1915Накануне
1915Петербургские трущобы
1915Плебей
1915Приваловские миллионы
1919Железная пята
Эвиз