Сообщить об ошибке
Лев Кулешов
режиссер, теоретик кино
 
Родился 13 января 1899 г. в Тамбове. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В кино — с 1916 г. Работал на кинофабрике А. Ханжонкова, был художником фильмов Е. Бауэра. В первые годы революции снимал хроникальные сюжеты, руководил документальными съемками на фронтах Гражданской войны, в Москве и др. городах.
В 1919 г. организовал учебную мастерскую в Госкиношколе (ныне — ВГИК), получившую впоследствии название "коллектив Кулешова" (в состав мастерской входили А. Хохлова, В. Пудовкин, Б. Барнет, С. Комаров, В. Фогель, П. Галаджев и др.) Вместе с учениками мастерской создавал т. н. "фильмы без пленки" — пластические этюды, в которых отрабатывались новаторские приемы режиссерской организации пространства и актерского исполнения.
С 1917 г. публиковал работы по теории киноискусства. Автор книг "Искусство кино" (1929), "Репетиционный метод в кино" (1935), "Практика кинорежиссуры" (1935), "Основы кинорежиссуры" (1941), "Кадр и монтаж" (1961), "Азбука к
Тексты
 

Теоретическое наследие Кулешова обычно делится на две части: одна посвящена проблемам монтажа и справедливо считается наиболее ценной и оригинальной, вторая касается разработки проблемы киноактера, в частности теории «натурщика» и репетиционного метода. […] При этом взаимосвязь монтажной теории и актерской антропологии, как правило, оказывается весьма эфемерной. Между тем есть все основания считать, что теория монтажа генетически возникает из&n...

 
 

Мы на его плечах... прошли в открытое море. Мы делаем картины — Кулешов сделал кинематографию. Эти слова хорошо известны и неоднократно цитированы из предисловия Пудовкина, Оболенского, Комарова, Фогеля и других к книге Льва Кулешова "Искусство кино" издания 1929 года. [...] Правда, дело происходит в юношескую пору кино, когда оно только самоопределялось. [...]

Имя Кулешова признано было первым большим именем советского кино. Имя стало большим, чем фильмы, даже самые лучшие — "...

 
 

В кинопрессе конца 10-х годов расхожим обвинением кинематографа с точки зрения сложившихся театральных традиций был упрек в том, что фильмы снимаются по частям, в разное время и в разных местах, что это нарушает естественность актерского переживания, разрушает достоверность действия. Кулешов, решивший избрать этот недостаток кино основным творческим принципом, совершал тем самым действительно очень смелый революционный акт.[…]

К Кулешову, как к ...

 
 

Бауэр начал новую постановку «Король Парижа». К этой постановке он привлек молодого художника. Позднее, когда Бауэр неожиданно умер в Крыму в 1917 году, этот художник сам кончал постановку этой картины, совместно с женой Бауэра.

Этот художник был не кто иной … как нынешний талантливый советский кино-режиссер Л. В. Кулешов. После окончания «Короля Парижа» Л. В. Кулешов получил постановку картины «Проект и...

 
 

О фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

Советский кинематограф сформировал экранный образ современной революционной действительности как заведомо табуированного объекта, обладающего своей иерархией, особыми ценностными тарифами. Познавательная задача было во многом заменена агитационной, пропагандистской, социально-воспитательной работой, при которой человеческие характеристики оказались замененными характеристиками типа...

 
 

О фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»

[…] в «Необычайных приключениях мистера Веста в стране большевиков» (1924) американский бизнесмен со своим телохранителем-ковбоем приезжал в Москву не столько из реальной Америки, сколько из комедий Гарольда Ллойда, авантюрных сериалов и вестернов Голливуда: «авангардная пародия» становилась школой освоения (и п...

 
 

О фильме «Луч смерти»

[…] Без «Луча смерти» — вещи, сделанной на совершенно условном материале, — не было бы «Матери» Пудовкина, в которой он применил свой опыт и опыт Кулешова уже на бытовом материале. […]

ШКЛОВСКИЙ В. По закону. Происхождение и анализ сценария // Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М., 1985.

...
 
 

О фильме «Луч смерти»

[…] Запутанная и наивная интрига «Луча смерти» (1925), где таинственное изобретение советского инженера должно было помочь зарубежным рабочим в их классовой борьбе, отразила лишь полнейшую условность для Кулешова «межрабпомовской» версии интернационализма. […]

КЛЕЙМАН Н. «Национальное», «интернациональное» и советский киноавангард ...

 
 

О фильме «По закону»

[…] Сценарий «По закону» имеет довольно любопытное обоснование. Это сценарий в одном ателье, только с тремя актерами и с толпой из четырех человек.

Две трети сценария осуществляется этими тремя актерами. […]

Лента «По закону» была поставлена. На территории Союза успеха она тогда не имела, то есть не имела непосредственного коммер...

 
 

О фильме «По закону»

[…] Раскрывая соотношение этих неизвестных, постигая их взаимодействие и взаимозависимость, Кулешов открывает комизм, драматичность или трагичность подчинения личности своду обстоятельств или внешнему давлению.

Кулешов избирает рассказ Джека Лондона «Неожиданное», усмотрев, видимо, в нем отнюдь не только «насыщенность действием» и возможности экономной постановки. Режиссер...

 
 

О фильме «По закону»

[…] В 1926 году наступает первый перелом в оценке того, что делает Кулешов. Его шедевр «По закону», основанный на общечеловеческой коллизии (убийство «законное» в ответ на уголовное убийство), интерпретируется критикой как обличение западного «мира алчности и лживой морали». […]

КЛЕЙМАН Н. «Национальное», &l...

 
 

О фильме «Журналистка»

[…] Америка Кулешова и становится тем материком, где судьба маленького человека может быть представлена в несдвинутых координатах, где маленькому человеку не вручена ответственность «стать всем», где личность несет на себе и в себе нелегко преобразуемую инерцию представлений, убеждений, запросов и усвоенных запретов. Такое остранение давало художнику возможность в громе современн...

 
 

О фильме «Веселая канарейка»

Постановка «Веселой канарейки», о которой мне было известно ранее, занимала меня чрезвычайно. И хотя я убедился, что режиссер не ставил себе целью точно следовать историческим документам, все же фильма сделана так впечатляюще хорошо, что события ее кажутся действительно заснятыми фактами. Интрига развертывается весьма увлекательно. Все сцены выразительно сгущены, чередование их построе...

 
 

О фильме «Горизонт»

[…] Пусть не повторяются в «Горизонте» острые формальные эксперименты «Веста» и «Журналистки», предельная эмоциональная насыщенность «По закону», дешевая пинкертоновщина «Канарейки», наивный символизм «Сорока сердец». Все это, очевидно, пройденный этап для художника, и хорошо, что он пройден. Но где в «Горизонте»...

 
 

О фильме «Горизонт»

[…] распространяющаяся идеологема «Мы и Они» […] отразится через пять лет в «Горизонте». По фабуле, еврей-эмигрант с символической фамилией Горизонт возвращается из Соединенных Штатов в Советскую Россию как солдат оккупационного корпуса, но переходит на сторону нового строя и становится гражданином Родины Всех Трудящихся… Разлом фильма на две...

 
 

О фильме «Великий утешитель»

В рекордный срок, в два месяца, закончил Кулешов свой новый фильм «Великий утешитель». Но рекордность его не только в производственных темпах. Картина «Великий утешитель» рекордна по своему высокому качеству, по блестящему мастерству постановщика. Давно уже не видела наша советская кинематография такого высококачественного, до конца сделанного произведения.

Карт...

 
 

О фильме «Великий утешитель»

[…] Невероятность «Великого утешителя» беспрецедентна. Кулешов в 30-е годы сказал о реальности 30-х, о ее трагедии, непонятой современниками, замолчанной ангажированным, единственно допустимым государством искусством. Вот где вновь пригодился не раз раскритикованный «американизм» Кулешова и привычная дешифровка его творений по антибуржуазной шкале. Благодаря такому п...

 
 

О фильме «Великий утешитель»

[…] Прорыв из кризиса Кулешов совершил в «Великом утешителе» (1933) — своем последнем «авангардном» фильме, предвосхитившем открытия Орсона Уэллса и Акиры Куросавы. Он построил его в трех планах одновременно: «реальном» — мире тюремной камеры; «литературном» — вымышленном мире рассказа одного из заключенных, писател...

 
 

О фильме «Великий утешитель»

Оценка Сергеем Михайловичем [Эйзенштейном] «Великого утешителя» была весьма положительной, его интересовала драматургическая композиция фильма. Вот что он говорил (22 июня 1936 года во ВГИКе):

«В смысле постановки звуковой композиционной проблемы эта картина работает интереснее, чем почти все, что сделано в этом отношении. Вспомните построение средней части — двойное веде...

 
 

О фильме «Сибиряки»

Наиболее удался Кулешову в «Сибиряках» сон о Москве, о Кремле, о Сталине…

Отеческой добротой и любовью светятся сталинские глаза. Сталин нетороплив и спокоен, прост и радушен — такой нее в детской мечте, в детском сне, как и в действительности. Он все знает: и о том, какие препятствия преодолевали ребята, и о том, как Валя на...

 
 

О фильме «Мы с Урала»

29 декабря 1943 г.

Секретарям ЦК ВКП(б) товарищу АНДРЕЕВУ А. А. товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М. товарищу ЩЕРБАКОВУ А. С.

Просим ЦК ВКП(б) запретить выпуск на экран фильма «Мы с Урала» как безыдейного, антихудожественного.

Фильм посвящен новому поколению рабочих Урала, выпускникам ремесленных училищ. Эта первая картина, с...

 
 

Январь 1944 г.

Секретарям ЦК ВКП(б) тов. АНДРЕЕВУ А Л. тов. МАЛЕНКОВУ Г. М. тов. ЩЕРБАКОВУА.С.

О КИНОФИЛЬМЕ «МЫ С УРАЛА»

Секретарь ЦК ВЛКСМ т. Михайлов в записке на имя секретарей ЦК ВКП(б) просит запретить выпуск на экран фильма «Мы с Урала» как безыдейного и антихудожественного. […]

Фильм «Мы с Урала&ra...

 
 

[…] первый раз я встретил его [Льва Кулешова] еще в 1918 году на Тверской в Москве.

Тогда за десять минут он успел раз двадцать сказать слово «монтаж», и мы расстались на год. Сейчас, через год, мне позвонил доктор С. И. Преображенский и изложил просьбу матери Л. Кулешова привлечь ее сына на работу, которая избавила бы его от угнетенного душевного состояния.

- Давайте ег...

 
 

[…] Первейшая задача нашей кинематографии — найти форму выражения сегодняшней советской действительности. […] Трудно найти тот единственно верный метод, который показал бы советскую действительность во всем ее своеобразии и идейной насыщенности.

[…] Кулешов не хочет иметь дело с полнокровной, своенравной действительностью. Он предпочитает кинонатуру, кинонатурщиков: они гибче, их легче оформить. Так мечтает Крэг за...

 
 

[…] Возмужавший Кулешов писал и нас поучал, что «кинематограф использует материалом современность… претворяя ее до совершенства, подчеркивая хорошие стороны, делает ее интересной до легендарности». — Учил лгать! […]

Кулешов учил нас: актер (натурщик) «должен иметь запас выразительных движений для выражения чувств и выдавать их по требованию режиссера!» Марионетка, на&nb...

 
 

Меня интересовала деятельность Л. Кулешова и его коллектива. Кулешов ставил не только игровые картины, но и работал в хронике. Он снимал с операторами П. Ермоловым и Э. Тиссэ на восточном и западном фронтах гражданской войны. Из снятого материала он смонтировал несколько хроникальных фильмов: «Урал», «Тверская губерния» и известный свой агитфильм «На Красном фронте». Вернув...

 
 

Сущность кинематографического искусства в творчестве режиссера и художника вся основана на композиции. Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и не связанные в одно целое, и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной цельной и ритмичной последовательности так же, как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.

Сущность кинематографического искусства в творчестве режиссера и художника вся основана на композиции. Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и не связанные в одно целое, и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной цельной и ритмичной последовательности так же, как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.

Сущность кинематографического искусства в творчестве режиссера и художника вся основана на композиции. Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и не связанные в одно целое, и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной цельной и ритмичной последовательности так же, как ребенок составляет из отдельных разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу.

КУЛЕШОВ Л. О задачах художника в кинематографе // Вестник кинематографии. 1917. № 126.

 
 

Один мой товарищ предложил мне попытать счастья на кинофабрике. Кино я увлекался еще в Тамбове, где получал каждую неделю от родителей 15 или 20 копеек для посещения «Модерна» или «Иллюзиона». Любимыми моими картинами были шведские — фирмы «Нордиск» с участием Гаррисона и Асты Нильсен.

Но страстной любви к «синематографу» у меня не было. Тем не менее, заинтересовавшись...

 
 

Как в литературном произведении действие, поступки героев, мысль автора и т. д. выражаются рядом фраз, так и изложение разными планами кинодействия строится монтажными фразами. Монтажная фраза зависит от задачи снимаемого куска, но каждая задача может быть выражена одной или несколькими монтажными фразами. Монтажная фраза — это несколько кадров (ряд «кадропланов»), выражающих определенное законченное действие, являющееся составным элем...

 
 

[…] Параллельным монтажом можно показывать, что делается одновременно в одном и другом (и третьем) месте действия. И параллельным монтажом для облегчения сопоставлений можно показывать, что делается в разных местах в разное время. Сопоставление и сравнение происходящих действий, облегченное параллельным монтажом, дает возможность показывать на экране зрителю ассоциации и метафоры. Параллельным монтажом можно показать, с чем ассоциируетс...

 
 

[…] Фильм, так же как и отдельная сцена, может быть монтирован последовательным и параллельным монтажом или совокупностью их (в одних местах, где надо по заданию, — последовательно, а в других, где требует задание, — параллельно). Так же, как и в сцене, в фильме можно выбросить неудавшееся место, заменив его перебивкой (в данном случае уже не куском, а целой сценой или эпизодом).

При...

 
 

[…] Слово «натурщик» означает вообще человека, котом по своему внешнему облику является характерным для того или иного типа. «Натурщик» — человек (любитель или профессионал), с которого художники — живописцы или скульпторы — делают, как с характерной натуры, портреты, бюсты, этюды и т. п. Именно в таком смысле мы и употребили это слово, чтобы рассказать о работе с неактером. ...

 
 

Монтаж — не враг, а лучший друг актера.

Монтаж дает наиболее выгодно показать на экране действие актера и массы, действие актера во взаимосвязи с природой, действие актера сравнительно-ассоциативно с параллельными действиями, явлениями; монтаж дает возможность отчетливо показать зрителю мельчайшие нюансы актерской работы. Аппарат, снимая «с движения», все время следит за действием актера, и зритель благодаря этому...

 
 

[…] Особенности киноэкрана не ограничивают внутреннюю технику актера — его эмоций. Что касается внешних данных актера, то экран к ним предъявляет свои особые требования. Эти требования объясняются тем, что: 1) в кинематографе аппарат снимает часто чрезвычайно близко — крупным планом, «увеличение»; 2) все настоящее, реальное в кино легко снимается и выходит всегда хорошо; все имитируемое, бутафорское, поддельное с...

 
 

[…] Мне не очень легко было добиться самостоятельной постановки, обещанной еще Бауэром. Многие не верили, что художник может быть режиссером. «Режиссер — это творец мизансцен, — говорили мне, — разве художник может понять когда-нибудь мизансцены?» […]

Картина была быстро снята, и процесс монтажа ее, который уже нельзя было производить на негативе (слишком коротки были куски), стал для меня праздником. Я...

 
 

Работы
Режиссер
1918Проект инженера Прайта
1919Песнь любви недопетая
завершил ф. В. Полонского
1920На красном фронте
1924Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925Луч смерти
1926По закону
1927Ваша знакомая (Журналистка)
1929Веселая канарейка
1929Два-Бульди-Два
совм. с Н. Агаджановой
1932Горизонт
1933Великий утешитель
1934Кража зрения
1940Сибиряки
1942Клятва Тимура
1942Учительница Карташова (в Боевом к/сб Юные партизаны)
1943Мы с Урала
совм. с А. Хохловой
Сценарист
1920На красном фронте
автор сценария
1930Саша
автор сценария совм. с О. Леонидовым, А. Хохловой
1932Горизонт
автор сценария совм. с Г. Мунблитом, В. Шкловским
1933Великий утешитель
автор сценария совм. с А. Курсом
Художник-постановщик
1917Жизнь трех дней
1917За счастьем
1917Король Парижа
1917Набат
совм. с Н. Белием
1917Сумерки души
1917Черная любовь
1918Мисс Мэри
1918Проект инженера Прайта
1918Слякоть бульварная
1933Великий утешитель
Монтажер
1919Смельчак
редактор монтажа совм. с М. Шнейдером
1919Сон Тараса
Актер
1917За счастьем
Энрико, художник
1917Черная любовь
1920На красном фронте
1925Луч смерти
Персонаж
1997Лев и Александра